Личностно — ориентированный подход в обучении математике учащихся

Учитель математики МОУ «Быковская средняя общеобразовательная школа №1»

Очкурова Лариса Вячеславовна.

Личностно – ориентированный подход к учащимся при обучении математике.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её реализации. Одним из основных принципов государственной политики в области образования является «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Признав математику обязательным компонентом общего среднего образования и одновременно предоставив каждому ученику возможность выбора уровня её изучения по объёму и глубине, общество нуждается в создании новой системы школьного математического образования. Эта система должна обеспечить не только минимальную всеобщую математическую грамотность и соответствующее общее развитие учащихся, но и полноценную математическую подготовку оптимального контингента учащихся. Добиться этого позволит введение на старшей ступени общеобразовательной школы профильного обучения, благодаря которому учащийся осознаёт себя субъектом профессионального выбора. В нашей школе уже третий год математика преподаётся на профильном уровне. Профильное обучение, как показывает опыт, позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Оно направлено на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса. Таким образом, профильное обучение предоставляет учащимся возможность раскрыть их познавательные интересы, и тем самым реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, достоинствами которого являются: внимание к внутреннему миру ученика, развитию личности школьника в процессе учения, а также поиск новых методов, форм и средств обучения.

Учителю современной школы необходимо преобразовывать учебный процесс – из скучного, однообразного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие технологий, применяемых в педагогическом процессе. Более интересна для учащихся поисковая, исследовательская деятельность, либо деятельность, предполагающая свободный выбор задания, так как именно в этом случае учащиеся чаще всего достигают успеха. При подготовке к уроку я использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать учащимся их способности, применять ранее накопленный опыт. Контрольные, проверочные работы, тестовые задания, карточки с индивидуальными заданиями имеют различные уровни сложности. Домашняя работа часто имеет дифференцированный характер. С большим удовольствием учащиеся пятых – шестых классов сами составляют задания, чтобы предложить их для решения одноклассникам на уроке. При закреплении изученного материала использую работу в группах, в парах: сильные — слабые, сильные – сильные, что очень нравится детям. Здесь ученик выступает в роли учителя, тем самым закрепляя свои знания по изучаемой теме.

Как показывает практика, учащимся особенно нравится проектная деятельность, а так же интегрированные уроки, которые мы с коллегами, проводим в нашей школе. Следствием применения таких технологий является: повышение активности детей на уроках; повышение уровня их самооценки; стремление к получению более глубоких знаний по предмету.

Мечта каждого учителя — воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Воспитать человека математически образованного, причём гуманными методами, в гуманных формах, — тот идеал, к которому должен стремиться каждый цивилизованный учитель. В настоящее время идею дифференциации и индивидуализации я считаю одной из наиболее важных. Использование личностно – ориентированного подхода в обучении поможет улучшить качество математического образования в общеобразовательных школах.