Литература есть зеркало жизни

Литература есть зеркало жизни.

Цель: Развитие интуитивного, образного мышления, коммуникативных качеств.

Продолжить формирование аналитического мышления, формулирования и изложения своей точки зрения, расширения кругозора.

Формирование интереса к художественному произведению

формирование ценностно-ориентационного единства группы;

принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Организовать совместную деятельность, партнерские отношения обучающих и педагогов;

Формирование критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции.

Развитие внимания ребят к Слову, их творческих возможностей

Приобщение учащихся к более глубокому изучению литературы

Состав участников:

обучающиеся 10-11 классов;

Условия проведения:

Проведение дебатов по выявленной проблеме;

Сопровождение дебатов презентацией.

Ожидаемые результаты:

широкое обсуждение проблемы со стороны всех участников.

Ход мероприятия.

Вед 1. Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые гости!. Мы рады сегодня

увидеть вас в нашем литературном вечере.

Ве.2 Человек, его возможности , характер, стремление к самопознанию всегда отбивались в художественных произведениях разных возрастов и народов. Произведения , которые изучаются нами на уроках литературы , можно сравнить с энциклопедией духа человека.

Вед.1. «Жизнь есть касса , куда мы составляем все духовные сокровища, которые нам принадлежат»,- считал Гумбольдт. Знакомясь с литературой, мы имеем возможность убедиться, что герои произведений многому нас могут научить, помочь найти выход в жизненных ситуациях. Раздумывая над красотой характеров героев, которые стали нам близкими по духу, попробуем найти ответы на поставленные вопросы.

Вед.2 Сегодня мы проводим мероприятие в форме Интеллектуальных дебатов.

Игра Дебаты – состязание умов,

Игра Дебаты – это поиск точных слов,

В игре Дебаты язык и логика важны,

Дебаты нам нужны.

Из гимна Дебатов

Вед 1. Приглашаем вас к обсуждению литературных вопросов, к

дебатам. Не зря сказано: «Литература – зеркало жизни». Именно

поэтому речь пойдет о литературных произведениях, но

подразумевать будем реальную жизнь.

Вед 2. Итак, условия игры:

а) Принимают участие 2 команды из 6 человек.

отрицающая — отрицает тезис.

утверждающая — утверждает тезис.

б) суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью

сторону, т.е. судей в том, что ваши аргументы лучше, убедительнее,

чем аргументы вашего оппонента.

Вед 1. Хочу напомнить правила ведения дебатов:

а) важно не только умение говорить, но и умение слушать;

б) умение говорить понятно, высказываться по проблеме, избегая

избыточности информации;

в) помните: критикуем идеи, а не личности.

Вед 2. В процессе обсуждения мы будем учиться слушать друг друга,

принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, не обижая,

доказывать правильность позиции, мнения.

Ведущ.1.: Уважаемые зрители, позвольте вам представить команду утверждения: первый спикер- Пеклаева Евгения, второй спикер- Ульданова Ляйсан, третий- Баязитова Алена ,четвертый-Галлямова Снежана,пятый-Аухатов Рустам, шестой- Мустафин Тимур

Ведущ2..: Команда отрицания: это первый спикер – Кошиева Надежда, второй спикер – Питаева Кира , третий спикер- Яшмурзина Кира,четвертый-Давлетшина Эльвира,пятый- Султаншин Ислам,шестой- Дигитаев Вадим.

Вед 1. Судейскую коллегию дебатов представляют преподаватели: Саитзянова Г.Т .Ветлина Е.В Галиева Е.З.

Жюри оценивает ответы команд по критериям:

1.Глубина раскрытия темы;

2. Разнообразие аргументов;

3.Доказательность;

4.Полнота ответов на вопросы;

5. Культура речи, корректность.

Вед.2.В юности почти у каждого человека наступает такое время , когда окружающий мир становится еще более радостным, сияющим. Это время первой любви. Счастье, как будто подхватило человека на свои легкие крылья, все становится посильным, возможным, рождаются новые, заманчивые мечты и идеи. Мир преображается, становится чудесным.

Вед.1 Сколько прекрасных произведений литературы и искусства создано в прославление любви. Четвертую сотню лет волнует сердца читателей трогательная история любви Ромео и Джульета, а нежный, глубокий и правдивый образ пушкинской Татьяны Лариной, образы тургеневских женщин?! Кажется, не должно быть людей, которые сомневаются в существовании любви, Но такие люди всегда находятся. И их нелегко бывает убедить. Что любовь существует на свете.

Вед2. Любовью дорожить умейте,

С годами – дорожить вдвойне,

Любовь – не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Все будет : слякоть и пороша,

Но вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить.

Вед 1. Итак, начинаем.

Кто из нас не помнит Татьяну Ларину и Евгения Онегина из романа

А.С.Пушкина? Умные, красивые герои. Приняла любовь, а счастья

нет. Почему?

P.S.

1) Конфликт с обществом, в котором живут герои: «Татьяна в

семье родной казалась девочкой чужой»;

«Он: рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум».

Они не разделяют с обществом ничего;

2) Не умение распознавать настоящую дружбу и любовь: Евгений

Онегин потерял веру в искренность любви и дружбы;

3) Невозможность бороться за своё счастье: «Татьяна Ларина

должна скрывать свои чувства к Евгению Онегину – так принято;

4) Зависимость от общественного мнения: Евгений Онегин идет на

дуэль с В.Ленским из-за страха, что его ославят как труса;

5) Герои не могут найти себя слиться с жизнью.

Вед 2. Многие писатели проверяют своих героев любовью, пропускают

через любовь и говорят: «Герой, не выдержавший испытание

любовью, не состоятелен, как личность». В каких произведениях вы их видите?

(Тургенев «Ася», Л.Н.Толстой «Война и мир»,Пьер и Ростова,

«Элен», «Отцы и дети», «Куприн Олеся», «Гранатовый браслет» и

др)

Вед 1. Кстати, Базаров. Он же сам сделал невозможным своё счастье в

любви. Вы согласны с этим?

Команды отвечают на вопрос.

Вед 2. Продолжаем наш литературный вечер. Проведем викторину –

блиц-тур. Быстро отвечаем на вопросы ( без обсуждения).

Вопросы первой команде:

1) «Не хочу учиться, хочу жениться». Кто этот герой? (Митрофан

«Недоросль» Фонвизин).

2) Какие произведения Гоголя напоминают картину Репина

«Запорожцы пишут письмо турецкому солдату»? (Повесть «Тарас

Бульба» Гоголь).

3) «А судьи кто?» — чьи слова? (Чацкий «Горе от ума»

А.С.Грибоедов).

4) Кто из героем камедии «Ревизор» не знает ни слова по-русски?

(Лекарь Христиан Иванович).

5) Кто из русских поэтов посвятил Фонвизину такие строчки:

Волшебный край!

Там в стары годы,

Сатиры старый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы.

(Пушкин.А.С.)

Вед 1. Вопросы второй команде:

1) «Имей душу, имей сердце, и будешь человеком во всякое

время». Из комедии «Недоросль» кто это говорит? (Стародум).

2) Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?

(На зеркало неча пенять, коли рожа крива).

3) Назовите имя, отчество Фамусова? (Павел Афанасиевич).

4) Где родился Молчалин? ( в Твери).

5) Сколько иностранных языков знал Грибоедов, 5 или 9? (9).

Вед 2. В 1825 году А.С. Пушкин прочитал комедию Грибоедова «Горе от

ума» и отказал её главному герою Чацкому в уме. «В комедии

«Горе от ума» кто умное действующее лицо? – писал Пушкин

Бестужеву. –Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий.

Пылкий, благородный и добрый малый напитавшийся мыслями,

остротами и сатирическими замечаниями Грибоедова, автора».

Попробуем разобраться: Умен ли Чацкий?

Спикер У1. Мы выдвигаем гипотезу: Чацкий умён.

Уже при первом упоминании имени Чацкого тут же возникает тема ума. Лиза о нём говорит “остёр”. “Остёр, умён”,- соглашается Софья. В его образе воплотились черты передового человека того времени. Чацкий резко обличает действительность. Он обрушивается на тех “негодяев знатных”, которые людей своих, слуг меняют на собак, для своих затей – домашнего театра – отрывают от родителей детей, а затем распродают и их по одиночке. Чацкий отказался служить: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, он бичует дворянское общество за низкопоклонство перед иноземным, за презрение к родному языку и обычаям. Его речи умны и убедительны.

Фамусовское общество, страшась этих обличений, называет его безумным. Тема безумия подхватывается и быстро распространяется. Так возникает тема “умного безумца”. Ум оборачивается безумием. Таким и кажется Чацкий московскому фамусовскому кругу. Чацкому, человеку незаурядного ума, каким его замыслил Грибоедов, фамусовский мир тоже кажется безумным. Наше мнение: здесь звучит тема мнимого безумия от недюжинного ума, который отвергнут миром.

Наконец, хочу сослаться на мнение И.А. Гончарова: “Ум Чацкого силён и остёр…”.

Вопрос О3. При первом появлении героя на сцене возникает в уме комическая рифма: “Чацкий-дурацкий”. Почему, несмотря на свой ум, он постоянно оказывается в дураках?

Ответ У1. Умный человек в глупом положении – таков парадокс комедии. На это есть свои причины. Первая причина в том, что ум Чацкого – особенный. Это ум, присущий человеку декабристского поколения. Ум декабристов и Чацкого – риторический, резкий, прямой. Герой Грибоедова судит быт с идеологической точки зрения, как и декабристы, например, у Рылеева, “каждое высказывание — программа”. “Ум, алчущий познания”, отделяет декабриста от обычного дворянина.

Вторая причина в том, что ум Чацкого “с сердцем не в ладу”. Герой Грибоедова не наивен, прекрасно понимает пружины московского общества, но в одном человеке всё же ошибается. Человек этот-Софья. Потому и ошибается, что любит.

Спикер О1. Мы утверждаем, что Чацкий – патологический глупец. Вспомним первое появление героя в доме Фамусова.

Чуть свет уж на ногах! и

я у ваших ног.

Чацкий оставил Софью, когда ей было 14 лет. 3 года он не подавал о себе знать. (“Три года не писал двух слов! // И грянул вдруг как с облаков”), за это время Софья превратилась в очаровательную девушку, могла быть обручена или просто влюблена в кого-то. Любой умный человек не стал бы после столь долгой отлучки и произнесённого им первого комплимента домогаться поцелуя, не оставил бы без внимания реплики Лизы, уловил бы нынешнее отношение к нему Софьи.

Чацкий же, не добившись поцелуя от Софьи и не придумав ничего лучшего, начинает ругать всех и вся, начиная с Москвы, самой Софьи, её отца, дяди и кончая тётушкой.

А тётушка? Всё девушкой, Минервой?

Всё фрейлиной Екатерины Первой?

Воспитанниц и мосек полон дом?..

В подтверждение высказанной гипотезы хочу привести слова А.С. Пушкина: “Чацкий вовсе не умный человек… Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными”.

Вед 1. Комедия «Горе от ума» — вечная загадка, такая же загадка и её

автор, сумевший одной пьесой поставить себя в один ряд с теми,

кого мы называем классиками великой русской литературы.

Прошло полтары сотни лет, а о пьесе до сих пор отчаянно спорят.

О Чацком сказано очень многое. Мне лично представляется, что

главным действующим лицом пьесы является не Чацкий. Главным

действующее лицо – Москва конца 10-х начало 20-х годов 19 века.

В этом, наверное, и есть тайна произведения.

Вед 2. Поговорим об истинном и ложном гуманизме….

Гамлет и Дон Кихот имена этих героев неразрывно связанны с

великой эпохой — эпохой Возрождения, эпохой гуманизма. В этих

двух типах героев воплощены две противоположности

человеческой природы, два отношения к идеалу. Итак, кто же из

них — сомневающийся и никому не верящий Гамлет или

благородный и бесстрашный Дон Кихот – является истинным

гуманистом?

Ведущий1. читает стихотворение Б.Пастернака «Гамлет»:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислоняясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку…

Выступление 1-го спикера первой команды:

– Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм рассматривал человека как земное воплощение красоты и гармонии Вселенной и видел в нём средоточие жизненной энергии, разумности и творческой активности. Гуманизм признает возможность осуществления индивидуальной свободы и самоутверждения личности во враждебном человеку мире. Именно основываясь на этих положениях, мы истинным гуманистом считаем Гамлета, а не Дон Кихота.

Дон Кихот – отживший образ, Гамлет актуален и сегодня.

Вторая команда:

1. Гамлет исковеркал жизнь не одного человека, убил своих друзей, довёл до сумасшествия свою подругу, растерзал на глазах матери её любовь, и после всего этого он ГУМАНИСТ?

Дон Кихот – рыцарь печального образа, этот комичный, несуразный чудак, даже внешне какой-то неладный, на самом деле очень интересный персонаж, образ которого насквозь пропитан гуманизмом. Да, он невежа, он черпает понятие о жизни из рыцарских романов, но сколько в нём любви и благородства, сколько преданности! Почему же он кажется таким комичным и глупым? Да потому, что его время не нуждается в нём, люди не понимают его. Всегда были ненужными и чуждыми толпе пророки и святые

Мы твердо убеждены, что гуманизм Гамлета ложен, а Дон Кихот является истинным гуманистом. «Для семьи душевнобольного, а также для общества его болезнь – проблема; для самого больного – решение» (Томас Сас).

Вед 2. Оказывается, при всех своих различиях Гамлет и Дон Кихот очень

близки. Например, Гамлет говорит, что рожден восстановить

расшатанный век, Дон Кихот восклицает, что родился в «железный

век», чтобы воскресить золотой», т.е. оба подтверждают идеал

Возрождения и завещают его потомкам.

Вед 1. Да, Гамлет страдал очень сильно из-за предательства дяди,

смерти отца, неверности матери.

Вед 2. А как вы думаете, ребята, страдания в жизни человеку нужны или

нет? Ключевым является понятие «страдание».

Словарь С.И.Ожегова дает такое определение: «Страдание- физическая или нравственная боль, мучение».

Команда утверждения считает , что страдания нужны человеку( приводят доказательства, приводя примеры из романа Достоевского «Преступление и наказание»)

Команда отрицания считает , что страдания не нужны человеку.

Вед. Правильно ли мы поняли, что страдания, если их даже нет в жизни, необходимо создавать, чтобы человек закалялся и становился сильнее?

Ответы команд.

Вед 1. Итак, наша литературная игра завершается. Мы хорошо

поработали: учились строить диалог, высказывать и отстаивать

свою точку зрения.

Вед 2. Учились выражать мысли, подбирать аргументы, отстаивать своё

мнение. Спасибо участникам! Слово-жюри.

Вед.1. Дорогие ребята, вы находитесь на пороге самостоятельной жизни, Возьмите с собой во взрослую жизнь такие заповеди:

Человек обязан быть порядочным, интеллигентным, воспитанным.

Помните слова А.П.Чехова: «Порядочному человеку нельзя распускать себя».

Вед. 2.Академик Д.С.Лихачев писал: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым».

Будьте интеллигентными, доброжелательными, скромными и тактичными.

Пусть заповеди Д.С.Лихачева станут вечными спутниками на вашем жизненном пути.