Литература 7 класс Стихотворение МЮ Лермонтова Молитва

Литература . 7 класс.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Цели урока:

1. учить восприятию и истолкованию поэтического произведения;

2. учить выразительно читать поэтические тексты;

3. развивать память и обогащать речь учащихся.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова.

Просто представить себе нельзя,

до какой высоты этот человек поднялся бы,

если б не погиб в 27 лет. И. Бунин

Как необыкновенно!

Ни на Пушкина и ни на кого другого не похоже!

Изумительно, другого слова нет. Д. Мережковский

Ход урока

1. Оргмомент

2. Прослушивание аудиозаписи.

3 Анализ стихотворения.

«Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.

Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. Он может виестить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.

Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, Где их никто не замечает…» — такими словами описал душевное состояние Лермонтова в момент создания его « Молитвы» К.Г Паустовский.

Предыстория этого стихотворения такова. Зимой 1839-1840гг. М.Ю, Лермонтов был сильно увлечен княгиней М.А. Щербатовой. Именно эта красавица, которая рано овдовела, и являлась причиной дуэли поэта с сыном французского посланника Эрнстом Брантом. Дуэль состоялась рано утром 18 февраля за Черной речкой, недалеко от того места, где А.С. Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль сначала проводилась на шпагах. Затем – на пистолетах. Брант стрелял в Лермонтова, но промахнулся, Лермонтов же выстрелил в воздух.

Позднее состоялось примирение, но, поскольку дуэли были запрещены, Лермонтов был предан военно-полевому суду, согласно решению которого, Михаила Юрьевича переводят в Тенгиский пехотный полк в действующую армию на Кавказ под чеченские пули. Таким образом, жизнь оказалась той ценой, которую заплатил поэт за свои стихи, за любовь к молодой вдове( именно эта его ссылка в конце концов закончилась дуэлью с Мартыновым и гибелью М.Ю. Лермонтова).

А о том , при каких обстоятельствах была написана «Молитва» вспоминала Александра Осиповна Смирнова –Россет, адресат многих стихов Пушкина:

«Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал стихи»:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко-

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

А сейчас давайте попробуем разобраться в некоторых особенностях этого стихотворения.

В конце этого произведения стоит какой знак? В каких случаях мы ставим этот знак?( когда предложение неожиданно прерывается или остается что-то недосказанным). Эти три точки в конце стихотворения придают ему ощущение недосказанности, потому что чувства, заложенные в молитву, неисчерпаемы, нескончаемы. Созданию эффекта неисчерпаемости, нескончаемости способствует и повтор союза «И» в двух последних строчках( И верится, и плачется , И так легко…)

Что такое молитва? «Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым»,— так объясняется значение этого слова толковым словарем.

Вообще же слово- молитва- очень давно вошло в нашу речь. Образовано оно, согласно «этимологического словаря» Н.И. Шанского и Т.А. Бобровой, с помощью суффикса- тв- от глагола «молить»…. Таким образом, молитва-это и состояние прошения, мольбы- очень личное, сокровенное для каждого человека.

Но определение того, что такое «молитва», мы можем найти и в самом стихотворении. Просмотрите внимательно текст (созвучье слов живых»)

Созвучье -согласное звучание каждого слова-эмоциональный всплеск человеческой души, обращенный к Богу. В этом обращении каждое слово не просто на своём месте, а единственно, неповторимо и на своем месте, где рассудок уступает место духовной сущности человека, которая в молитве в какой-то мере соприкасается с бессмертием.

Созвучье слов живых делает это стихотворение в высшем смысле музыкальным.

В молитве слово слово- живо. Почему?( потому что рождено энергией высшей чистоты и частоты, энергией сердца).

И еще раз обратимся к тексту! (Слово обладает благодатной силой. По Далю, «благодатный» означает «исполненный волей и силой, полученной свыше», дарующий «счастье, блаженство, благо, добро»)

Исполнено слово и «святой прелестью», оно «дышит» ею: слово дышит гармонией, звучащей в душе поэта и отзывающейся в душе читателя.

Прелесть «непонятная», ибо объяснить, понять гармонию невозможно. Объясненная, понятая гармония перестает быть гармонией, а становится добротным продуктом ремесла.

Давайте попробуем сосчитать, сколько всего слов в этом стихотворении.(44)

Сорок четыре слова «Молитвы!». Сюда входят и союзы, и предлоги… но сколь удивительна и совершенна созданная из них конструкция!

Какие средства художественной выразительности использует автор ? (Эпитеты: « молитву чудную; «созвучье слов живых», «святая прелесть»).

Метафоры: « тесниться ль в сердце грусть», « и дышит непонятная святая прелесть в них».

Сравнение : « с души как бремя скатится.» )

Кажется, для 44 слов немало, но текст не перенасыщен , каждое из них –единственно возможное и необходимое.

Теперь давайте посмотрим, какие глаголы использует автор. Обращают на себя внимание 3 возвратных глагола(теснится, верится, плачется) Первый глагол «теснится» обозначает действие, совершающееся в пределах духовного мира лирического героя, два последних безличных глагола, замыкающих текст, раздвигают пределы этого мира и существуют уже как бы сами по себе, отражая чудесное состояние, дарованное человеку благодатной силой Творца, к кому обращена в молитве душа, кто и дал возможность поэту услышать и запечатлеть эти удивительные строки.

Мы уже говорили о «силе благодатной» в «созвучье слов живых». Как же поэт достигает подобного созвучья? Попробуем проследить звуковой ряд первой строки.

[И]-[у]-[у]-[и]-[и]-[у]-[у]-[у].

Произнесите их.

А теперь посмотрим, какие гласные звуки преобладают в последних строках? ([a])

Произнесите его. Что заметили? (Звуки [ и] , [ у] произносятся несколько напряженно, звук [а ]–свободно. легко).

И это, скорее всего, не случайно. Обратите внимание на динамику состояния лирического героя. От тесноты, забот повседневности, сомнений, проблем («В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть…») лирического героя освобождает молитва. Не сразу, постепенно, с каждым словом, с каждой слезой ( « С души как бремя скатится…») «сила благодатная» созвучья «слов живых» убирает тесноту в сердце , очищает ( « И верится, и плачется…») и окрыляет душу, делая ее свободной (« И так легко,легко…»)

Послушаем это стихотворение еще раз…

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» наизусть.