Литературоведческая пропедевтика на материалах русских народных сказок

Инновационная начальная школа.

Материалы из опыта работы областной экспериментальной

площадки МОУ лицей №29 г. Тамбова.

Сборник статей №2.

Л.А. Степанова, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МОУ лицей №29 гамбова.

Литературоведческая пропедевтика (на материалах русских народных сказок).

Процесс знакомства и усвоения теоретических понятий о литературе как искусстве слова, начавшись в 1-4 классах, продолжается в среднем звене школьного образования и направлен на углубление и расширение литературоведческих представлений учащихся.

Это постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, который обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе.

Учебник-хрестоматия для 5 класса «В мире литературы» ( авторы-составители: А.Г.Кутузов, В.В.Леденева, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, М., Дрофа, 2007) предоставляет широкие возможности формирования учебно-познавательной компетенции. Учебная хрестоматия в двух частях обеспечивает максимальное выполнение требований государственного стандарта образования как в объеме чтения литературных произведений, так и в объеме овладения комплексом понятий из области теории литературы.

В статье рассматривается один из методических аспектов работы с данным учебником. А именно пропедевтика изучения литературоведческих понятий на примере русских народных сказок.

На изучение произведений русского народного творчества программой отводится 10 часов. Большая часть из них приходится на анализ сказок.

Русские народные сказки знакомы ребятам с раннего возраста. Это тот словесный материал, с которым ребенок входит в мир словесного искусства и от понимания которого во многом зависит дальнейшее его отношение к книге вообще. Абсолютное большинство детей любит сказки. Поэтому при изучении соответствующего раздела в 5 классе учитель литературы вполне закономерно может опираться на богатый запас детской информации о сказочных героях, событиях и т.п., включающему сегодня, к тому же, огромный пласт мультфильмов и фильмов, снятых по сказочным сюжетам. Но анализ фольклорных произведений строится уже на более высоком уровне, чем это было в начальной школе, включая обязательно овладение литературоведческой технологией, необходимой для понимания сказки как специфического жанра устного народного творчества.

Этот этап литературного образования школьников, во многом носящий пропедевтический(вводный характер), открывает перспективы успешного овладения более сложной литературоведческой терминологией в последующих классах при изучении произведений различных, не только фольклорных, жанров. Учитель, используя благодатный сказочный материал, естественно, ненавязчиво подводит учеников к осмыслению научных категорий.

Начальный этап изучения фольклора включает усвоение (отчасти это повторение имеющихся после начальной школы знаний) общего определения фольклора,чтобы создать у учащихся целостное представление об этом уникальном явлении культуры. Слово «фольклор» пришло из английского языка и стало активно употребляться в 19 веке. В буквальном переводе оно обозначает «народная мудрость, народное знание», устное народное творчество. Фольклор исторически предшествовал письменному искусству, и первые попытки литературной, авторской, индивидуально-творческой работы опирались на художественный опыт народных певцов и рассказчиков. Учащиеся уясняют, что фольклор предварял литературу.

Задолго до появления письменности и литературы люди уже умели сочинять и передавать свой вымысел словами, только не письменно, а устно. Так пятиклассники подходят к понятию «вымысел». «Это то, что придумал автор», -считают они. И это верно. «Вымысел — это все то, что создано воображением создателя произведения, автора. Это форма отражения жизни, ее познания, средство создания образов». К слову «вымысел» подбирается синоним «фантазия». Сказка, таким образом, -вид устных повествований с фантастическим вымыслом. Вымысел-один из законов, по которому строится сказка. Народ сам в пословицах и поговорках не раз отмечал эту характерную особенность сказок. Всем не раз приходилось слышать или самим говорить тем, кто рассказывает о чем-то, во что трудно поверить: «Не рассказывай сказки», «Все это сказки». О чем это говорит? О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны. Так что же: сказка повествует о том, чего не было? В таком случае, зачем она? А.С.Пушкину принадлежат слова: »Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Сказка оказывается самой настоящей правдой, она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев. Сказка утверждает народные принципы жизни, преподавая уроки честности, преданности, смелости, порядочности.

Постепенно в литературоведческую практику учащихся вводятся и другие понятия, имеющие значение для понимания уже конкретного фольклорного жанра-сказки. На первых уроках изучения сказок углубляется само понятие «жанра», являющееся одним из базовых в литературном образовании современного школьника. Это важно, так как понимание особенностей различных жанров настраивает на определенное восприятие произведения. Жанр, «шифрующий» форму и содержание, служит подсказкой для(читателя, своеобразной путеводной нитью. Жанр ( от франц.genre-род, вид)- вид художественных произведений. Пятиклассники перед изучением сказок уже ознакомились с такими фольклорными жанрами, как пословицы, поговорки, загадки, песни, небылицы, скороговорки, прибаутки. Сказка же, будучи наиболее объемным, сложным по структуре жанром, завершает изучение произведений устного народного творчества. Учащиеся должны понять именно жанровые особенности, позволяющие выделить этот вид в отдельную группу фольклорных произведений.

Первая сказка, которую предлагает учебник для изучения, -«Два Ивана-солдатских сына». Чтение сказки предваряется в учебнике несколькими вопросами, зрительно выделенными жирным шрифтом для лучшего восприятия. Авторы хрестоматии предлагают обратить внимание «на то, как построена сказка, как она начинается, как заканчивается, как развивается сюжет, какие герои в ней действуют, какие эпизоды повторяются и сколько раз, какие знакомые речевые обороты встречаются». В таком случае чтение является более осознанным, так как ребятам изначально дана целевая установка.

После чтения проводится работа по заданным вопросам. Ответы учеников сопровождаются комментариями учителя. Данная статья освещает не все моменты анализа, а лишь те из них, которые непосредственно связаны с заявленной темой-с изучением теоретико-литературоведческих понятий и терминов, составляющих вводный цикл теории литературы, который далее будет расширяться.

В доступной для ребят форме объясняется, что такое композиция. Представьте квартиру или дом. То, как расположены части жилища,- это композиция. В художественном произведении-это построение, взаимосвязь частей.

Хотя в учебнике и поставлен вопрос о частях сказки, ответ на него, представленный, что характерно в целом для композиции этой учебной книги, в форме диалога Ивана Калиныча и Проши, не содержит четкого определения некоторых понятий. Например, о начале и конце сказки говорится неопределенно, эта информация не содержит , практически, ничего нового и конкретного: »Верно, Проша, большинство сказок начинается с зачина ( в тридевятом царстве, в тридесятом государстве и т.п.), а заканчивается концовкой ( стали жить-поживать и добра наживать)». Поэтому требуется уточнение учителем терминов. Обязательные элементы (части) композиции: зачин, концовка. Зачин — это устойчивая формула, с которой начинаются сказки. Зачин является началом повествования, в котором содержится указание на время и место действия, называются персонажи. Учащиеся находят зачин в сказке «Два Ивана- крестьянских сына»: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Пришло время-записали его в солдаты ; оставляет он жену беременную …». Стоит подчеркнуть, что категория зачина действует для произведений фольклора. В художественной литературе подобную роль играет экспозиция (это можно учесть при проведении параллелей в старших классах). Концовка подводит итог развитию сказочного действия: » Приехали братья во дворец, сотворили трехдневный пир … Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван-солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии».

Понятие «сюжет» также объясняется в доступной для пятиклассников форме. Происходящие события, их последовательность-это сюжет. Слово «сюжет» произошло от французского sujet (предмет) – развитие действия, ход событий.

Важное значение в сюжете и композиции сказки имеет расстановка и характер главных героев. В анализируемой сказке это два Ивана, они уходят из дома, преодолевают препятствия, побеждают зло. Для сказки также обязательно четкое деление героев на положительных и отрицательных. В сказке к первым относятся два Ивана, соответственно ко вторым — три змея, водовоз.

При анализе сказки важно заострить внимание на том, что данная сказка относится к разряду волшебных. Об этом позволяет говорить наличие волшебных существ и предметов-волшебных помощников. Это художественная условность, выявляющая, подчеркивающая характер героя, помогающая ему проявить лучшие качества. В сказке это старик — даритель, который дает в руки героям волшебные средства для победы над силами зла ( богатырские кони и сабли).

Непременным свойством композиционно-сюжетного построения сказки является мотив дороги . В сказке это непростая дорога , а несколько, предполагающих выбор, ставящих героев на распутье: «… приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбе написано: «Кто влево поедет, тот убит будет».

Легко справляются пятиклассники с заданием найти примеры троекратных повторов: трижды Иван сражается со змеем, трижды водовоз точит нож, трижды спасает дочерей царя.

Параллельно на уроке идет разговор и о содержательной стороне сказок. Ребята задумываются над тем, зачем народ сочинял сказки, что было важным передать потомкам. Пятиклассники рассуждают о добре и зле, отношении к родителям, скромности — качествах, важных не только для отдельных личностей, но и для всего народа. В фольклорных произведениях выражается общенародный эстетический идеал — представление народа о прекрасном человеке, прекрасных отношениях и поступках. Общенародный идеал со временем меняется, но главные ценности остаются вечными, важными нравственными ориентирами, к которым нужно стремиться каждому человеку. В тетради предлагается оформить таблицу «Основные черты общенародного идеала человека»;

-любовь к родной земле;

-доброта;

-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро;

-справедливость;

-беспристрастные действия, соответствующие истине;

-великодушие;

-обладание высокими душевными качествами, готовность бескорыстно жертвовать своими интересами ради других;

-скромность, сдержанность, нехвастливость;

-находчивость, сообразительность, умение найти выход из трудного положения;

-сноровка, ловкость, расторопность, навыки, умения в каком-нибудь деле.

По каждому из понятий проводится словарная работа.





В ходе дальнейшего обсуждения проводится работа над изобразительно- выразительными средствами, встречающимися в сказках. Это общепринятые художественные средства, однако, в произведениях устного народного творчества они способны приобретать дополнительные оттенки. Внимание учащихся обращается на то, что некоторые повторяющиеся обороты переходят из сказки в сказку. Это относится, в первую очередь, к постоянным эпитетам, являющимся особенностью именно фольклорных произведений. Сначала дети вспоминают традиционное определение эпитета (от греч. Epiheton-приложение)- «образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно прилагательными, но иногда наречием, существительным, глаголом или числительным. Эпитет выделяет в предмете одно из свойств». ( см. Книгин И.А., Словарь литературоведческих терминов. Саратов: Изд-во «Лицей» 2006, с.252).

В тетради составляется схема.

Какой?

Молодец добрый

Девица красная

Ворон черный

Море синее

Земля матушка, сыра

Руки белые

Брови черные, соболиные

Поле чистое

Находим в сказке «Два Ивана – крестьянских сына» постоянные эпитеты: добрые молодцы, добрые кони, синее море, великое горе, прекрасная царевна, лес дремучий, красна девица, душа – девица.

Следующий этап анализа сказки-работа над сказовой интонацией, напевностью речи. Важно подчеркнуть именно устный характер сказки. Если подбирать к слову «сказка» однокоренные слова, то в результате возникнет ряд слов, в определенной степени раскрывающий его смысл: сказка — рассказывать-сказывать. Сказка- то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя. Для создания подобного эффекта в сказках слова часто меняются местами в границах фразы или предложения, например, «приехали братья» вместо «братья приехали». Выразительность речи, ее напевность достигается во многом за счет инверсии: «пошли мальчики в рост», « выросли два Ивана», « вот отправились братья в город», «привел их старик к большой горе», « идет в народе такая молва».

После изучения сказки «Два Ивана- крестьянских сына» делается обобщение о жанрово-тематических особенностях сказки:

-фольклорная сказка имеет четкую композицию;

-герои обязательно делятся на положительных и отрицательных;

-положительный герой непременно уходит из дома, ему предстоит дорога, испытания, подвиги, он через все успешно проходит;

-герою помогают волшебные помощники и волшебные предметы,

-добро всегда побеждает зло;

-применяется принцип троекратного повторения;

-использование в сказках особых речевых поворотов.

Выявление данных отличительных особенностей помогает учащимся усвоить жанровые черты волшебной сказки в их формально-содержательном единстве.

С пятого класса целесообразно проводить работу по комплексному анализу текста. Это включает определение темы, формулирование идеи (что трудно как пятиклассникам, так и шестиклассникам), выявление особенностей стиля и выделение характерных для него изобразительно-выразительных средств.

При изучении сказки «Финист- ясный сокол» вводится понятие проблемы: « Проблема- основной вопрос, поставленный в произведении, может иметь ответ или оставаться нерешенным». Ребята отвечают на вопросы: как звучит основная проблема сказки « Финист-ясный сокол»? что есть добро и что есть зло в человеческих отношениях?

Далее определяется тема . «О чем эта сказка?- О любви. Отсюда и проблема: какая любовь злая, какая добрая? Дает ли сказка ответ на этот вопрос?» После обсуждения ребята приходят к выводу, что основной ответ таков: добро в любви, счастье человек строит сам, добивается его трудом и настойчивостью; главное добро в жизни любовь, в этом и состоит мудрость жизни. Героиня сказки Марьюшка преодолевает все испытания, в чем ей помогает сила любви.

Ведется словарная работа над понятиями добра и зла. «Добро — нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок. Зло- нечто дурное, вредное, противоположное добру, злой поступок». ( Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

После анализа волшебных сказок переходим к изучению бытовых (социально-бытовых) сказок. Учебник А.Г.Кутузова предлагает сказку « Жена — доказчица». После прочтения сказки уточняется, что изображенные в ней события вполне реальны. В чудеса верит только глупая старуха. Пятиклассникам объясняется, что сатирические произведения , к которым близка и бытовая сказка, высмеивают недостатки людей и общества. Сказка «Жена — доказчица» высмеивает глупость и болтливость старухи, жадность барина, а поощряет находчивость старика.

Учащиеся, имеющие опыт анализа волшебной сказки, могут самостоятельно выделить отличительные особенности социально-бытовой сказки:

- отсутствие волшебства;

- герои — обычные люди;

- в сказке отражены быт, обычаи, нравы народа;

- сказки высмеивают отрицательные качества ( лень, болтливость, глупость, жадность и др.);

- сказка поощряет ум, находчивость, порядочность и др.;

- по форме бытовые сказки короткие, действие разворачивается быстро;

- основу композиции в основном составляет разговор (диалог).

При изучении сказок о животных учащиеся без труда называют отличительные особенности этого вида сказок:

- животные выступают не помощниками, а главными героями;

- животные обладают теми же качествами, что и люди, т.е. они «очеловечены».

Сказки о животных в заглавии непременно содержат упоминание персонажей- животных: «Волк и лиса», « Лиса и журавль». Герои сказок о животных, как и любой другой, вступают в конфликт – противоборство, противоречие. В русской народной сказке «Мужик, медведь и лиса», которую предлагает учебник, в конфликт вступают мужик и медведь. И победу мужик одерживает не с помощью чародейства, а благодаря своему уму, смекалке, смелости и хитрости.

У этой сказки своеобразная концовка: « Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает». Концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки.

Следует заметить, что и сегодня продолжается научная работа по уточнению классификации народных сказок. Поэтому невозможно не упомянуть об уникальном явлении – докучных сказках. Знакомство с этим видом сказок расширит представления учащихся о разнообразии фольклорных произведений, внесет в урок элемент занимательности.

Докучные сказки создавались как шуточные и обязательно веселые. Они сочинялись прежде всего для того, чтобы отбиться от истовых ревнителей сказок в лице не только детей, но и взрослых. Эти произведения начинаются привычно, завлекают зачином, а завершаются странной концовкой, когда внимательный слушатель оказывается в неожиданной растерянности. Для осознанного понимания детьми термина «докучная сказка» проводится словарная работа. В словаре В.И.Даля слово «докучать» объясняется как «надоедать, неотступно просить, упрашивать, приставать». Среди примеров есть и такие : «Это докучная сказка. Полно тебе докучную сказку сказывать» (т.е. надоедать одним и тем же).

Учитывая все вышесказанное, можно проверить учащихся, насколько поняли, в каких случаях рассказывают докучные сказки:

- когда сказочник не хочет больше рассказывать;

- когда сказитель стремится привлечь слушателей;

- когда сказочник желает, чтобы его еще раз попросили продолжить свои рассказы и т. П.

Далее детям предлагается прочитать и обсудить несколько докучных сказок.

«- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

-Скажи.

-Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет? Сказать ли тебе сказку про белого бычка?»

2.»Жил да был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало: не сказать ли сначала?»

3. «Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец».

4. «Жили-были старик со старухой, у них подо окном- то было озеро- тамо щука да елец; тут и сказке конец».

Можно провести беседу с использованием следующих вопросов:

- как объяснить, почему у докучных сказок нет названий?

- найдите в докучных сказках слова и выражения, свойственные всем народным сказкам;

-постройте рассуждение: почему докучные, как и другие сказки, называются сказками?

На заключительном занятии по русским народным сказкам детям предлагается включиться в творческий процесс и написать свою сказку.

Добрым быть намного лучше.

Жили-были две принцессы. Одна трудолюбивая, старательная, внимательная и очень добрая, а другая — неряха и просто большая вредина.

Как-то раз обе принцессы отправились в лес прогуляться. И надо же такому случиться, заблудились. Близко ли, далеко , долго ли, коротко, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Оказались они на распутье, и лежал там камень с указателями. А возле камня сидел маленький, но довольно смышленый бельчонок. Поздоровался он с ними и сказал, что у него лапка болит. Лентяйка здороваться не пожелала и не пожалела бельчонка, обозвав его хитрецом. Зато добрая принцесса поздоровалась с рыжим, взяла его на руки, пожалела и приложила какую-то травку, которая тут же помогла зверьку.

Повеселел бельчонок, расспросил девушек, как они оказались в самой глуши леса. Узнав, что они заблудились, показал дорогу домой, вручив каждой по волшебному перышку, которое указывало направление.

Добрая принцесса поблагодарила бельчонка, даже поцеловала его в носик. Идет умница по своей дорожке, а навстречу ей принц на коне. Посадил он принцессу на коня и умчал в свое славное царство. И стали они жить в любви и согласии.

А другая принцесса ничего не сказала и встречала на своем пути только лягушек да пауков. Долго она плутала и рыдала. Неспроста ведь это, не правда ли?

Доброе дело без награды не останется.

Шнайдер Карина.

Захотели лесные жители отправить кого-нибудь в город. Посовещались и решили отправить Бабу-Ягу. Прилетела Баба-Яга в своей ступе в большой город и приземлилась на площади. Смотрит, а вокруг звери с невиданными рогами, глазами горящими, страшными. Не поняла она, что это троллейбусы, испугалась. Решила обратно в лес вернуться, а ступа ее сломалась. Сидит Баба-Яга в сквере на лавочке и горюет: « Как же я теперь в лес-то вернусь?»

Шла мимо девочка Катя, увидела Бабу-Ягу и спрашивает:

- Бабушка, что вы здесь делаете?

- Ступа моя сломалась, не могу я в лес вернуться, милая…

- Пойдемте к моему папе, он вам мигом починит ее.

Удивилась старая, но с Катей пошла. Починили ей ступу, и улетела она в родной лес. Там рассказала она о жизни в городе, о высоких технологиях, о доброте и мудрости людей. И решила Баба-Яга, несмотря на свой преклонный возраст,

преподавать добро, не пакостить, нести модернизацию в привилегированное лесное общество.

Минина Вера.

Учебное пособие «В мире литературы» для 5 класса дает возможность организовать работу так, чтобы учащиеся воспринимали произведение как особый художественный мир, где действуют свои законы и правила, где существует свое время, пространство, персонажи.

Предложенный в данной работе методический подход – изучение литературоведческих понятий на материале русских народных сказок как пропедевтический этап в приобретении школьниками теоретических знаний – обеспечивает освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста в среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы.

Литература

1 .Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов.- Саратов; Издательство «Лицей», 2006.

2. Курдюмова Т.Ф. Литература 5 класс. Учебная хрестоматия для 5 класса средней школы. М., Просвещение, 2006.

3. Курдюмова Т.Ф. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии для для 5 класса.- М., Просвещение, 1995.

4. Кутузов А.Г., Романичева Е.С., Киселев А.К. «В мире литературы» часть 1, 5 класс.- ООО «Дрофа», 2006.

5. Кутузов А.Г., А.Г. Гутов, Л.В. Колосс Как войти в мир литературы 5 класс.- М., Дрофа, 2001.

6. Серегина Л.М. Литература 5 класс Поурочные планы по программе А.К. Кутузова.- Волгоград: Издательство «Учитель», 2006.