Л Н Толстой После бала

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Л. Н. Толстой «После бала».

Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

Учитель: Лысанева Г. Н.

2009-2010 уч. год

Цель: понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё,

что совершается в жизни; контроль знаний.

Методические приемы: беседа, элементы диспута, тест

Ход урока

I Реализация домашнего задания

- Понравился ли вам рассказ Л. Н. Толстого «После бала»?

- О чём он, как вы думаете? О каком событии идёт речь?

- А что такое рассказ? ( Рассказ, как правило, повествует об одном событии, у него одна сюжетная линия)

Работа в тетрадях – составление краткого плана

- Итак, в этом рассказе идет речь о бале, влюбленности, разочаровании

- Какой прием использует автор? (контраст)

- Как бы вы разделили его логически?

- Значит, большая часть – бал, меньшая – утро после бала.

- В чем прослеживается контраст? (бал – красиво, утро – ужас). Найдите в учебнике

- В сцене «Утро», где, в чем прослеживается контраст? (полковник – наказываемый).

Найдите в учебнике.

- Итак, контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, красивый полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого сильного солдата.

- Какие чувства при этом испытывает Иван Васильевич?

- А как вы относитесь к полковнику? Может, он не плох? Многие методисты рассматривают его образ как ревностного николаевского служаку, делающего всё по закону. Вы согласны с этим?

- За что наказали татарина? Кстати, это наказание палками ввёл Николай I, за что его и прозвали Палкиным. Солдаты служили по 25 лет, жили в казармах. А офицеры – как мы видим в сцене «Бал».

- Беззаботная, сытая праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности.

- А почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? («Мне было настолько стыдно…»)

- Ребята, Толстой постоянно редактировал свои произведения. Я прочту вам черновой вариант и окончательный, отрывка. А вы сравните и скажете, почему так.

- Дети, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека?

(человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни)

- Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку причастной ко злу, совершаемому её отцом?

- А прав ли он в том, что изменил свой жизненный путь после этого утра? Как вы к этому относитесь?

- Что такое честь, долг, совесть в вашем понимании?

Д/З – подготовить тезисный план к сочинению «Что такое честь, долг, совесть в моём понимании».

Определение понятий (с использованием толкового словаря).

Связь этих понятий: одно подразумевает остальные.