ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Автор: Багдеева Наталья

Руководитель: Сазонова Светлана Анатольевна, старший преподаватель кафедры логопедии

Образовательное учреждение: АНО ВПО «Московский гуманитарный институт», г.Москва.

LOGORITMIKA AS EFFECTIVE METHOD TO OVERCOME THE SPEECH DISORDERS

По статистике последних лет только около 15% новорожденных в нашей стране появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют ярко выраженные речевые нарушения или различные микроорганические поражения. Одним из эффективных методов направленных на преодоление речевых нарушений являются занятия по логоритмике. Они включают развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребѐнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врождѐнная способность, она формируется постепенно.

У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются, но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Практика и опыт показывают, что наряду с традиционными методами работы в коррекции речевых нарушений, большую положительную роль может сыграть логопедическая ритмика. Она представляет собой форму активной терапии, которая направлена на преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, помогает адаптироваться к условиям внешней среды. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики [1]. Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, алалия. Логоритмика также содействует и эстетическому воспитанию детей. В литературе мы встречаем понятие «логоритмические занятия» – «это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включающая в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры». Занятия направлены на закрепление ритмической структуры слова, четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащение словаря детей. К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования: проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2- ой половине дня); форма проведения фронтальная (от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей); тема занятия определяется с опорой на лексические темы; содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков детей; в сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы: пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики; игра на музыкальных инструментах; логопедическая (артикуляторная гимнастика); самомассаж; вокальные упражнения; чистоговорки, фонопедические упражнения; игры, танцы; упражнения на развитие общей моторики; дыхательные упражнения. Самое важное в проведении занятий по логоритмике – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык, и учиться с ним активно взаимодействовать. Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимосвязанная работа всего педагогического коллектива и родителей. Логоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы. Целью проведения занятий по логоритмике является преодоление речевых нарушений с помощью развития и коррекции неречевых и речевых психических функции через музыку, движение и слово. Существуют несколько методик проведения логоритмических занятий с детьми с речевыми нарушениями. В.А. Гринер в своей работе «Логопедическая ритмика для дошкольников» (1957 г.) говорит о необходимости применения логоритмических занятий в логопедических группах, что является важнейшей основой для выправки не только моторики ребенка, но и его речевых недостатков.

Анализируя предложенную Шашкиной Г. Р. схему занятия, можно отметить, что она предлагает большое внимание уделять развитию орального праксиса, мимики, что, несомненно, является положительным моментов в этой методике. Так как у детей с ОНР наблюдается несформированность двигательной сферы, в том числе и мелкой моторики.[3]. Таким образом, мы считаем, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы с речью. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и т.д.

Литература

1. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровье сберегающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов пединститутов. СПб., 2007.

3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. — М.: Педагогика, 2008.

4. Каменская В.Г., Зверева С.В. Развитие вербального ассоциирования и отражение времени у младших школьников в норме и в случае речевых нарушений // Психологический журнал, 1999. — №4.