Литературная гостиная Носил он совесть близко к сердцу

Литературно – музыкальная гостиная

«Носил он совесть близко к сердцу»

Задачи литературно-музыкальной гостиной

Приобщить учащихся к богатству литературы.

Развивать у учащихся способности эстетического восприятия.

Воспитывать эстетический вкус и гражданскую идейно-нравственную позицию учащихся.

Воспитывать речевую культуру.

Воспитывать культуру слушания.

Оформление доски: цитата из стихотворения В.Высоцкого.

Песня Булата Окуджавы О Володе Высоцком

Ведущий

- Есть имена, при упоминании которых на душе становится теплее. Среди таких имён – В.Высоцкий.

Песни его буквально ворвались в наш слух, в наши души. Высоцкий был весёлым, всё умел, ничего не боялся: идти, прыгнуть, догнать, отшить, сказать, врезать. И всё равно он был не злым, не подлым. «Старшие» учили не трусить, защищать слабого, беречь свою честь, держать свою марку, не подличать ни ради чего.

На вопрос анкеты: « Хочешь ли ты быть великим и почему?» — Высоцкий ответил: «Хочу и буду». И не только ответил, но и воплотил в жизнь. Памяти великого актера, поэта, певца, просто замечательного человека посвящается наша литературно-музыкальная гостиная.

… Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!

^ Может, кто-то когда-то поставит свечу

Мне за голый мой нерв, на котором кричу,

И весёлый манер, на котором шучу…»

В.Высоцкий

1 ведущий. (слайд 3) В Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, «Дом на Первой Мещанской, в конце» — согласно его свидетельству из песни « Баллада о детстве». (слайд4,)Первые годы своего детства жил с матерью-Ниной Максимовой, первой женой своего отца. Какими были эти годы? Как у всех детей довоенного времени: коммунальная квартира с множеством соседей, самые скромные игрушки. Жизнь отца с матерью не сложилась. И семья решила: сын будет жить у отца. Евгения Степановна Лихалатова стала на долгие годы второй матерью Высоцкого. После пребывания в эвакуации на Урале, а потом в Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке.

Песня в исполнении Высоцкого «На большом Каретном»

Уже в детстве у Владимира проявилась доброта. Эта черта сохранилась на всю жизнь. Он любил радовать людей, делать им приятное.

3 ведущий. Будучи десятиклассником, Владимир Высоцкий посещал драматический кружок. Однако он не сразу определил, что хочет стать актёром. ( Слайд 5) После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нём полгода, бросает его. Такое решение он принял в ночь с 1955 на 1956 года. «Это не моё…», сказал Высоцкий. И вскоре Владимир поступает в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе.

Ведущий

После ее окончания стал работать в Московском драматическом театре имушкина. Потом, когда в 1964 г. Открылся Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П.Любимова, молодой актер пришел туда и проработал в этом театре до конца жизни. Высоцкий не затерялся среди молодых талантливых артистов. Уже после первого спектакля—«Павшие и живые» по пьесе В.Розова—Высоцкий вошел в число ведущих артистов театра. Люди ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть актера в роли Галилея, Хлопуши, Гамлета.

        Высоцкий играл двадцать пять-тридцать спектаклей в месяц, не чувствуя усталости. Во многих спектаклях он пел свои песни.

Ведущий

С 1964 г. по 1980 г. в Московском театре драмы и комедии на Таганке, он сыграл 20 ролей. Как актер участвовал в создании 30 художественных телевизионных фильмов, 8 радиоспектаклей. Написал более 600 поэтических произведений. В 1987 году удостоен звания лауреата Государственной премии СССР (посмертно).

Ведущий

       Пел и вне сцены—кинофильмах, на эстраде, перед огромной аудиторией или в дружеской компании.

    Песенный его репертуар невероятно богат. Он включал и лирические миниатюры в медленном темпе, полные доброты, и сатирические вспышки, требующие резких тонов, огромной динамики, внутреннего напряжения. бешеных ритмов, стремительных взлетов.

       Открытый, дуща нараспашку, он на самом деле не любил откровенничать о себе, не выносил, когда его к этому принуждали.

Песня «Я не люблю» летела в зал прямым признанием об этом.

      (Звучит запись песни «Я не люблю»).

Ведущий

       Первые песни—дань времени. Это были так называемые «дворовые». Городские песни, их еще называют «Блатными».

В них он пел о тюрьмах, лагерях, заключенных… Но эти песни у Высоцкого особенные. В них нет «блатной лирики»– нет воспевания воровской романтики.  Есть боль за сломанные души, есть тоска по свободе, есть непокорные и заблудшие, есть грязь обстоятельств и очищающая любовь. Да, они просты по форме, но это ли главное?

     (Звучит запись песни «За меня невеста отрыдает честно…»)

Ведущий

Кем только ни представал Высоцкий в своей огромной песенной моноопере! За «Я», от имени которого звучали песни или стихотворение, вставали: альпинист-романтик, томящийся в ожидании летной погоды  пассажир «Аэрофлота», полотер, спринтер, которого заставили бежать длинную дистанцию, Ваня, которого едва он оказался у телевизора, «сейчас же тянет в магазин». Многие песни написаны от личного местоимения «Я». Почему так—Высоцкий тоже неоднократно объяснялКогда говорю «Я», меня часто упрекают в нескромности.

      Но это не так, не из-за того, что я все прошел и испытал на собственной шкуре. Самое главное!—там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о том предмете, о котором я говорю с людьми… Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить «Я».

     Главная тема всего творчества Высоцкого—поиск в жизни героического начала, тоска по нему, страстное желание увидеть его воплощенным. Он носил в себе этот подвиг, жил им:

ПЕСНЯ «КОРАБЛИ»

2 ведущий: Из воспоминаний В.Высоцкого

“Родители хотели, чтобы он стад нормальным советским инженером, и он поступил в Московский строительный институт на механический факультет. Но потом почувствовал, что это.не его, словом невмоготу, и однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный и сказал своему другу, что с завтрашнего дня больше в институт не ходит

Ведущий Высоцкий требует от слушателей правды и искренности. А к себе он беспощаден

ЧТЕЦ

Я освещен, доступен всем глазам.Чего мне ждать? Затишья или бури? Я к микрофону встал, как к образам. Нет-нет, сегодня точно к амбразуре.

2 ведущий: Что же это за правда? Это правда России, которую Высоцкий безумно любил во всех её проявлениях. И именно вследствие этой великой любви к России он поднимает мятеж, против всего, убивающего ее живую душу.

Он не терпел, когда унижали нас в собственной стране. Иностранным туристам можно пройти туда, куда не мог зайти обыкновенный гражданин. Для них были специальные магазины, где они все могли купить, для них были билеты, которые простым смертным недостать,

I УЧЕНИК:

А люди все роптали и роптали.А люди справедливости хотят! “Мы в очереди первыми стояли,- А те, кто сзади нас, уже едят!” Им объяснили, чтобы не ругаться:»Мы просим вас, уйдите, дорогие!Те, кто едят, ведь это иностранцы, А вы, прошу прощенья, кто такие?»

1 ведущий: Он кричал о проблемах, о которых не принято говорить вслух. О наркомании тогда не говорили, официально считалось, что у нас ее в стране нет.

2 УЧЕНИК:

Не писать мне повестей, романов. Не читать фантастику в углу, -Я лежу в палате наркоманов, Чувствую — сан сяду на иглу. Кто-то раны лечил боевые, Кто-то так, обеспечил тылы.Эй, вы парни, мои мировые.Поскорее слезайте с иглы!

2 ведущий: Ему было больно за свою страну, за безропотных своих сограждан. И он кричал за нас всех, выплескивая боль своей души.

- Военная тема занимала в его творчестве одно из важных мест. Слушая песни Высоцкого, можно сказать, что этот человек прошёл ад войны, испытал горечь разлук, отчаяние потерь. На многое в военной теме он взглянул по-новому, сказал так, как до него ешё никто не говорил.

ПЕСНЯ «ПИСЬМО ПЕРЕД БОЕМ»

Высоцкий В. С. — «Братские могилы»

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче — гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

Песня о звёздах (Мне этот бой не забыть нипочём…)

Мне этот бой не забыть нипочём —

Смертью пропитан воздух,

А с небосклона бесшумным дождём

Падали звёзды.

Вот снова упала — и я загадал:

Выйти живым из боя…

Так свою жизнь я поспешно связал

С глупой звездою.

Я уж решил: миновала беда

И удалось отвертеться…

Но с неба свалилась шальная звезда —

Прямо под сердце.

С неба свалилась шальная звезда —

Прямо под сердце.

Нам говорили: «Нужна высота!»

И «Не жалеть патроны!»

Вон покатилась вторая звезда —

Вам на погоны.

Звёзд этих в небе — как рыбы в прудах,

Хватит на всех с лихвою.

Если б не насмерть, ходил бы тогда

Тоже — Героем.

Я бы Звезду эту сыну отдал,

Просто на память…

В небе висит, пропадает звезда —

Некуда падать.

1964

Ведущий

Вертикаль» была первой картиной, в которой песни Высоцкого прозвучали на всю страну в его собственном исполнении. Перед съемками они тренировались, да так, что совершили восхождение на пик Кавказ и некоторым, в том числе Высоцкому был вручен значок «Альпинист СССР.

Леонид Елисеев — бывший альпинист, тренер — вспоминает, как Высоцкий буквально на его глазах написал песню. Он рассказал Высоцкому такую историю;

Елисеев шел руководителем группы из шести человек. Во время восхождения он вдруг услышал душераздирающий крик и увидел, что верхняя часть скалы, на которой держалась вся страховка — отходит.

Кричащий потерял голову от происходящего, хотя стоял рядом и мог сбросить веревки от отходящей скалы. Елисеева охватил гнев, досада: так нелепо, без драки, без ожесточенной борьбы погибнуть.

Их сорвало, вырвало ледовые крючья и выбрасывало как катапультой, перед шестым человеком веревка оборвалась, и он остался на скале. Все закончилось благополучно: раненые и побитые они дождались спасателей. Этот случай, особенно то, что люди сильные с виду и так по — разному себя ведут, очень поразил Высоцкого. Он утром спел Елисееву только что сочиненную песню.

«ПЕСНЯ О ДРУГЕ» —

Автор вообще любит ставить персонажей своих песен и стихов в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести, потому что “интересно писать о людях в подвиге, в риске, чем просто так”.

В.Высоцкий всегда оставался честным, непримиримым к несправедливости, высказывал по этому поводу свои мысли как умел. А лучше всего он умел это делать в своих песнях.

В конце 60-х годов Владимир Высоцкий много снимался в кино. Среди его работ такие фильмы как: «Короткие встречи» , «Интервенция», «Служили два товарища» , «Хозяин тайги» , «Опасные гастроли». (В презентации)

1 ведущий Марина Влади (настоящие имя и фамилия — Марина-Катрин Владимировна Полякова-Байдарова, 1938 г.р.) — вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма «Колдунья». Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась.

2 ведущий Это была странная любовь, месяцами они не виделись, общаясь лишь по телефону, но эту любовь Высоцкий пронес через всю жизнь.Через несколько лет они поженились.

1 ведущий Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. «Я жив, двенадцать лет тобой храним…» — успеет написать он за 2 дня до смерти на обратной стороне открытки, которую не успел послать.

Марине Влади :

Люблю тебя сейчас

Не тайно — напоказ.

Не «после» и «не» в лучах твоих сгораю.

Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,

А в прошлом не хочу, а в будущем не знаю.

В прошедшем «Я любил» печальнее могил,

Все нежное во мне бескрылит и стреножит.

Хотя поэт поэтов говорил:

«Я Вас любил, любовь еще, быть может…»

Так говорят о брощенном, отцветшем -

И в этом жалость есть и снисходительность.

Как к свергнутому с трона королю.

Есть в этом сожаленье об ушедшем,

Стремленье, где утеряна стремительность,

И как бы недоверье к «Я люблю».

Люблю тебя теперь — без пятен, без потерь.

Мой век стоит сейчас — я вен не перережу!

Во время, в продолжении теперь -

Я прошлым не дышу и будущим не грежу.

Приду и вброд и вплавь к тебе — хоть обезглавь!-

С цепями на ногах и с гирями по пуду.

Ты только по ошибке не заставь,

Чтоб после «я люблю» добавил я «и буду».

1 ведущий: Владимир Высоцкий ушел от нас 25 июля 1980 года. А за год до этого у него перестало биться сердце и остановилось дыхание. Медики это называют клинической смертью.

А за несколько лет до этого он умер в первый раз. И тогда врачи спасли его.

Как он поступил после того, как во второй раз побывал там? Лег на полгода в больницу, затих, перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах?

Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву, а еще через день поехал в аэропорт, встречать самолет, на котором летел спасший его врач.

2 ведущий: Самолет из-за непогоды сел не в Домодедово, а во Внуково. Он помчался туда. Врач был потрясен, когда открылась дверь в самолет, и в нее вошел Высоцкий…

Из этих крупиц характера может сложиться образ Поэта, не жалевшего себя, целиком отдававшего себя друзьям, искусству, своим песням. Людям! Он жил для них, работал для них, и они платили ему огромной любовью.

27-го должен был играть “Гамлета”. Спектакль отменили. Можно было сдать билет и получить за него деньги. Никто этого не сделал.

1 ведущий: 28-го его привезли в театр. В 4 часа утра уже выстраивалась очередь для прощания. Было много милиции, потом они совершенно потерялись в толпе. В газетах не было сообщения — иначе в Москву устремились бы многие.

Шла олимпиада, въезд в Москву был закрыт. Но Москва вся собралась здесь, на Таганке, на прилегающих к ней улицах, на крышах домов. Многие взяли с собой магнитофоны. Из разных мест слышались обрывки его песен.

Так и стоит он, российский Гамлет, «доступен всем глазам», на Ваганьковском кладбище. Поэт, певец, артист, человек в полном смысле слова.

Песня Вилли Токарева Высоцкому

ВЫСОЦКИЙ:

Немного прошу взамен бессмертия; Широкий тракт, да друга, да коня. Прошу, покорно голову склоняя; В тот день, когда опустите меня,Не плачьте вслед, во имя милосердия…

2 ведущий: Шок, вызванный его смертью, заставил задуматься, кем он был; актером, бардом, поэтом, композитором? Талантом или посредственностью, сильным или безвольным. Так кто же он?

Пронзающих песен рвалась к нам лавина,-

Высоцкий ей имя! Высоцкий ей имя!

Дерзкой сатирой лавина бурлила,

Правду искала, радость дарила.

И тем, кому пела,- не изменила! Не изменила!

И льется палящее вечное пламя – совести знамя.

Сгорел, говорят он?

Нет, с нами он! С нами!

25 января – День памяти известного поэта, актера, барда Владимира Высоцкого. Он прожил всего 42 года. То, что им сделано за это время, достаточно, чтобы навсегда остаться в истории культуры России. Только в кинофильмах им сыграно 27 ролей, и в 29-ти — исполнялись его песни. Более 800 стихов и песен стали продолжением его дыхания, его сердцебиения. В них есть удивительная сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся, ибо есть какая-то особая человеческая надежность в этих песнях. Он пел не только о людях, об их проблемах, но еще и за них. От их имени. Поэтому Высоцкий был так понятен людям и так дорог. Называли его другом, безоговорочно считали своим певцом. Даже нет, не певцом (это другие были певцами), а он был ВЫСОЦКИМ!

ЧТЕЦ: За два дня до смерти Высоцкий пишет стихотворение «Последний приют».

Спасибо, друг, что посетил

Последний мой приют.

Постой один среди могил,

Почувствуй бег минут.

Ты помнишь, как я петь любил,

Как распирало грудь,

Теперь ни голоса, ни сил,

Чтоб губы разомкнуть.

И воскресают, словно сон,

Былые времена,

И в хриплый мой магнитофон

Влюбляется страна.

Я пел, и грезил, и творил-

Я многое успел.

Какую женщину любил!

Каких друзей имел!

Прощай, Таганка и кино!

Прощай, зеленый мир!

В могиле страшно и темно,

Вода течет из дыр.

Спасибо, друг, что посетил

Приют печальный мой.

Мы здесь все узники могил,

А ты — один живой!

За все, чем дышишь и живешь,

Зубами, брат, держись!

Когда умрешь, тогда поймешь,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст