Летопись родного края

МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»

Творческая работа

эссе

Самобытность, культура и традиции

казачества Южного Урала.

на областной конкурс

Летопись родного края –

в летописи страны

Выполнила учитель истории:

Шарипова Елена Петровна

с. Кировск 2021г.

Самобытность, культура и традиции

казачества Южного Урала.

В условиях роста национального самосознания, мы все чаще обращается к историческим памятникам, культурным традициям, в частности, традициям казачества как средствам воспитания подрастающего поколения.

Историю казачества, на Южном Урале необходимо рассматривать с учётом новых концепций, новых точек зрения, используя широкий доступ к архивным документам, с различных позиций: классовых, социально- экономической, духовно-психологической, историко-краеведческой.

Это поможет лучше понять суть казачества, глубину традиционности и самобытности российского народа.

В Советском Союзе о казачестве практически не вспоминали. Власти считали, что казаки полностью слились с другими народами Советского Союза в «единую историческую общность — советский народ». Только ансамбли песни и танца, существовавшие в областях бывших казачьих войск, напоминали о якобы безвозвратно ушедшем в прошлое казачестве.

В результате политики расказачивания двадцатых-тридцатых годов, уходя от репрессий, от коллективизации, — казаки в массовом порядке были вынуждены переселяться в крупные города, промышленные центры СССР, республики Средней Азии, чтобы там затеряться и не обозначать свое казачье происхождение.

Поэтому, когда в конце восьмидесятых годов начался процесс возрождения казачества, как части нового российского общества, казачьи общины и землячества стали возникать практически на всей территории Российской Федерации.

На исторических же территориях казачьи общества объединялись в станицы, хутора и, как следствие, в крупные общественные объединения с традиционными названиями своих казачьих войск. Но у казаков и их потомков, несмотря на пережитые ими трагедии XX века, сохранилась историческая и этническая (народная) память. Они знали, помнили и гордились тем, что они казаки.

Сегодня казачество возрождается как культурный пласт общерусской культуры с учетом специфики образа жизни и формирования казачества как субэтноса. Предпринимая попытки заглянуть в его историю, необходимо не просто понять – кто такие казаки, но и какое место занимают они в русской истории.

В традициях казачества Южного Урала мы выделяем духовную установку к тенденции казак — это защитник Отечества, и в целом святой Руси.

Первые казачьи поселения на Урале обычно устраивались на островах и представляли собой скопление землянок, окружённых для безопасности земляным валом и рвом. Позже возникают постоянные казачьи городки, укреплённые двойным плетнём с земляной засыпкой и рвом.

Внутреннее пространство таких городков — «жило-было» очень тесным, улицы проводились беспорядочно и были очень узкими. С началом сооружения пограничных линий на них начали строить крепости, слободы, форпосты, кордоны. Это были специфические военные пункты, предназначенные для несения караульной службы, а потому их устраивали там, где это было выгодно и удобно именно в плане военной фортификации, Иногда рядом не было даже водоёмов и питьевую воду для обитателей таких крепостей приходилось доставлять издалека.

Для постоянного местожительства и хозяйствования казаков с внутренней стороны пограничной линии строили станицы, посёлки и хутора. Станица — это не только оседлое казачье поселение, но и прилегающая к ней земля со всеми пахотными, пастбищными, водными и лесными угодьями. В станице находилось станичное правление, церковь, казармы для казаков, плац для учений, конюшни для лошадей.

Таким образом, особое устройство казачьих поселений, накладывал отпечаток на специфический уклад жизни казаков.

Существуют суждения о казаках, что это были баловни судьбы, что это привилегированное сословие, что это были сторожевые псы царизма, «нагаечники». Да, к сожалению, казаков использовали и для разгона рабочих демонстраций, и для карательных целей. Да уровень жизни в казачьих станицах был выше, чем в целом по России, так, например, в Оренбургском казачьем войске среднее хозяйство имело 220 рублей ежегодного дохода (на них можно было купить 8 голов крупного рогатого скота и 4 лошади). Но все это достигалось упорным трудом. Казак не платил налогов и имел надел 30 десятин: на рядового казака и 200 десятин на офицера. Но за это казак должен был служить всю свою сознательную жизнь на своем коне, со своей шашкой. Во что же обходилась служба казаку? От прочих сословий в армию отправлялся один рекрут от 225 жителей, а у казаков 1 новобранец от 55 казаков.

С XIX века вся тяжесть воинской повинности казака в 11 раз превышала таковую среди других сословий империи. За три года с 18 лет по 21 год, когда казак проходил службу в подготовительном разряде, казачье хозяйство терпело убыток в 265 рублей ежегодно. В 21 год он уходил на службу, совсем отрываясь от семьи. За свой счет казак должен был приобретать обмундирование: сшитые по форме шинель и мундир с шароварами, две пары форменных сапог, две фуражки, набрючники, шапка, кепка, папаха и многое другое. Всего 59 наименований. По данным 1887 года все необходимое снаряжение без коня стоило 110 рублей, что соответствовало 2 головам рогатого скота. За время службы терялось от 6 до 8 строевых лошадей, а лошадь оценивалась по тем временам в 110 рублей. И получалось, за три года службы семья терпела убытки от потери рабочей силы в 1500 рублей ежегодно. Возвратившись из полка, казак в течении 4-х лет находился в запасе второй очереди, но ежегодно он должен был по месяцу находиться на лагерных сборах. Это означало для семьи ещё 252 рубля каждый год.

За время службы хозяйство казака приходило в упадок. Служба казака совмещалась с ведением сельского хозяйства, другими домашними делами. В обязанности казаков входила сторожевая служба, отражение и преследование неприятеля, конвоирование почты, различных грузов, арестантов, и проезжающих, строительство и ремонт крепостей и дорог.

Казачьему сословию правительством были предоставлены определенные привилегии и льготы. Это было сословие, которое имело особый порядок отбывания воинской повинности, сословие которое было освобождено от подушной подати, рекрутской повинности, государственного земского сбора. Казаки имели право без пошлинной торговли в пределах территории Оренбургского войска, имели особые права на пользование государственными землями и другими угодьями (рыбная ловля, охота).

По особому роду своей службы казаков следует считать, военно-земледельческим классом. Военные интересы казаков неразрывно были связаны с интересами гражданскими, занятием сельскохозяйственной работой, охотой, рыбной ловлей, иногда торговлей. С детства казак был лишен свободы передвижения. До 38 лет он не мог отлучиться от своего места жительства более чем на полмесяца. Среди казаков так же было деление по имущественному и социальному цензу. Атаманы и сотники имели более привилегированное положение, чем простой казак.

Таков был образ жизни казаков первыми, ступившими на азиатскую территорию нашего района, чтобы защищать её от набегов кочевников, обживать эти места.

Такими были условия и в начале 20 века, когда казаки, как и весь народ, были втянут в пекло революции и в последствия гражданской войны.

Длительное сосуществование казачьей земледельческой, промысловой и военной общины определило многие стороны обществ, быта и духовной жизни. Для казаков характерны обычаи коллективного труда и взаимопомощи, а так же традиции совместного проведения досуга: трапезы после окончания сельскохозяйственных работ, или промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы.

    Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого — покровителя войска.

    Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устного поэтического творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Традиции хорового пения имели глубокие корни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение сельских работ всем «миром».

Под влиянием социальных факторов и природной среды в казачестве сложилось некоторое сходство языка, нравов, обычаев, быта и психологических характеристик. В процессе воспитания казаки опирались на представления об общности происхождения и исторических судеб, участие в исторических событиях, на связь с языком и «почвой».

Сплав культур, этнокультурная общность породили на Южном Урале казачью культуру. На знании истоков казачества, традиций, родного фольклора воспитывался интерес и уважение к культуре своего народа.

Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Казаки относились к земле с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем же.

Отношение к земле казака сохранилось в пословицах и поговорках, дошедших до наших дней: «От земли взят, землей кормлюсь, в землю пойду»; «Мать – Сыра – Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает»; «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей».

Казак с благоговением смотрел на землю, именуя ее святою, родною. Отсюда и отношение: «На родной земле хоть умри, но с нее не сходи»; «На какой земле родился – там и богу молись».

И в наше время существует такая традиция, уезжая на чужбину, взять с собой в узелок с горстью родной земли.

Сохранение и изучение традиций казачества необходимо, так как эти традиции доказали свое право на существование.

Одной из очень старых традиций казачества на Южном Урале, связанной с подготовкой юношей к воинской службе, являлась традиция проведения военных игр. Военные игры регулярно проводились на Южном Урале, отдельные элементы игр еще долгое время сохранялись в станицах. Юноши из двадцати, тридцати и более станиц во главе с атаманами и стариками прибывали в назначенное место. Прибывала молодежь на лучших конях и с положенным вооружением (пикой, ружьем, шашкой, луком и другими предметами). Лагерь разбивался среди долины. Молодые казаки были разделены на отдельные отряды, одновременно все отряды занимались разными упражнениями. Одни участники игр участвовали в скачках, другие – в стрельбе по мишеням, третьи – демонстрировали умение владеть шашкой и ружьем на полном скаку.

Верхом мастерства считалось поднятие какого-либо предмета (на земле стелили бурку и клали на нее плеть, монету или другой предмет), когда конь с седоком стремительно идет вскачь. Итоги военных игр подводил войсковой атаман. Отличившихся проворством, меткостью в стрельбе, умением владеть шашкой, нагайкой атаман обязательно награждал лично. Награды были незатейливыми: уздечки, приборы к седлу, оружие и другие вещи. Успехами сыновей очень гордились и их родители, и родственники.

После военных игр, незадолго до призыва молодой казак ходил по домам, приглашал на проводы в армию. Проводы устраивались в доме новобранца. Самым важным действием на проводах считалось родительское благословение, во время которого отец напутствовал иконой, а мать вешала на шею сыну образок и мешочек с родной землей.

В воспитании мужчины-защитника, бойца, добытчика – существовали веками установившиеся традиции.

Отмечали казаки и церковные праздники. Почти в каждом доме распевали казачьи песни. На престольные праздники по старинному обычаю в станичной избе после молебна устраивался общий обед. На него приносили все, что есть у кого самое вкусное. Использовались и станичные запасы рыбы и мяса.

Святочная традиция — всеобщее катание на санях. Дети спускались с горок на ледянках – хозяйственных корзинах, облитых водой на морозе. Пользовались популярностью каталки – зимняя карусель. В лед вмораживался кол, на него надевали колесо от телеги, а к нему крепили чеку (жердь) и салазки (санки). У молодежи интересно проходили катания на тройках, играли в «кучу-малу». Молодые казаки соревновались в скачках на перегонки, стреляли на ходу в пучки соломы.

Крещенье на Южном Урале по традиции ознаменовывалось крестным ходом на реку, где делалась под прорубью «иордань» (украшение). Особые торжества происходили на масленицу.

Весельем на масленицу были охвачены все. Вероисповедование при этом практически не имело значения. Самое важное – каждый чувствовал себя членом единой казачьей семьи. Более многочисленные и длительные увеселения устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла. В пасхальных приготовлениях принимали участие все жители станиц. Особое внимание уделялось обрядовой еде – куличам, сырной пасхе и «писанкам» — красиво расписанным натуральным или сделанным из сахара яйцам, древнейшие элементы весенней славянской обрядности просматриваются в многочисленных играх с крашеными яйцами домашней птицы – в «носочки», «в катушки», в «катки».

Троица сопровождалась гаданиями о суженом, песнями с брачными молитвами, что очень характерно для казачьей весенней обрядности. Брачные мотивы звучали и на празднике Ивана Купалы.

К осенним праздникам приурочены отдельные обычаи, связанные с окончанием цикла посевных работ и уборкой урожая. До полного созревания лесных плодов запрещалось ходить в лес. И только в назначенный день с песнями все вместе шли в лес для заготовки плодов, ягод, меда.

Как общественный праздник, на Урале отмечался день Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день устраивали скачки, состязания и обязательно организовывали поминальный обед с выпивкой и песнопением в память обо всех погибших казаках. До праздника Покрова Пресвятой Богородицы казаки управлялись со всеми полевыми работами. После чего обычно начинали играть свадьбы.

Таким образом, можно подчеркнуть, что казаки, будучи верующими, свято чтили православные праздники и через них передавали любовь и уважение к традициям своих предков.

Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным руководителем всей семьи: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы, он обладал единоличной властью.

Первое место в бытовой обрядности казаков занимали — свадьбы. Помолвка одно из действий свадебного цикла. Она проходила в несколько этапов. Вначале проходили смотрины. В доме невесты жених и его родители знакомились — «осматривали» невесту. Если невеста понравилась, к ней через несколько дней засылали сватов.

Обряд сватовства имел большое значение во всей помолвке – на нем торжественно и официально договаривались об условиях брака.

С этого момента они становились женихом и невестой. До венчания шла активная подготовка к свадьбе. В доме невесты собирались подружки и готовили приданное к свадьбе. За несколько дней до свадьбы приданное переносилось в дом жениха. Все приданное: перину, подушки, крупные вещи, украшенные искусственными цветами и красными лентами гости брали в руки и несли по улицам с целью показать приданное как можно большему числу жителей станицы. Демонстрация приданного сопровождалась песнями и прибаутками.

В день венчания жених с отрядом близких друзей (верхом на лошадях) и родственниками в бричках (в повозках) «выкупал» у младшей сестры или брата невесты ее косу в красном (возле иконы) углу избы и вез будущую жену в церковь. После церкви молодую супругу везли в дом молодого мужа, где по традиции повивали женским головным убором. После этого обряда повиванья начинался свадебный пир. Традиционно на пиру были, поздравления, звучали тосты, преподносили подарки. На свадьбе самый уважаемый человек произносил приветственный тост. На следующий день после венчанья веселье продолжалось. Обязательно были ряженые, одетые медведем, козлом, цыганом. Ряженые на всем пути величали молодых и угощали всех встречных.

Уважение казаков семейной жизни способствовало изменению положения женщины-казачки» Длительное отсутствие мужа (действительная служба казака, походы, войны) вынуждали женщину самой вести все хозяйство, воспитывать детей, поддерживать дом. Главой семьи у казаков всегда считался отец, при смерти главы семьи права его переходили к матери, даже если в доме жил старший сын с семьей. В семьях казаков сложилась традиция разделения труда под общим руководством матери.

В силу особенностей военного быта на Южном Урале исторически вырабатывался особый тип женщины – неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины.

Воспитание девочек в семье начиналось с детства, до13 лет они играли в одни игры с мальчиками, знакомясь с азами военного искусства, в том числе, обучаясь езде на лошади. С годами девушки совершенствовалась в ведении хозяйства. Она должна была уметь шить, выстегать узором одеяло или кафтан, готовить, ухаживать за скотиной. Для молодой хозяйки считалось престижным освоить все премудрости ведения домашнего хозяйства.

В суровой жизни казаков всегда находилось время для отдыха. Традиционно свободное время проводили по-разному не только мужчины и женщины, но и люди разных возрастов. Старейшины делами занимались до середины дня. Оставшееся время до вечера они проводили в разговорах, развлечениях.

У становой избы каждый день молодые казаки собирались на разговоры, слушали рассказы пожилых односельчан об их походах, сражениях и победах. Молодые люди восхищались рассказами, просили еще что-нибудь рассказать.

Молодые замужние женщины в свободные часы собирались на посиделки чаще всего у жен войсковых старшин. Их угощали всяческими плодами, закусками, семечками. Пили сладкий мед. Молодые казачки любили петь песни и под их напевы плясать.

Дети казаков играли в те же игры, что и взрослые играли в жмурки, лапту.

Вот и сегодня имеет значение , как живут и в какие игры играют современные дети. Возрождение и пропаганда казачьей культуры, его духовного наследия и традиций, сохранение и возрождение исторического самосознания, духа патриотизма и преданности Отечеству стала задачей номер один для возродившегося казачества войска Оренбургского.

В оренбургском казачьем крае много делается для сохранения и развития казачьей культуры, традиций. Восстанавливаются культурно-бытовые традиции и обычаи казаков. К казачьей культуре приобщается подрастающее поколение.

С 1990 года на территории области существует движение по возрождению Оренбургского казачества, которое исторически связано с идеей служения Отечеству. Школа №15города Орска стала основной базой для приобретения подрастающим поколением национально-патриотических традиций казачьего сословия.

С 2000 года в самой большой школе города действует кадетский (казачий) класс, в котором — 5 отделений и 130 кадет. Жизнь подростков содержательна и разнообразна, включает в себя кроме обязательных учебных предметов военно-спортивную подготовку, дополнительные курсы по истории казачества, религиоведение, изучение основ таможенной и пограничной службы, участие в творческих конкурсах, соревнованиях, встречи с известными людьми города.

Стержнем образовательного процесса в кадетских (казачьих) классах является патриотическое воспитание, возрождение традиций и обычаев жизни казаков. Для этих классов характерна особая система воспитания, основанная на педагогической деятельности классных руководителей и воспитателей-командиров (военных руководителей).

В 2004 году в связи с 430-летием Оренбургского казачьего войска группа классных руководителей и воспитателей-командиров была награждена грамотами и юбилейными медалями.

В нашем поселке Кировск, образованном в 1930-е. годы, не было казачества, но переселенцы казаки есть. Об их сословном происхождении долгое время никто не знал, или старались не говорить об этом. В середине 1990-х годов школу пришло положение о проведение конкурса исследовательских работ «Эхо времен», где были вопросы о казачестве в вашем селе. И оказалось, что мало кто знает об этих фактах, а кто и знал рассказывал с неохотой, с опаской, а многие уже ничего не помнили, так тщательно в семье скрывалось казачье происхождение.

В райцентре с. Кваркено идет работа по возрождению казачьих традиций, но это движение держится на энтузиазме и активности самих казаков. Хотя на заседаниях Совета депутатов муниципального образования Кваркенский район поднимался этот вопрос и планируется в наших бывших казачьих станицах открыть казачьи классы. Наш район приграничный, кому как не нам с детства воспитывать смелых , преданных защитников земли нашей.

Конечно славные традиции, которых придерживались наши отцы и деды, должны быть возрождены. Чего стоит, например, уважение казаков к старшим, женщине – матери. Участие бы старейшин помогло развязать не один конфликтный узел. А вот по поводу путей восстановления казачества у меня собственное мнение. Считаю, что плановость, организованность, вообще преобразование сверху здесь неуместны. Не будет уважения к сделанным таким образом, органам. Нужно, чтобы люди исходили из своих потребностей, чтобы по инициативе людей восстанавливалось казачье самоуправление, а администрация полностью поддерживала все начинания.

Передаваемые из поколения в поколение традиции казачества Южного Урала указывают на наличие определенной самобытной системы воспитания, на содержание которой оказывали влияние не только культурные, но так же и географические, социальные и хозяйственные факторы.

Духовно-нравственное воспитание, на основе ознакомления учащихся с семейно-бытовыми, военными, культурными традициями, закрепленными в обрядах, песнях, танцах, промыслах, ремеслах, традициях казачества Южного Урала – выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента содержания образования.

Таким образом, духовно-нравственное традиции казачества Южного Урала имеет социокультурные предпосылки, самобытность народной казачьей культуры базируется на духовности, гармоничном сочетании нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей. Быт и культура казачества нашего края в современной России сумевшее, на протяжении XX в., сохранить свою самобытность, является неотъемлемой, существенной частью нашей социально – культурной, исторической общности.

Возрождение казачества имеет сегодня огромное значение для сохранения и пропаганды казачьей культуры, его духовного наследия и традиций, воспитание исторического самосознания казаков, духа патриотизма и преданности Отечеству.

Пережившие трагические события XX века потомки казаков сохранили свои традиции. В конце XX века казачество вновь возродило многие из них.В современной России государство поддерживает стремление возродить славные традиции казачества и приветствует его участие в защите границ, в воспитании молодежи в духе лучших военных и культурных традиций.