ЛАБ.РАБ.9

Содержательные вопросы:

1)Суть принципа программного управления компьютером сводится к следующим трем положениям:

1. любая работа выполняется компьютером по программе;

2. исполняемая программа находится в оперативной памяти;

3. программа выполняется автоматически.

Первый тезис принципиально важен, хотя и достаточно очевиден. Роль программной составляющей (software) по мере развития вычислительной техники все более возрастает.

Второе положение выделяют в самостоятельный принцип – принцип хранимой программы (см. стр. 9).

Последний пункт анализируется в данной лекции. Рассмотрим, как в ЭВМ с предложенной фон Нейманом архитектурой организовано выполнение программы и какие регистры для этого требуются. Для удобства все рассматриваемые регистры УУ сведены в общую таблицу:

Название

Разр. (бит)

Назначение

CK

Счетчик команд

12

Хранит адрес следующей команды

PK

Регистр команд

20 (18)

Хранит исполняемую команду; 12 р. служат адресом при чтении из ОЗУ

ДР

Дополнительный регистр

20 (18)

Хранит вторую команду пары

РП

Регистр памяти

40

Обеспечивает обмен данными с ОЗУ

СК Важный в работе ЭВМ регистр, хранит адрес очередной исполняемой инструкции. Самое первое значение должен занести оператор, а в дальнейшем машина автоматически обновляет значение данного регистра.

В современных компьютерах при включении питания или сбросе в счетчик аппаратным образом заносится значение стандартного начального адреса ПЗУ.

РК Исполняемая в данный момент команда хранится в этом регистре. Из 12 младших бит названного регистра берется адрес при считывании и записи информации в ОЗУ. Поскольку в одной ячейке упаковано две команды, то для хранения второй предусмотрен специальный регистр ДР. В большинстве других ЭВМ команды считываются из ОЗУ по одной, следовательно, последний регистр отсутствует.

РП Его назначение — принимать из ОЗУ содержимое считываемой ячейки; через него же производится и запись в память.

3) Русско язычных еще не придумали. да и врятли когда нибудь придумают.

Компьютерный сленг (жаргон) — разновидность сленга, используемого как профессиональными (например, IT-специалистами), так и другими пользователями компьютеров.

История

Появление терминов

Бурный рост со второй половины XX века компьютерных технологий и, в частности, массовое внедрение в середине 1980-х годов в обиход обычного человека персональных компьютеров и компьютерных устройств внесли в русский язык громадное количество специальных слов и выражений, богатую разветвлённую терминологию. Позже, благодаря началу издания в 1988 году журнала «PC World» (первое время на 100 % переводного), ставшего очень популярным, произошёл «обвал»: англоязычные термины и аббревиатуры, зачастую в английском же написании, заполнили страницы журналов и засорили речь специалистов[1]. К примеру — сетевая картамикропроцессороперационная системаформатированиеинсталляциявинчестерпикселидиалоговое окнодисплей и другие. Многие из этих терминов — англицизмы, но есть и слова из других европейских языков. Вместе с новой техникой в мир человека внедрились также компьютерные игры, где тоже присутствуют определённые индивидуальные обозначения вещей, такие как квестRPGдесматч и др.

Вхождение сленга в язык

Как и в профессиональном языке компьютерщиков, в жаргоне много английских заимствований. Часто это заимствования из английского компьютерного жаргона. Примером служат слова «геймер» — от английского жаргонизма gamer, где геймером называют игрока в компьютерные игры или «думер» — от doomer — это поклонник игры Doom[2].

Образование сленга

Один из распространённых способов, присущий всем жаргонизмам, стоящим рядом с определённой терминологией — это трансформация какого-нибудь термина, как правило, большого по объёму или труднопроизносимого[3]:

сокращение (комп — компьютервинт — винчестерклава — клавиатура),

универбация (материнкаматьмамкамамаматка — материнская платаструйник — струйный принтеропераоперативка — оперативная памятьжёсткий — жёсткий диск).

Источниками этих слов могут выступать и профессиональные термины английского происхождения, которые уже имеют эквивалент в русском языке (морфологическая передача): хард-драйвхард-дискхард (от англ. hard drive — жёсткий диск); коннект (от англ. connecting — соединение, подключение; как связь) и коннектиться (от англ. to connect — соединять, связывать, подключать); джоин (от англ. join — присоединение, подключение, примыкание; как акт установления связи) и джоиниться (от to join — присоединяться, примыкать);апгрейдить (от англ. to upgrade — модернизировать, усовершенствовать); программер (от англ. programmer — программист); юзер (англ. user — пользователь) и юзать (от англ. to use — использовать, употреблять); кликать (от англ. to click — щёлкать). Грамматическое освоение русским языком некоторых заимствований сопровождается их словообразовательной русификациейзиповатьзазипованныйзиповский (от англ. zip — формат сжатия данных); юзерский (от юзер) — пользовательский; юзанный (от юзать) — использованный, бывший в употреблении; юзверь (от юзер и зверь) — опытный, продвинутый пользователь, не обладающий навыками админа [4].

Существует и обратное явление. Появляется синонимичный термину жаргонизм, образованный от слова, уже давно закрепившегося в русском языке: «форточки» — фамильярное название операционной системы Microsoft Windows (англ. windows — окна), «мелкомягкий», «микрософт», «мелкософт», «микромягкие» — ироничная калька названия Microsoft[5].

Некоторые слова приходят из жаргонов других профессиональных групп, к примеру, автомобилистов: чайник — начинающий пользователь, движок — ядро, «двигатель» программы (второе значение термина движок — семантически эквивалентно английскому аналогуengine — двигатель). Иногда и сам компьютер называют машиной, хотя термин «машина» по отношению к компьютеру пришел из речи советских программистов, расшифровывавших аббревиатуру ЭВМ (электронно-вычислительная машина). Слово «глюк» (производное от «галлюцинация», пришло из жаргона наркоманов) и словообразовательный ряд от него, широко употребляющиеся в компьютерном жаргоне, получают здесь значение «непредвиденных ошибок в программе или некорректной работы оборудования». Например: «У меня принтер глючит»[2].

Ещё один способ — метафоризация — широко используется почти во всех жаргонных системах. С его помощью были организованы такие слова, как: блинболванкаматрица — компакт-дискселёдка — пластиковая упаковка от записываемых дисков (обычно на 10-100 дисков), по аналогии с советской консервной банкой для сельди, крыса — манипулятор мышьреаниматор — специалист или набор специальных программ по «вызову из комы» компьютера, программное обеспечение которого серьёзно повреждено и который не в состоянии нормально функционировать. Также существуют глагольные метафоры: тормозить — крайне медленная работа программы или компьютера, сноситьубивать — удалять информацию с диска, резать — записывать информацию на оптический диск (в этом случае резак — записывающее устройство). Есть ряд синонимов, связанных с процессом нарушения нормальной работой компьютера, когда он не реагирует ни на какие команды, кроме кнопки reset (афоризм на семь бед один reset). В таком случае о компьютере говорят, что он повис,зависвсталупал. Слово «упал» также относят к ОС (Операционной системе) или другому важному ПО (Программному обеспечению), в случае сбоя нормальной работы программы, вследствие чего необходимо её переустанавливать, либо в случае нарушения работы канала связи. Хотя слово «зависание» (произошло зависание, в случае зависания) сейчас уже можно исключить из жаргонизмов — оно официально употребляется как термин. Это не единственный пример наличия синонимов в лексике жаргона.

Способ метонимии (оборот речи, замена одного слова другим, смежным по значению) встречается в образовании жаргонизмов у слова «железо» — в значении «компьютер, физические составляющие компьютера», «кнопки» — в значении «клавиатура». Но есть примеры фразеологизмов, мотивация смысла в которых понятна чаще посвященному: «синий экран смерти» (Blue Screen of Death, текст сообщения о критической ошибке Windows на синем фоне), «комбинация из трех пальцев» ( Ctrl + Alt + Delete — вызов диспетчера задач; в старых системах, до Windows 95, — перезагрузка системы), «топтать батоны» (работать на клавиатуре, button — кнопка).

Существует так же способ переноса названий предметов на компьютерный слэнг: «карточка», «ведро» — видеокарта.

В компьютерном сленге присутствуют слова, не имеющие семантической мотивировки. Они находятся в отношении частичной омонимии с некоторыми общенародными словами: лазарь — лазерный принтервакса — операционная система VAXпентюхпень — микропроцессор Pentiumхалфа — игра Half-Life.

7) Биос проверяет все комплектующие ПК перед запуском ОС.Биос не загрузчик! ТОЛЬКО посте проверки работоспособности всех комплектующих ПК запускается ОС!

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА – программа, управляющая аппаратными и программными средствами компьютера, которые предназначены для выполнения задач пользователя.

Представление о том, что такое операционная система, менялось со временем. Первые компьютеры использовались только для решения математических задач, а программами служили написанные в машинных кодах вычислительные алгоритмы. Программисту при кодировании программ приходилось самостоятельно управлять компьютером и обеспечивать выполнение своей программы. Со временем для облегчения процесса написания программ был создан набор служебных программ. С развитием электроники аппаратура совершенствовалась и появилась возможность одновременного выполнения нескольких программ, в связи с этим были созданы алгоритмы переключения заданий. Набор подпрограмм, обеспечивающих переключение, назывался монитором или супервизором. Однако, возникла проблема прерывания работы программ, содержащих ошибки и потребляющих ресурсы компьютера (например, постоянно занимающих процессор или ошибочно записывающих результаты своей работы в оперативную память, где размещаются другие программы). Выход был найден в создании специальных аппаратных механизмов, защищающих память программ от случайного доступа со стороны других программ. Поскольку управление этими механизмами уже нельзя было включать в сами программы, к монитору была добавлена специальная программа, управляющая защитой памяти. Так был создан резидентный монитор. Последовательное решение подобных проблем было направлено на создание универсальной ЭВМ, способной решать одновременно разнообразные задачи.

Резидентный монитор – это уже зачатки операционной системы. Прикладные программы стали содержать только реализацию своего алгоритма и обращение за вспомогательными алгоритмами к монитору, при этом использовался специальный набор правил, называемый прикладным программным интерфейсом. Прикладной программный интерфейс позволил создавать абстрактные понятия. Появились понятия файла и файловой системы. В дальнейшем, к резидентному монитору было добавлено много других программ, в частности, облегчающих выполнение таких операций как копирование файлов, редактирование текстов, компиляции программ с языка программирования в машинный код и другие. Термин « резидентный монитор» трансформировался в ядро операционной системы.

Запуск компьютера. BIOS.

Обычно компьютер запускается при включении питания на лицевой панели системного блока, хотя современные компьютеры имеют такие средства для экономного расходования электроэнергии, которые позволяют их не выключать. Запуск компьютера – самый ответственный момент работы компьютера – в этот момент в оперативной памяти нет ни данных, ни программ. Перенести их с жесткого диска в оперативную память без команд нельзя. Для этой цели у процессора есть специальная ножка, которая называется RESET (перезапуск). Если на нее поступает сигнал (а в момент включения именно так и происходит), процессор обращается к специально выделенной ячейке памяти. Необходимо, чтобы в этой ячейке всегда была определенная информация, причем даже тогда, когда компьютер выключен. Для этого предназначена специальная микросхема – ПЗУ (постоянное запоминающее устройство). Это тоже память, но постоянная. В отличие от оперативной памяти постоянная память не стирается при выключении. Программы микросхемы ПЗУ записываются на заводе. Этот комплекс программ называется BIOS – базовая система ввода/вывода. Эта система « встроена» в материнскую плату компьютера. Ее назначение состоит в выполнении элементарных действий, связанных с осуществлением операций ввода-вывода. BIOS содержит также тест функционирования компьютера, проверяющий работу памяти и устройств компьютера при включении электропитания. Работа программ, записанных в микросхеме BIOS, отображается на черном экране бегущими белыми строчками. В этот момент компьютер проверяет свои устройства: проверяется оперативная память (сколько ее и вся ли она в порядке), наличие жестких дисков, а также наличие клавиатуры. Если что-то не работает, программы, выполняющие проверку, сообщат о неисправности. Кроме того, базовая система ввода-вывода содержит программу вызова загрузчика операционной системы.

Загрузчик операционной системы– это специальная программа, предназначенная для инициирования процесса загрузки системы.

После загрузки операционной системы вся работа с процессором и другими устройствами осуществляется посредством специальных пакетов программ, входящих в операционную систему.

Мет. Вопр.10)

ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МЫШЬЮ

Компьютерная мышь является устройством ввода информации. Умелое управление мышью облегчает работу с операционными системами, имеющими графическую оболочку, как, например, Windows.

Работа с мышью основана на использовании двух функциональных клавиш: левой и правой. Чаще всего управление осуществляется нажатием на левую клавишу мыши.

Между функциональными клавишами располагается колесико прокрутки. Оно облегчает перемещение вверх или вниз по документу. При одновременном нажатии на клавиатуре клавиши посредством колесика можно менять масштаб документа.

В начале работы с мышью, при ее подключении к компьютеру, на экране появляется стрелочка, которую называют указателем мыши.

Для осуществления управления мышью нужно навести указатель мыши на объект. Дальнейшее управление осуществляется посредством щелчка (нажать и отпустить соответствующую клавишу мыши).

Основные приемы работы с мышью. Назначение функциональных клавиш

Один щелчок левой клавишей мышиЭтот прием управления мышью предназначен для выбора и выделения нужных объектов.

Два щелчка левой клавишей мыши 

Используются для открытия окон папок, программ и документов.

Два щелчка по слову выделяют это слово.

При двойном щелчке левой функциональной клавишей левее абзаца – выделяется весь абзац.

Три щелчка левой клавишей мыши

Такой прием работы с мышью, как тройной щелчок по абзацу, позволяет выделить весь абзац.

Тройной щелчок левее текста выделяет весь текст целиком.

Один щелчок правой клавишей мышиСлужит для вызова контекстного меню (набора команд доступных в данном случае для обработки выделенного объекта)

«Нажать и не отпуская перетащить» Этот прием работы чаще применяется для левой клавиши мыши и служит для перемещения объекта либо для выделения группы объектов, а также фрагментов текста.

Для перемещения объекта следует нажать на него левой клавишей мыши и не отпуская перетащить объект в нужное место, затем отпустить клавишу. Для выделения группы объектов или фрагмента текста нужно установить указатель мыши в верхнем левом углу до начала группы или фрагмента, а, затем, не отпуская перетащить в правый нижний угол. После отпускания клавиши нужные объекты/фрагмент будут выделены. Для снятия выделения достаточно щелкнуть мышью по пустому полю экрана.