Лекторий для родителей Учите детей любить русский язык

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №487 (VIII вида) Выборгского района Санкт-Петербург

Лекторий для родителей

«Учите детей любить русский язык»

Учитель-логопед Кузнецова Л.С.

Много раз, наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем прочитанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может происходить благодаря языку.

Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное оружие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность понимать собеседника именуются одним и тем же словом».

Я хочу обратить ваше внимание на первое значение слова. Язык – один из органов периферического речевого аппарата. Если ребенок научится управлять своими органами речи, то и формирование правильного произношения звуков речи будет происходить быстрее.

Произношение. На логопедических занятиях провожу артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц речевого аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений.

Артикуляционная гимнастика включает в себя: мимические упражнения, упражнения для губ, упражнения для языка, фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции.

На занятиях дети выполняют упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса.

Слоговая структура слова. Уделяю внимание работе над темпом, ритмом речи. Полезно использовать считалки, чистоговорки, простые стихи.

СА-СА-СА – вот летит оса СУ-СУ-СУ – не боюсь осу

Сначала следует заучить стихотворение, затем на одном выдохе произнести строчку стихотворения. Подключаем ручную моторику( большой палец поочередно встречается с указательным, средним, безымянным, мизинцем). Совершенствование мелкой моторики активизирует речевые зоны головного мозга. Ёж, медведь, барсук, енот,

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Фонематическое восприятиевосприятие звука на слух – представляет для наших детей определенную сложность, особенно акустически сходные звуки.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия:

Подбери слово на слух (М- мак, мама, машина…)

Цепочка слов (кот-туфли-игла-арбуз…)

Составь слова из слова «картина» (кит, тина, танк…)

Придумай слово из 3-х звуков (4-х, 5-х звуков)

Угадай, какой предмет я загадала (из этой комнаты на звук К –карандаш)

Чтение. Любовь к чтению – это хорошая привычка. Ее необходимо воспитывать.

1.Профилактика — поддерживайте интерес ребенка к букве во всех ее проявлениях: читайте вывески и плакаты на улице, надписи в общественном транспорте, инструкции. Похвалите, отметьте ребенка за наблюдательность и инициативу.

2.Выбирайте вместе, что читать. Совершайте совместные походы в книжный магазин, в библиотеку. Договоритесь, что книгу, которую вы купили, обязательно прочтете.

3.Подавайте личный пример. Если ребенок часто видит родителей с книгой в руках, то и он будет проявлять интерес к чтению. Поощряйте чтению!

4.Читайте ребенку перед сном. Прочитайте добрую сказку или историю на ночь, вам обоим это доставит удовольствие. Совместное погружение в рассказ – прекрасный способ наладить или поддержать с ребенком контакт.

5.Ограничьте время пребывания ребенка у «большого экрана». Посвятите это время чтению, пользу от которого трудно переоценить.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой для всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.