Литература 8 класс Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Литература

8 класс

Программа

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / Под редакцией В. Я. Коровиной. – М., «Просвещение», 2010.

Учебник

В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин

«Литература». 8 класс. В двух частях. – М., «Просвещение», 2008.

68 часов

п/п

Тема урока

Дата

ДЗ

I четверть

1.

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

2.

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности содержания и формы фольклорных произведений.

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

4.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

5.

Урок внеклассного чтения. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

6.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики героев как средство создания комического.

7.

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

8.

Р Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века».

9.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих пороков.

10.

Урок внеклассного чтения. И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

11.

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель.

12.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

13.

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

14.

А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.

15.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

16.

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

17.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

18.

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

19.

Р Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

20.

А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести.

21.

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

II четверть

22.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

23.

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.

24.

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

25.

Р Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

26.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя.

27.

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

28.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представления о комедии, сатире и юморе.

29.

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

30.

Р Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении».

31.

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

32.

Мечты и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

33.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

34.

Р Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.

35.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

III четверть

36.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе.

37.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.

38.

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

39.

Урок внеклассного чтения. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

40.

Урок внеклассного чтения. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А. Н. Майкова.

41.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

42.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика.

43.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

44.

Р Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна.

45.

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению.

46.

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

47.

Р Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

48.

Р Подготовка к домашнему сочинению.

49.

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству.

50.

Урок внеклассного чтения. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»». Сатирическое изображение исторических событий.

51.

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

52.

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока.

IV четверть

53.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

54.

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.

55.

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

56.

Урок внеклассного чтения. А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм расказа.

57.

Р Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

58.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного временив рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

59.

Р Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века».

60.

Урок внеклассного чтения. Русские поэты о Родине, родной природе.

61.

Урок внеклассного чтения. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

62.

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

63.

Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

64.

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

65.

Черты классицизма в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

66.

Урок внеклассного чтения. Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

67.

Урок внеклассного чтения. В .Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

68.

Урок-зачёт. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.