Лаб_1_ИТ в образовании

Астраханский государственный университет

Кафедра «Информационных систем»

Лабораторная работа №1

«Учебная информация — основа обучения»

Носитель информации • Источники и носители учебной информации

• Первичная и вторичная учебная информация •Информационные ресурсы

по дисциплине «Информационные технологии в науке и образовании»

В учебной деятельности понятие «информация» содержательно связано с понятием «знания». Основу процесса обучения составляют движение и преобразование информации, поэтому любую образовательную технологию, а не только основанную на применении компьютерной техники, целесообразно рассматривать как информационную. Основой превращения знаний в информацию является ее материализация — фиксация на носителях (бумаге, магнитной ленте, оптическом диске). И наоборот, преобразование знаний в учебную информацию происходит при предъявлении ее в виде рассказа, беседы, пояснений, вопросов, записей, рисунков на доске и т.д. Преобразованные в зрительную и звуковую информацию знания учителя осознаются учащимися в учебной деятельности и превращаются в их собственные знания. Этот процесс схематично можно представить так:

Знания учителя  учебная информация  знания учащихся.

Знание — это совокупность понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных, накопленных в результате учения, опыта и обычно реализуемых в деятельности, а информация — это знания, включенные в коммуникационный (образовательный) процесс.

Информация всегда связана с материальными объектами и/или явлениями, которые по отношению к информации выступают в качестве ее источников и/или носителей. Понятие «источник информации» более широкое, чем «носитель информации».

Источником информации выступает все, что окружает человека, с чем он сталкивается в процессе деятельности: объекты и явления живой и неживой природы; поведение и речь других людей; созданные людьми материальные объекты (вещи, орудия труда, книги, произведения искусства, продукты и отходы производства и т.д.).

Носителем информации называют специально созданные людьми материальные объекты, которые сохраняют знания для передачи во времени и пространстве для дальнейшего использования. В качестве носителей используют бумагу, негативы, кино- или видеопленку магнитные и оптические диски, произведения искусства, промышленные образцы, модели природных объектов и явлений и т.д.

Педагогу следует учитывать качество источника учебной информации. Например, если это научное издание, то необходимо обратить внимание на возможность применения информации в учебном процессе без преобразования (упрощения, адаптации к условиям образовательного процесса). Если в качестве источника информации планируется использовать сведения из Интернета, то следует не только соотнести их с учебной программой, но и проверить на достоверность и соответствие общепризнанным в науке взглядам.

Микроскопы, бинокли, компьютеры, мультимедийные проекторы, лабораторное и экскурсионное оборудование не являются ни источниками, ни носителями учебной информации. Эти технические приспособления используются для добывания, получения и сохранения информации.

С понятием «носитель информации» связано получившее распространение в связи с развитием информационных технологий понятие «информационный ресурс».

Ресурсы (от франц. resources) — это средства, запасы, возможности, источники чего-либо. Например, экологические ресурсы — это любые источники и предпосылки получения из внешней среды необходимых для жизнедеятельности организма веществ и энергии, а также их запасы.

Информационные ресурсы — это вся информация об окружающей действительности, накопленная и зафиксированная на материальных. носителях, которые обеспечивают ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения любых задач (научных, производственных, образовательных). Их можно классифицировать по различным признакам. В отрасли науки, исследующей проблемы поиска, хранения и использования информации для принятия решений, специалисты используют классификацию ресурсов по типу носителя.

Информационная технология включает получение, сохранение, передачу и применение информации. Как в учебном, так и в научном исследовании средства, обеспечивающие получение информации непосредственно от изучаемого объекта очень важны. В учебном исследовании они выполняют важную обучающую функцию.

Видео- и фотокамеры, звукозаписывающие устройства (например, диктофоны) с точки зрения информационных процессов являются средствами, которые объединяют процессы получения, фиксации и хранения информации.

Чтобы добытая человеком информация оставалась доступной по прошествии времени, ее необходимо сохранить. Одну и ту же информацию можно сохранить в виде рисунка, описания, схемы, фотографии или видеосюжета, на бумаге, оптическом (СD, DVD) или магнитном диске, используя для этого рисовальные принадлежности, ручку, печатающее устройство, фотоаппарат или видеокамеру. Очевидно, что сохранение информации при помощи любого из названных средств требует от пользователя хотя бы минимальных процедурных знаний («как ?») и опыта применения. Даже такой простой способ, на первый взгляд, сохранения информации, как описание события, явления или объекта, требует не только навыка письма, то и владения определенным словарным запасом, а то и специальными знаниями.

Информационно-поисковые системы — важный компонент информационной технологии. Примером таких систем являются библиотека и Интернет. Школьные медиатеки, как и Интернет, по сути являются такими же библиотеками. Только информация хранится не в книгах, а на электронных носителях.

Сохраненная на носителе учебная информация со временем может изменить свои качества — полноту, достоверность, актуальность, новизну или научность. Кроме того, условия обучения могут потребовать изменения формы представления учащимся информации с сохранением содержания.

Все это предполагает систематическую работу учителя с учебной информацией (уточнение, дополнение, изменение), что составляет основу следующего этапа информационной технологии — преобразования информации. Такая работа с учебной информацией является желательной при использовании в качестве источника научных и популярных публикаций в Интернете.

Преобразование информации является способом организации усвоения учебного материала. Выполнение учащимися заданий по трансформации учебной информации в образы, представления, знания, умения, отношения обеспечивает ее усвоение. Предлагая учащимся пересказать или высказать (в устной или письменной форме) суждение об услышанном, прочитанном или увиденном, учитель просит преобразовать информацию, создавая тем самым условия для ее усвоения.

Современные средства информационных технологий обеспечивают создание образов изучаемых объектов в виде, достаточно полно отражающем внешний облик и жизнедеятельность объектов (например, видеофильм). Такой способ представления информации для учебных целей наряду с очевидными достоинствами, главное из которых — полнота информации, имеет и недостатки.

Минимизация, «сворачивание» образного мышления у учащихся вследствие полноценного динамического аудиовизуального представления изучаемых объектов является одним из таких недостатков. Свободная письменная и устная речь является эффективным средством развития образного и логичного мышления у учащихся. Поэтому в урок желательно включать задания на описание различных объектов и явлений, информацию о которых учащиеся получили в визуальной форме.

Преобразование учебной информации учителем и/или учащимися как при подготовке к урокам, так и на уроках заключается:

в изменении содержания информации.

изменении информации — замене одних частей информации другими в связи с появлением в научной литературе новых сведений об объекте, явлении;

уточнении информации — замене существенных частей информации другими в связи с уточнением и/или изменением содержания информации;

дополнении информации — добавление новых частей информации в связи с уточнением или изменением содержания понятия, составляющего суть информации, и/или в связи с увеличением количества явлений, объектов, охватываемых понятием, составляющим содержание информации;

сокращении информации — изъятие части информации в связи с уточнением или изменением содержания понятия, составляющего суть информации, и/или в связи с уменьшением количества явлений, объектов, охватываемых понятием, составляющим содержание информации;

в преобразовании одного вида информации в другой

вербальной (текстовой) модели биообъекта в графическую или имитационную модель;

графической модели биообъекта в вербальную (текстовую) или имитационную;

динамической (видеоматериал) модели биообъекта в вербальную, графическую или имитационную.

Передача информации пользователям (учащимся, учителям) может осуществляться разными способами и средствами. На близкие расстояния, например в пределах школы, информация может передаваться при помощи технических средств (школьное радио или телевидение, локальная сеть). В классе информация передается от учителя к учащимся непосредственно, без применения специальных технических средств.

Предъявление информации учащимся не будет успешным и потеряет смысл, если не будет организован прием информации. Учащиеся должны быть заинтересованы в информации и понимать ее содержание. Поэтому предъявлению новой информации предшествует, как правило, актуализация знаний учащихся, составляющих основу для усвоения нового материала. Средства информационных технологий позволяют пробудить интерес учащихся к процессу обучения и к содержанию нового материала.

Применение приобретенных учащимися в учебной деятельности знаний — самый важный этап информационной технологии. Содержанием этого этапа является закрепление полученной из различных источников и усвоенной учебной информации путем применения ее для решения учебных задач.

Однако на этом движение учебной информации, составляющей содержание обучения, не завершается. Чтобы закрепить приобретенные учащимися знания и оценить их, учитель предлагает учащимся задания, в ходе выполнения которых они преобразуют свои знания в информацию, представляя ее учителю в виде устного сообщения, в виде текста, графика, рисунка, схемы. Анализ и оценка полученной от учащихся информации позволяет учителю своевременно вносить коррективы в содержание учебной информации.

Итак, информационная технология как процесс добывания, передачи, преобразования и применения информации лежит в основе процесса обучения, где организованный учителем поток информации направлен от изучаемых объектов, их образов и моделей к учащимся, которые усваивают эту информацию, преобразуя ее в им принадлежащие знания, отношения и умения, что, собственно, и составляет содержание общего образования.

Отчет по лабораторной работе представить в распечатанном виде. Отчет выполнить в редакторе Writer или другом текстовом редакторе.

Контрольные вопросы

1. Что такое источник, носитель и ресурс информации?

2. Что выступает в качестве источников учебной информация?

3. Какие этапы включает информационная технология?

4. В чем значение этапа получения информации при обучении?

5. В чем значение этапа применения учащимися приобретения знаний для обучения?