Лекция 1 Общество государство и право

Лекция 1. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

1. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВАПод обществом в узком смысле понимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.).Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленных на лучшее удовлетворение общих потребностей и интересов.Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы:1. Отдельные личности.2. Семьи.3. Объединения людей (политические, трудовые, по интересам).4. Государство как важнейший элемент общества.Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности.Государство есть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества),обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениямобязательной силы для всего населения.

Любое государство характеризуется целым рядом признаком. Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся следующие признаки:

Наличие особой публичной власти, отделённой от общества и не совпадающей с ним;

Государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), который состоит из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций;

Территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку.

Государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи.

Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом;

Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие какие-то доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.):

Суверенитет – верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно её независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет характеризуется двумя сторонами – верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.

Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.

2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

Основной признак государства – наличие суверенной власти (наивысшей).Власть – влияние на поведение населения страны.Вторым признаком государства является право. Без права нельзя управлять государством.Право — особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.Признаки государства — территория, население, флаг, гимн, налоги.Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности.Различают внутренние и внешние функции.Внутренние (основные):1. Политическая (стабильность в обществе).2. Охранительная (все законы должны выполняться).3. Экономическая.4. Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры).5. Экологическая.Внешние:1. Оборона страны от внешнего нападения.2. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Типы государства – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, правовое. Каждому типу присуще свои формы, которые зависят: от формы правления, формы государственного устройства и политического режима.Форма государства включает в себя три элемента:1. Форма правления (монархия, республика).2. Форма государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство, конфедеративное государство).3. Форма политического режима (демократический, антидемократический (авторитарное, тоталитарное)).

Формы правления :

Монархия – власть одного человека передаваемая по наследству.

Демократия – народовластие, всеобщая избирательная система.

Олигархия – власть немногих.

Охлократия – власть толпы.

Аристократия – власть высших слоёв общества.

Тирания – единоличная власть, основанная на насилии.

Республика — выборная власть.

По форме правления мы сегодня выделяем

монархию (абсолютную, конституционную или парламентскую);

республику (президентскую, парламентскую, смешанную).Россия – президентская республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

2. СВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВОСамим фактом своего существования право обязано государству. Оно производно от него и без государства не существует. С другой стороны государство также не может существовать без права. Право обеспечивает легитимность государственной властиЛегитимность – законность установления власти, степень поддержки власти населением государства.Правовое государство-это государство, вставшее на более высокую ступень своего развития с новыми признаками.

Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Со времен возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом. Над созданием и развитием учения о правовом государстве трудились античные мыслители (Сократ (IV век до н.э.), Платон (427-347гг. до н.э.), Аристотель (384-323гг. до н.э.)), Джон Локк (1632-1704гг.) и Шарль Монтескье (1689-1775гг.), Иммануил Кант (1724-1804гг.) и Гегель (1770-1831гг.).

Признаки правового государства

Народный суверенитет. В государстве только народ реально выступает источником всей власти, которую реализует государство.

Господство (верховенство) права. Все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

Последовательно проведённый принцип разделения властей(исполнительная, законодательная, судебная). Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.

Соблюдение и охрана прав и свобод человека. Государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;

Наличие гражданского общества, в котором государство подконтрольно обществу.

Взаимная ответственность государства и гражданина. За нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.

Для правового государства характерно верховенство права – органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы.

Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения.

Для правового государства характерна справедливость законов.

Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина.

В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом.

Правовое государство ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга.

Принцип взаимного контроля – граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей.

Приоритет международного права – законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения: указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы; в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору.

Основные принципы права, на которых строится правовая система правового государства:

1. Общее отношение к праву и закону:

- человек — цель, а не средство достижения цели;

- общество и члены его, подчиняясь закону, используют закон для подчинения властвующего;

- строгое соблюдение законов;

- свобода — в соблюдении законов, а не в игнорировании их;

- пользующийся правом не нарушает чужих интересов;

- злоупотребление правом исключено;

- закон не имеет обратной силы.

2. Отношение к человеку как к высшей ценности права:

- человек имеет право на личную неприкосновенность;

- никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом (презумпция невиновности).

3. Установление истины:

- никто не может быть судьей в собственном деле;

- незнание закона не освобождает от ответственности;

- равноправие сторон в деле;

- всякое сомнение — в пользу обвиняемого;

- отрицательные положения не доказываются.

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Государственная власть реализуется государственным аппаратомГосударственный аппарат – это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.По характеру выполняемых задач государственные органы подразделяются на следующие виды:1. Законодательные органы.2. Исполнительные органы.3. Правоохранительные органы.Законодательные органы избираются населением государства. Поэтому они иногда именуются представительными органами. Указанные органы участвуют в выполнении функций государства путем правотворчества, разрабатывают необходимые законы. В Российской Федерации (РФ) на федеральном уровне это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций иГосударственной Думы. Законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной думе.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года. Депутатом Думы, согласно Конституции может быть избран имеющий право участвовать в выборах гражданин РФ, достигший 21 года. Депутаты работают на профессиональной и постоянной основе.

Ее основное назначение – разрабатывать законы и осуществлять финансовый контроль за деятельностью правительства. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает на должность Председателя центрального банка РФ, Председателя палаты, Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию и т.д.

Совет Федерации утверждает изменения границ между субъектами РФ, назначает выборы Президента, назначает на должность судей Конституционного суд РФ, Генерального прокурора и др.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Затем они передают на рассмотрение и одобрение Совету Федерации. Закон вступает в силу после его подписания Президентом.Исполнительные органы осуществляют повседневную управленческую деятельность. Действуют во исполнение установленных законов. В процессе своей работы принимают необходимые распоряжения. Поэтому их называют исполнительно-распорядительными органами. В РФ на федеральном уровне это Администрация Президента, Правительство РФ, министерства, комитеты,федеральные службы.

Правительство РФ – исполнительный орган власти.

Состоит из председателя Правительства РФ, заместителей и федеральных министров. Правительство разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, осуществляет управление федеральной собственностью.

Главой государства и высшим должностным лицом является президент РФ, наделенный большими полномочиями. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, активно участвует в правотворческом процессе, подписывает законы, издает указы возглавляет Совет безопасности, утверждает военную доктрину.Правоохранительные органы это органы, которые обеспечивают защищенность граждан, организаций, государства, общества от противоправных действий.

Прокуратура Российской Федерации

Следственный комитет Российской Федерации

Министерство внутренних дел

Федеральная миграционная служба

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

Федеральная таможенная служба

Федеральная служба исполнения наказаний

Особая роль принадлежит судебным органам. Судебные органы рассматривают споры о праве и выступают в качестве органов правосудия. На федеральном уровне имеется Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Разбирательство дел во всех судах открытое (закрытое, только в случаях, предусмотренных законом).

Судопроизводство действует на основе состязательности и равноправия сторон (то есть с участием прокурора — обвинителя и защитника — адвоката).