ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ ДИЗОРФОГРАФИЯ

http://rudocs.exdat.com/docs/index-433235.html

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»Характеристики группыДизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах. Наиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:

общее недоразвитие речи (ОНР);

фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);

дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);

различную неврологическую симптоматику (минимальную мозговую дисфункцию — (ММД),энцефалопатию);

пренатальную и постнатальную патологию.

У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается:

снижение слухоречевой памяти;

нарушение буквенного гнозиса;

нарушение динамического праксиса руки$

затруднено восприятие ритмической структуры слова;

нечеткая дикция, плохая артикуляция;

нарушение лексико-грамматического строя речи.

Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднение в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.^ Основные направления работыКоррекционная работа по преодолению дизорфографии проводится в четыре этапа:первый — диагностический, второй — подготовительный, третий — коррекционный и четвертый — оценочный.Первый (диагностический) этапНа данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового анализа и синтеза, представлений: фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. При проведении диагностики следует (при возможности) подключать школьного психолога.^ Общая характеристика коррекционной работы1.Проведение фронтальных диктантов с помощью учителем русского языка; проверка, анализ ошибок.2.Повторная письменная работа с группой детей, допустивших специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; рассказ-сочинение по опорным словам, серии сюжетных картинок.3.Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием групповой тестовой методики (письменно).4.Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.5.Анализ результатов обследования. Комплектование групп.Второй (подготовительный) этапНа подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитиемелкой ручной моторики).При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.Общая характеристика коррекционной работы1.Развитие общей и мелкой ручной моторики.2.Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.3.Развитие внимания: важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).4.Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объекта запоминания.5.Развитие мышления.Третий (коррекционный) этапВ течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дизорфографических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений.^ Общая характеристика коррекционной работы1.Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.2.Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударная гласная.3.Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звон кие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Правила переноса.4.Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные «ъ» и «ь»5. (Омонимы, Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты, 6 Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание,основа.7. Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после шипящих.8.Глагол. Начальная форма глагола.9.Дифференциация прилагательных и причастий.10. Дифференциация приставок и предлогов.11. Работа над просодическим компонентом речи. Интонация Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика. Логоритмика.12.Причастие и деепричастие. Деепричастный оборот.13.Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.Четвертый (оценочный) этапНа последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.^ Общая характеристика коррекционной работыОценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится индивидуально-подгрупповая работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале. В случае выявления у дизорфографиков ошибок дисграфического характера коррекционная работа ведется параллельно: формируются группы сочетанного диагноза «дисграфия — дизорфография», на группу составляется перспективный и поурочныйпланы работы в зависимости от формы и степени выраженности дефекта.