Лекции по у и а банкротств

Тема 1. Государственное регулирование кризисной ситуации.

Вопрос 1. Институт банкротства.

Учет и анализ банкротства – это учетно-аналитический процесс подготовки к принятию стратегических и тактических решений в условиях экстренных ситуации и жесткого дефицита времени.

Как информационно-аналитический модуль системы антикризисного управления, он охватывает сферу профилактики, реорганизационных и ликвидационных процедур, направленных на обеспечение успешного формирования бизнеса в обозримом будущем.

Банкрот (от итальянского «банко» — скамья и «ротто»- сломан) – сломать скамью, на которой сидит коммерсант.

Банкротство – это процесс, включающий:

Рассмотрение ситуации, в которой некоторое физическое или юридическое лицо объявляется несостоятельным.

Юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического или юридического лица, используя законные акты.

Определение ответственности для осуществления (неосуществления) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом, социальном и политическом плане.

Необходимость развития института банкротства обусловлена созданием такого инструмента, который способен защитить личную и корпоративную деятельность, третью сторону от опасно высоких или существующих убытков.

Отечественные аналитики, исследуя причины, условно делят банкротство на три вида:

- первый вид – банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным расходованием ресурсов;

- второй вид – банкротство собственника, вызванное отсутствием инвестиций в оборотный капитал для осуществления простого воспроизводства и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия;

- третий вид – банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов выпускается неконкурентоспособная продукция и требуется диверсификация этого производства.

Несостоятельность - это финансовое состояние предприятия, при котором оно не способно в течение нормально установленного срока выполнять долговые обязательства, самостоятельно восстановить свою платежеспособность.

Виды и формы несостоятельности:

По масштабу: системная и текущая.

По времени: циклическая и хроническая.

По виду: производственно-техническая и экономическая.

По месту в экономике: в рыночном секторе и нерыночном секторе.

Текущая – обусловлена длительностью жизненного цикла товара, вызывается материальными причинами, носит локальный характер.

Системная – присутствует в период экономического кризиса. Вызывается общественными причинами, носит всеобщий характер.

Циклическая – регулярно возникающая с периодичностью, превышающей длительность одного производственного цикла, но меньше, чем время одного оборота оборотного капитала.

Хроническая – сохраняется в течение периода, превышающего время одного оборота оборотного капитала.

Производственно-техническая – состояние, при котором возникает неадекватность текущей функции подсистемы по сравнению с ее объективной ролью в системе. Влекущая ее неспособность реализовывать технологический способ и создавать определенный результат.

Экономическая – неспособность производственной системы функционировать в качестве субъекта экономических взаимосвязей.

В рыночном секторе – несостоятельность идентифицируется с ухудшением финансового положения фирмы и развитием ее неплатежеспособности.

К основным причинам несостоятельности можно отнести следующие:

1. Долговременное снижение спроса или изменение функции спроса на продукцию предприятия.

2. Резкий рост постоянных или переменных издержек, приводящий к увеличению общих расходов до уровня, превышающего цену товара.

Таким образом, первая причина несостоятельности предприятия лежит в области маркетинга, а вторая – в финансовой сфере. Следовательно, маркетинговая стратегия служит отправным пунктом финансового оздоровления предприятия.

В советский период процедура банкротства как способ прекращения предпринимательской деятельности практически не применялась.

Первый Гражданский кодекс РСФСР 1922 года содержал нормы, регулирующие отношения, возникающие в условиях несостоятельности юридических и физических лиц.

В начале 60-х годов нормы о банкротстве были исключены из законодательства.

В современной практике понятие «банкрот» было введено Указом Президента РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур» от 14.06.1992 г.

После этого был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 11 ноября 1992 года № 3929-1.

Институт банкротства получил правовое закрепление в статьях 61 и 62 Гражданского кодекса РФ, в законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ. Он распространяется на физических и юридических лиц, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Закон содержит более жесткие требования к арбитражным управляющим, которым доверяется проведение процедур банкротства.

В целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) государственных предприятий, последовательно вышли в свет соответствующие постановления правительства:

- от 20.09.1993 г. № 926, которым было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (КУГИ).

- в марте 1997 года управление вышло из подчинения Госкомимущества РФ и было преобразовано в Федеральную службу Российской Федерации по делам о несостоятельности и банкротстве.

- С апреля 2000 года появилось новое название – Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. Упразднена она в марте 2003 года.

После этого представители территориального органа приписаны к налоговой инспекции и участвуют в процедурах банкротства в лице уполномоченных органов.

Дело о несостоятельности (банкротстве) рассматривается арбитражным судом по месту нахождения предприятия-должника, указанному в учредительных документах. Оно возбуждается согласно заявлению должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа или прокурора.

Вопрос 2. Причины возникновения банкротства.

Причины возникновения кризисной ситуации следующие:

Влияние внешних факторов макросреды, которые независимы от предприятия. Например, несовершенство финансовой, денежной, кредитной и налоговых систем, законодательной базы, высокий уровень инфляции.

Неэффективное управление внутренними факторами микросреды предприятия.

Использование предприятием стратегии, которая неадаптирована к внешним факторам макросреды.

Снижение рентабельности продукции.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.03 г. «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» было определено, что анализ деятельности должника должен включать анализ как внешних, так и внутренних условий деятельности должника и рынков, на которых осуществляется анализ.

При анализе внешних условий проводится анализ общеэкономических условий. Региональных и отраслевых особенностей его деятельности. Особое внимание при этом уделяется влиянию государственной денежной политики, сезонным факторам, необходимости осуществления дорогостоящих природоохранных мероприятий, географического положения, экономическим и налоговым условиям региона.

Анализ внутренних условий включает в себя:

- производственный анализ экономической политики и организационно-производственной структуры должника;

- состав основного и вспомогательного производства;

- загрузку производственных мощностей;

- объекты непроизводственной сферы;

- перечень структурных подразделений и схему структуры управления предприятием;

- численность работников, фонд оплаты труда, средняя заработная плата;

- дочерние и зависимые общества;

- характеристику учетной политики должника, в том числе анализ учетной политики для целей налогообложения;

- характеристику систем документооборота, внутреннего контроля, страхования.

Анализ рынков представляет собой анализ данных о поставщиках и потребителях.

Вопрос 3. Стадии банкротства.

Стадии:

1.Начало кризиса предприятия. Характеризуется невыполнением или частичным выполнением текущих задач, развитием конфликта между стратегическими целями и выбранным направлением реализации стратегии.

Этот этап наиболее сложно определить, так как трудно интегрировать количественные показатели, точно определяющие или оценивающие криз стратегии развития предприятия.

Предприятие перестает получать экономическую прибыль несмотря на то, что в отчете о прибылях и убытках показана величина нормализованной прибыли.

2. Развитие кризиса предприятия. Наблюдается ухудшение большинства показателей финансово-экономической деятельности анализируемого предприятия.

Окончание первого и начало второго этапа можно определить по резкому колебанию показателей рентабельности и деловой активности предприятия.

Предприятие перестает получать нормализованную величину прибыли, привлечение кредитных ресурсов становится затруднительным, заимствование происходит в меньшем объеме и по высокой цене, накопленная сумма амортизационных отчислений оказывается вовлеченной в финансирование оборотного капитала.

Окончание второго и начало третьего этапа характеризуется ухудшением показателей ликвидности и финансовой устойчивости.

Для снижения риска банкротства на этом этапе требуется проведение оперативного реструктурирования предприятия в целях его выживания на короткий срок.

Оперативное реструктурирование должно включать минимум два направления:

- повышение эффективности результатов деятельности;

- обеспечение ликвидности активов.

Далее разрабатывается бизнес-план предприятия на перспективу.

3.Кризис предприятия. Характеризуется неспособностью предприятия отвечать по своим обязательствам по мере их поступления.

После комплексного анализа деятельности предприятия выбираются реорганизационные или ликвидационные процедуры.

ТЕМА 2. ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА.

1 вопрос. ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Закон принят ГД РФ от 27.09.2002 г. (действующая редакция от 10.01.2014 г.)

ФЗ № 127 устанавливает и регулирует:

основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве);

порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротстве);

проведение наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Состав и размер денежных обязательств или денежных платежей определяется на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Если после одной процедуры назначается другая, то состав и размер этих обязательств и платежей определяется на дату введения каждой процедуры банкротства.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс.рублей, а к должнику-гражданину – не менее 10 тыс.рублей.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают:

- сам должник;

- конкурсный кредитор;

- уполномоченный орган;

- прокурор.

В деле о банкротстве участвуют следующие лица:

- должник;

- арбитражный управляющий;

- конкурсные кредиторы;

- уполномоченные органы;

- органы федеральной и исполнительной власти;

- органы местного самоуправления.

Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеющее высшее юридическое, экономическое или специальное по отраслевой принадлежности должника, образование и совокупный двулетний стаж руководящей работы, сдавший теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих.

Также он должен пройти полугодовую стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего, не иметь судимости.

Временный арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения.

Административный управляющий утверждается арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления.

Внешний управляющий утверждается Арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления, которая заключается в непосредственном управлении имуществом должника согласно плану внешнего управления.

Конкурсный управляющий утверждается Арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства, т.е. реализации имущества должника в условиях ликвидации предприятия.

Права арбитражного управляющего:

Созывать собрание кредиторов.

Обращаться в Арбитражный суд с заявлениями согласно ФЗ.

Получать вознаграждения.

Привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника.

Подать в Арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязательств.

Обязанности арбитражного управляющего:

Принимать меры по защите имущества должника.

Анализировать финансовое состояние должника.

Анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках.

Вести реестр требований кредиторов и предоставлять его лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов.

Возмещать убытки причиненного им ущерба.

Выявлять признаки фиктивного и преднамеренного банкротства.

2 вопрос. Процедуры банкротства. Наблюдение.

При рассмотрении дела о банкротстве должника–юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

Наблюдение – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях сохранности его имущества, проведение финансового анализа хозяйственного состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.

Схема процедуры.

Вынесение арбитражным судом определения о

введении наблюдения и утверждение временного

управляющего

В течение 10 дней В течение 3-х дней

Уведомление руководителя Направление временным

должника о введении наблюдения, управляющим для опубликования

работников, учредителей, сообщения о введении наблюдения

собственников имущества должника (ст.54, п.1 ФЗ)

(ст.68, п.3 ФЗ)

В течение 14 дней

Уведомление временным управляющим о введении наблюдения всех выявленных им кредиторов, кроме кредиторов, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, исполнения обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, вознаграждения по авторским договорам (ст.68, п.2)

В течение 30 дней

Предъявление кредиторами требований должнику

Определение арбитражного суда о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов (или об отказе от включения)

Анализ финансового состояния должника

Проведение первого собрания Вынесение арбитражным судом

кредиторов и принятие решения одного из определений:

об обращении в арбитражный суд

с одним из следующих ходатайств:

- введение фин.оздоровления — введение фин.оздоровления

- введение внешнего управления — введение внешнего управления

- признание должника банкротом и — конкурсное производство

открытие конкурсного производства — мировое соглашение

- заключение мирового соглашения — вынесение одного из определе-

- решение не принято ний (при отсутствии решения в

определенный срок

Окончание процедуры наблюдения

Последствия введения наблюдения:

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств.

Приостанавливается действие исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника.

Запрещается удовлетворение требований учредителя должника о выделе доли в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли.

Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам (акциям, облигациям).

Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная законом очередность удовлетворения требований кредиторов.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника.

Органы управления должника с письменного согласия временного управляющего могут совершать сделки, которые связаны:

с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения.

С получением и выдачей займов (кредитов), поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления предприятия должника.

Органы управления должника не могут совершать сделки:

- по реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидации должника;

- по созданию юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

- по созданию филиалов и представительств;

- о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

- о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

- о выходе из состава учредителей должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

- о заключении договоров простого товарищества.

Должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника.

Первое собрание кредиторов принимает решение по сроку финансового оздоровления и кандидатуре административного управляющего либо о необходимости введения внешнего управления, либо конкурсного производства. От даты введения любой из последующих реорганизационных или ликвидационных процедур наблюдение прекращается.

Вопрос 3. Финансовое оздоровление.

Финансовое оздоровление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Основанием для введения данной процедуры является:

- наличие ходатайства учредителей, уполномоченных органов и третьих лиц и обеспечение превышающего на 20% и более обязательств должника;

- готовность к погашению долгов через месяц после введения процедуры в течение года пропорционально требованиям кредиторов, равными долями.

Исполнение обязательств может быть обеспечено залогом, банковской, государственной или муниципальной гарантией, поручительством.

Совокупный срок финансового оздоровления не может превышать два года.

Административный управляющий в ходе процесса финансового оздоровления ведет реестр требований кредиторов, созывает собрания кредиторов, контролирует выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения долгов.

Он получает от руководителя должника информацию о текущей деятельности, принимает участие в инвентаризации, согласовывает или опротестовывает сделки.

Не позднее, чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету прилагается:

- баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Через 10 дней после получения отчета административный управляющий направляет свое заключение кредиторам реестра и в арбитражный суд.

Отсутствие отчета должника или погашения требований кредиторов дает основание для созыва собрания кредиторов, которое принимает решение о ходатайстве по введению внешнего управления или конкурсного производства.

Если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более, чем 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.

Вопрос 4. Внешнее управление.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

От даты введения данной процедуры руководство предприятием принимает на себя внешний управляющий.

Руководство и органы управления должника ограничены в принятии следующих решений:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст