Литературная гостиная Образ няни в лирике АСпушкина и музыке интеграция литературное чт

Интегрированный урок в 3 классе:

литературное чтение + музыка по теме

«Образ няни в лирике А.С.Пушкина и музыке»

Подготовили: учитель начальных классов Судовцева Евгения Васильевна

Учитель музыки Еленко Наталья Александровна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

формирование умения определять и видеть в тексте настроение лирического героя, слышать в музыке способы передачи чувств лирического героя.

Задачи:

познакомить с некоторыми фактами биографии поэта;

познакомить с оперой Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» ;

развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; развивать навыки импровизации;

учить анализировать стихотворный текст и музыкальные произведения; пользоваться средствами музыкальной выразительности;

развивать аналитические и творческие способности, потребности в коммуникативной деятельности;

формировать умение понимать настроение героя через литературные и музыкальные произведения;

воспитывать чувства уважения и почитания к пожилым людям.

Оборудование:

Компьютер, проектор, фортепиано,

презентация, рабочие листы для учащихся, карточки,

реквизит для инсценировки текста.

Музыкальное сопровождение:

Н.А.Римский – Корсаков фрагмент из симфонической картины «Сказка о царе Салтане» «Три чуда», М.Яковлев романс «Зимний вечер», р.н.песня «Светит месяц» в исполнении домры.

Оформление класса:

На доске — «замороженное» окно, хлопья снега, на столе, покрытом расшитой скатёркой свечи, том Пушкина, цветок, на стене портрет А.С.Пушкина, на экране – презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

У. -Доброе утро, ребята! Мы рады видеть вас в нашей литературной гостиной!

У.М.-Сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок литературного чтения и музыки.

У.Символом нашей литературной гостиной недаром выбрана свеча. Как пламя свечи разгорается нежно и постепенно, так и творческие способности раскрываются порой медленно и осторожно.

У.М– Сегодня мы собрались в этой великолепной литературной гостиной, чтобы вновь вспомнить о творчестве великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, почувствовать дух исторической эпохи “золотого века”, послушать музыкальные произведения, созданные на пушкинские сюжеты.

Вы, ребята, сможете показать свои знания классической музыки, биографии и произведений поэта, побывать в роли внимательных слушателей, хороших исполнителей и даже композиторов.

У. Сегодня на уроке мы будем вслушиваться в произведения А.С.Пушкина, музыку, написанную по его сказкам. В конце урока посмотрим, что нам удалось.

-Зимний вечер. В окне горит свет. Мы с вами тоже зажжём свечу. Сядем поближе друг к другу и побываем в гостях у Арины Родионовны и Пушкина.

Учителя зажигают свечи

Слайд1 (тема урока)

У. Тема нашего необычного урока: «Образ няни в лирике А.С.Пушкина и музыке».

Блок «Литературное чтение»

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1) Блиц-опрос.

Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)

Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)

Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)

Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)

Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

-Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки А.С.Пушкина.

-А теперь, давайте послушаем, как вы умеете выразительно читать стихи.

2)Выразительное чтение стихов А.С.Пушкина:

«Вот север, тучи нагоняя…»./ /

«Зимнее утро»/ /

«Зимняя дорога»/ /

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.С.Пушкина

В трёх разных словарях я нашла толкование одного и того же слова.

В словарях Ожегова и Ушакова даны такие значения: «Женщина или девушка, занимающаяся уходом за ребёнком, детьми. 1 .Санитарка в лечебном учреждении. 2. Работница детского сада, яслей». В словаре Даля: «нянька, нянюшка – женщина, которой поручен надзор за ребёнком, иногда пестун (м). Встарь, при девицах приставлялась няня, до самого замужества, и сохраняла это почётное звание навсегда»

-Что это за слово? О няне какого поэта или писателя вы знаете, слышали её имя?

А кто он ей?

Не сын, не внук –

Дитя господское. И всё же

Арина чуяла: барчук

Ей был на свете всех дороже.

Все ребятишки хороши,

Дай Бог им крепкого здоровья!

Во всех не чаяла души,

Но этот был её любовью!

Сама не ведая о том,

Она урок ему давала-

Простым крестьянским языком

Саму Россию диктовала!

Любовью сердца своего

Купель бессмертную согрела,

И душу певчую его

Оберегала, как умела.

Могла бы век ему служить,

Когда б судьба не разделила…

Ведь в целом мире, может быть,

Она одна его любила.

Слайд2 (вопросы)

II. Актуализация знаний, фиксация затруднений

У.Перед вами три вопроса:

1.В каком возрасте человеку нужна няня и почему? А няня Пушкину?

2.Почему, за что и каким образом люди помнят свою няню? А Пушкин свою няню?

3.Какой должна быть няня, чтобы ей посвятили стихи? А сколько стихотворений посвятил поэт няне? Какие чувства выразил поэт в стихотворении «Няне»? Ответы на эти вопросы будем искать вместе сегодня на уроке.

III. Постановка цели деятельности

Слайд3 (портрет А.С.Пушкина)

Вопрос №1.

СЛАЙДЫ №4 — №11 (пушкинские места). Сообщение учителя.

А.С.Пушкин жил в то время, когда в России было крепостное право. Крестьяне назывались крепостными, потому, что были закреплены за помещиками и являлись их собственностью. Крепостных можно было продавать и покупать. Женщине, которая вырастила всех детей в семье Пушкиных, родители поэта предложили вольную, но она отказалась. Это — Арина Родионовна. Мы знаем о ней потому, что её всю жизнь любил и почитал Пушкин. Об этом было известно его друзьям, в письмах к нему они всегда передавали няне привет и спрашивали о ней. Жизнь Пушкина складывалась нелегко. Его вольнолюбивые стихи стали известны царю Александру

1. Он решил наказать поэта и выслал его из Петербурга. Это называлось ссылкой. А.С.не знал, как долго ему придётся жить в Михайловском, навещать ссыльного царь запретил, а письма шли очень долго. Единственным спасением было общение с няней, которая с радостью приняла своего любимца.

-Ответьте на первый вопрос урока.

- Можете ли вы ответить на следующие вопросы? Определите цель работы на уроке.

IV. Первичное восприятие текста

Вопрос № 2.

- За что Пушкин любил свою няню?

Рабочий лист №1.

Задание.

Прочитайте текст, ответ оформите схематично. Обоснуйте.

Вопрос № 3.

- Предположите количество стихотворений, посвящённых Арине Родионовне.

Рабочий лист №2.

Задание.

Прочитайте отрывки. Каким настроением проникнуты строки, посвящённые няне? Забыл ли поэт свою няню после её смерти?

- В вашем учебнике есть два стихотворения, посвящённых няне. С одним из них вы сегодня познакомитесь . Определите тему урока и поставьте задачу.

Учитель читает наизусть ст-е «Няне»

У. — Поделитесь своими впечатлениями. Прочитайте текст самостоятельно. Найдите слова, которые вам непонятны?

Словарно – лексическая работа. * Кот Учёный

Светлица - в старину, светлая парадная комната в доме.

Горюешь, будто на часах – т.е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время долго тянется.

Вороты - устар. Ворота

Всечасно - постоянно.

- Какие словесные картины представили?

- Сколько картин может быть ? Как это определить?

Рабочий лист № 2.

Задание.

Заполните таблицу.

1 ряд – прочитайте 1 строфу, попробуйте записать словами картину к этим строчкам.

2ряд — 2 строфу.

3 ряд — 3строфу.

- Кто хочет прочитать свою словесную картину? Какие цвета надо выбрать для этой картины? Какую музыку подберём? Давайте соединим все три картины. Какие чувства вы передали? Зачем?

Вывод: чувства можно передать словом, цветом, музыкой.

Пушкин раскрыл в своих стихах и музыкальное начало русской речи: её напевность, ритмическое, интонационное богатство. Каковы же были первые музыкальные впечатления поэта?

Они связаны с одним из самых близких Пушкину людей – няней Ариной Родионовной. Она вводила поэта в русский сказочный мир. Песни, которые пела Арина Родионовна, не могли не оказать воздействие на маленького Пушкина.

Блок «Музыка»

Слайд 12 (Пушкин и няня)

Ученик исполняет на домре р.н.песню «Светит месяц».

У.М. XIX век. Село Михайловское. Вот домик няни Пушкина

(Репродукция картин Ю.В.Иванова «Домик няни Арины Родионовны и «Пушкин и Арина Родионовна»

- Зимний вечер. В окне горит свет. Поэт только что закончил новое стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушаем и мы…

Слайд 13 ( Н.Сверчков «В метель»)

Учитель наизусть читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет, Вихри  снежные крутя;То как зверь она завоет,То заплачет как дитя, То по кровле обветшалойВдруг  соломой зашумит,

То как путник запоздалый К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужкаИ печальна и темна.Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна?Или бури завываньемТы, мой друг, утомлена,Или дремлешь под жужжаньемСвоего веретена?

Выпьем, добрая подружкаБедной юности моей,Выпьем с горя; где же кружка?Сердцу будет веселей.Спой мне песню, как синицаТихо за морем жила;Спой мне песню, как  девицаЗа  водой поутру шла…

Буря мглою небо кроет, Вихри  снежные крутя;То как зверь она завоет,То заплачет как дитя.

У. Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?

Д. Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.

У. У автора грустное настроение, и оно передается на все, что его окружает, даже на няню.

- Какой вы представляете няню поэта?

Д. Старая седая женщина с морщинами на лице и добрыми глазами.

У. Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.

Д. «Мой друг», «моя старушка», «добрая подружка».

У. Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?

Д. Он очень любит ее, заботится о ней.

У. Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?

Д. Да, можно.

У. При помощи каких средств композитор пишет музыку?

Д. Для этого он используют средства музыкальной выразительности.

У. Назовите их.

Д. Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель.

Слайд14 (средства музыкальной выразительности)

У. Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.

Слайд15 (четверостишие)

Д. «Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя»

У. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.

Карточка

ТЕМП (быстрый, медленный)

ДИНАМИКА (громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)

МЕЛОДИЯ (бодрая, спокойная, взволнованная)

У. Что выбрали – прочитайте.

Дети зачитывают различные варианты ответов.

У. Попробуйте тихо напеть эти строки

- Кто это может сделать для всех?

Дети по желанию напевают четверостишие вслух.

У.Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке с помощью средств музыкальной выразительности. А теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор. К этому стихотворению лицейский друг Пушкина Михаил Яковлев написал музыку. Словно в памятный венок любимой няне – Арине Родионовне сплелись  пушкинские стихи, ставшие романсом. Послушайте романс «Зимний вечер» в исполнении Олега Погудина и подумайте есть ли здесь музыкальное развитие.

Слайд 16 (романс «Зимний вечер»)

(Звучит романс «Зимнмй вечер» в исполнении Олега Погудина.)

У. Какое музыкальное развитие вы услышали? (динамическое, темповое, исполнительское). Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Михаила Яковлева?

Д. Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад, негромкое звучание.

У.М. Арина Родионовна не только пела — она была еще и сказочницей. Пушкин слушал милые нянины сказки — такие простые и волшебные. С детства любил Александр Сергеевич народные песни, пословицы, сказки, собирал, записывал и изучал их. Со слов няни Александр Сергеевич записал 7 сказок Уже позднее, через несколько лет они превратились под его пером в поющие строки:

В синем небе звезды блещут, В синем море волны плещут,Туча по небу идет,Бочка по морю плывет…

Сказки Пушкина сродни народным песням. Звучат как музыка: напевно и легко. Место действия сказок — Древняя Русь. Любить Русь, Россию, понимать русский язык научила его няня.

Слайд17 (Римский – Корсаков Н.А.)

Сказки Пушкина вдохновили русского композитора Н.А.Римского — Корсакова на создание таких опер, как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».

Вы помните, что такое опера? (Музыкальное сценическое произведение, в котором действующие лица поют).

В 1899 году к 100-летию со дня рождения Пушкина Н.А.Римский — Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Спокойно, неторопливо ведет композитор свой рассказ о сказочном городе Леденце и его чудесах.

Вспомните, какие три чуда встречаются в сказке Пушкина? (ответы детей)

Слайд 18 (Три чуда)

Тут и белка, что при всехЗолотой грызет орех.33 богатыря, в чешуе, как жар горя Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор…

А тема Царевны-Лебеди похожа на перезвон колокольчиков. Фантастические узоры мелодии показывают превращение птицы в красавицу-царевну. Они сменяются напевной темой, похожей на русскую песню. Прослушайте отрывок, который так и называется «Три чуда».

Постарайтесь во время слушания быть внимательными, услышать все эти мелодии.

Чтобы вам было легче представить картины, которые нарисовала музыка, закройте глаза.

Когда услышите тему Белочки, Царевны – Лебеди и богатырей высоко поднимите руки.

Слушание фрагмента «Три чуда»

У.М. По каким признакам вы узнали когда зазвучали мелодии Белочки, богатырей, царевны Лебедь?

А теперь давайте немного разомнёмся, проведём физкультминутку «Три чуда»:

Слайд 19 (физкультминутка)

Тридцать три богатыря, (маршируют на месте)

Чешуёй как жар горя,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст