Лень и ленивые дети

Лень и ленивые дети.

Среди таких детей есть дети с отсутствием необходимых для учебы способностей либо со способностями недостатоно развитыми. Есть дети, которым трудно учиться в группах с большим количеством обучающихся м преимущественно фронтальными методами обучения. Ес ть дети, которые в силу возрастных особенностей и особенностей психики не могут овладеть программным материалом. Есть дети, которые плохо учатся только из-за своей ленности, отсутствия воли. И таких большинство. Мы таких детей чаще ругаем, критикуем, однако, забываем, что ленность ученика рождается не на пустом месте. Лень любого человека, тем более ребенка, имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка. Бедой, в которой ему необходимо помочь.

Работа с таким детьми состоит из нескольких этапов.

Первый этап. Установление причин лени конкретого ребенка. Причины безволия. Лень и ее причины.

Усталость

Многие замыслы ученика были бы осуществлены и начинания завершены, если бы не усталость и нехватка сил, преследующие его постоянно.

Отсутствие смысла работы

С годами у взрослого человека это может нести более широкое толкование: отсутствие смысла жизни, а значит, и смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться и доводить до конца.

Отсутствие умения работать

В данном случае речь идет о ряде умений, в первую очередь, интеллектуальных, что не дает возможности ученику нормально учиться

Непосильность работы

Многие учебные задания трудны для ученика из-за несоответствия его возрастным и психологическим особенностям и поэтому несоизмеримы с его возможностями. Вот почему ставить перед учеником непосильные для него задачи – значит заведомо обрекать его на неудачу

Отсутствие интереса к работе

Такие дети не могут делать без удовольствия, не могут долго терпеть напряжение, дискомфорт

Лень как проявление страхов

Кажется, что ребенок ленится, а на смом деле он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой оценки. Страх предстоящих усилий – физических, умственных ил душевных, при высоком уровне притязаний может вылиться в отказ от любой работы вообще.

Особенности душевного состояния

В жизни каждого человека, в том числе и ребенка, может быть пробоина, в которую понапрасну уходит энергия. Это может быть конфликт, неудовлетворенность, скверное воспоминание, ревность, зависть, двусмысленное положение, ложь …К этому перечню можно что-то добавить, а что-то убрать

Отсутствие уверенности в себе

Во всем, за что ни берется ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся уме неодолимыми, поэтому он легко отступает, сходит с дистанции

Астенический тип личности

Слабое чувство жизни. Внутри такого человека что-то непрестанно сопротивляется всякой обязанности, всякому «надо»

Гедоническая лень

Попросту говоря- сибаритство. Желание праздности распространяется у такого человека на любую работу

Второй этап. Создание учителем и родителями условий, побуждающих ребенка заниматься воспитанием волевых усилий и формированием у него желания и потребности этим заниматься. Для этого нужно показать ребенку существующую у него проблему, убедить его в нужности ею заниматься и в возможности ее решения. Образно выражаясь, надо чтобы лошадь не только была подведена к воде, но и захотела ее выпить.

В этой работе важно соблюсти баланс между критическими замечаниями и поддержкой у ребенка уверенности в успешности его усилий похвалой и моральной поддержкой.

Третий этап. Этот этап связан с формированием у ребенка волевых привычек, волевых способностей. При этом неоходимо отметить, что многие из перечисленных причин лени сами по себе диктуют и соответствующие способы ее преодоления. Если лень связана с отсутствием у ученика необходимых интеллектуальных умений, то их надо развивать. Если нежелание выполнять учебные задания продиктовано их несоответствием реальным возможностям ребенка, то такие задания необходимо пересмотреть и т.д.

Астенический тип личности переживает лень как физическое препятствие жизни – будто гири внутри: трудно что-либо начать делать, трудно даже думать об этом, а едва начав, трудно продолжить. Только бы отдыхать, и чтобы тебя не трогали. Такое состояние иногда может быть признаком надвигающейся болезни иил ее осложнениями, результатом гипотонии. Слишком большое принуждение может привести к слому. Но нельзя ей излишне поддаваться. Коварное свойство астенической лени – саморазвивающаяся инерция. Сначала перестаем двигаться, чтобы сохранить силы, а потом их теряем оттого, что перестали двигаться. Такому ребенку надо помочь, и эту помощь должны оказать родители по рекомендации учителя. Их задача – помочь обрести ребенку нужное физическое и психическое самочувствие. Чем? Правильным питанием, режимом, движением.

Гедоническая лень. Она от избалованности, от привычки жить в свое удовольствие. Помощь в этой ситуации возможна, если взрослые, заинтересованные в воспитании, договорятся о едином подходе. В любом случае в этой тактике важную роль играет империтив, жесткое требование, смысл которого заложен в слоах «должен», «надо».

По материалам журнала «Управление современной школой: завуч» №5, 2009г.