Леонид Андреев Кусака

Конспект урока по произведению Л. Андреева «Кусака» 7 класс

Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Цели:

Выявить отношения между людьми и собакой.

Показать роль композиции пейзажа, роль портретных зарисовок.

Воспитывать способность к переживанию и сопереживанию, что является

проявлением духовности.

Оборудование: портрет писателя, рисунок с изображением собаки.

План урока:

Орг. момент.

Вступительное слово. Эмоциональная подготовка к восприятию нового материала.

Выявление первоначального восприятия.

Анализ 1ой главы. Окончательная потеря веры собаки в людей.

Анализ 2-3 глав. Возвращение веры к людям.

Анализ 4-5 главы. Кусака вновь обманута…

Вывод.

Домашнее задание.

Ход урока

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.

Однако жестокого сколько ещё вокруг?

Мы часто твердим, что собака – друг человека.

Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

Эдуард Асадов

Орг. момент.

Вступительное слово. Эмоциональная подготовка к восприятию нового материала.

- Ребята, на доске записан эпиграф. Давайте прочитаем его. Эти замечательные строки принадлежат перу Эдуарда Асадова.

О чём эти строки?

Какова их основная мысль?

Ответьте на вопрос: «Человек всегда ли собаке друг»?

Согласны ли вы с утверждением, что «собака – друг человека»?

- Вспомните, кто из писателей создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга («Муму» И.Тургенев, «Каштанка» А.Чехов, «Булька» Л.Толстой). Во всех этих рассказах собака предстает как верный, ласковый, добрый друг человека.

Дома вы познакомились с еще одним рассказом о четвероногом друге – «Кусака», который написал Леонид Андреев в 1901 году.

Леонид Николаевич Андреев родился в 1871 году в городе Орле, умер за границей в 1919 году. Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Толстой Л. Н. , и Чехов А. П., и Короленко В. Г. И многие другие писатели.

Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности («Весной», «Петька на даче», «Кусака» и др.).

В письме К. И. Чуковскому, написанном до 19 июля 1902 г., Андреев подчеркивал: «Мне не важно, кто «он» — герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно: что он за человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни»

Выявление первоначального восприятия.

Какие чувства вызвал у вас рассказ?

Какие моменты в рассказе вас особенно затронули?

Где вам было радостно? Грустно?

Анализ 1ой главы. Окончательная потеря веры собаки в людей.

Как зовут главную героиню рассказа? (у нее не было собственного имени).

Зачитайте 1ый абзац. Сколько картин можно составить по нему? (3-4 картины: 1) Зима. Стоят дома, из труб которых идет дым. Рядом с домами – гордые и сильные собаки. Они оскалили свои пасти на Кусаку – забитую, худую; 2) На улице много ребят, они что-то кричат, у них подняты руки вверх, в руках камни и палки, которые вот-вот полетят в сторону собаки, которая прижалась к земле.)

Как первый раз было обмануто её доверие? (Пропойца – мужик с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога).

Как это повлияло на её дальнейшую жизнь, на её характер? Покажите это, используя текст (С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать…)

Для чего в конце 1 ой главы дается пейзаж? (сопоставлена природа и чувства, настроение Кусаки).

Анализ 2-3 глав. Возвращение веры к людям.

Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны? (из города приехали дачники). Выделите слова, которые говорят о приезде дачников (громкий говор, скрип колес, топот людей, кто-то кричал, кто-то пел, смеялся…)

Расскажите при каких обстоятельствах Кусака познакомилась с людьми? (В саду она увидела девочку Лёлю, на которую набросилась и ухватила за платье).

Найти и зачитать эпизод знакомства девочки с собакой. Почему же Кусака всё-таки укусила Лёлю?

Почему собака, боявшаяся людей, охраняет их ночью? Зачитайте этот эпизод.

Давайте попробуем передать глазами Кусаки эпизод, когда Леля просит ее подойти ближе (Я стала понемногу привыкать к людям, уже стала подходить ближе. Очень боялась подойти к той девочке, что настойчиво зовет меня… недоверие брало верх надо мной. Девочка сделала мне уйму комплиментов по поводу моей внешности…и я, забыв прежние обиды, растаяла…)

Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара»?

Какие изменения произошли с Кусакой с момента появления дачников? (Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?).

Какие чувства испытает Кусака в этот момент жизни? (чувство радости, любви).

Почему её радость неполная, чем она ограничена? (Страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела).

VI. Анализ 4-5 главы. Кусака вновь обманута…

Выразительно прочитайте описание осени в начале IV главы. В нем нет Кусаки, но от чего так сжимается наше сердце? (осень предвещает что-то недоброе, холодное).

Давайте прочитаем по ролям разговор Лели с мамой.

Какие слова в четвертой главе говорят о том, что сожаление Лели было не совсем искренним? (- Жа-а-лко, — повторила Леля, но не заплакала.)

Как вы отнеслись к Леле в самом начале рассказа?

Изменилось ли теперь ваше мнение?

Какого поступка вы ожидали от Лёли?

Почему, по-вашему, она его не совершила?

Что делала собака после отъезда людей? (Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке).

Сможет ли Кусака еще раз довериться людям?

- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу?

- Как вы думаете, будет ли Леля сожалеть о том, что оставила Кусаку на даче?

VII. Вывод.

Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает. В рассказе «Кусака» Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны. Давайте с сегодняшнего начнем понимать то, что мы в ответе за тех, кого приручили. Ведь не только у людей есть душа, не только люди умеют страдать…

VIII. Домашнее задание. Сочинение на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили».