Коррекционное занятие Развитие познавательных процессов на материале сказки Колобок

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «Зарубинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Развитие познавательных процессов на материале

сказки «Колобок»

Коррекционное занятие для учащихся третьего класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Автор-составитель:

Некрасова Светлана Викторовна

педагог-психолог

Зарубино

2013

Автор-составитель:

Некрасова С.В.

Коррекционное занятие для учащихся третьего класса специальной (коррекционной) школы VIII вида «Развитие познавательных процессов на материале сказки «Колобок». с. Зарубино: МБСКОУ «ЗКШИ» 2013.

Вашему вниманию предлагается сценарий коррекционного занятия по развитию познавательных процессов у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. В работе используются развивающие игры и задания, которые оказывают благотворное влияние на развитие как познавательной так и личностно-мотивационной сферы учащихся. Освещены цели, задачи и этапы проведения коррекционного занятия.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………4

Цели, задачи…………………………………………………………………………..5

Ход занятия……………………………………………………………………………5

1.Организационный момент…………………………………………………………5

2.Работа по теме занятия……………………………………………………………..5

3.Динамическая пауза……………………………………………………………….7

4.Продолжение работы по теме занятия …………………………………………..7

5.Итог занятия………………………………………………………………………..8

Анализ занятия……………………………………………………………………….9

Список литературы…………………………………………………………………10

Приложение 1……………………………………………………………………….11

Приложение 2……………………………………………………………………….12

Введение

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

Коррекционные занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе младшей школы. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этот период, характеризующийся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.

В младших классах специальной (коррекционной ) общеобразовательной школы игра является одним из методов и приемов, активно действующим на познавательную деятельность умственно отсталых учащихся. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность воспринимать материал без монотонности и скуки. 

В форме игрового сказочного путешествия на таких занятиях у умственно отсталых учащихся можно развить: умения слушать и выполнять указания взрослого, умение действовать по предварительно разработанному плану действия, умение анализировать образец и результаты работы и т. д. С помощью игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. Важно, чтобы коррекционное занятие было оснащено специальной наглядностью (картинный, игровой, раздаточный материал).

Использование развивающих игр и коррекционных занятий в учебном процессе младших школьников оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием успешного протекания всей последующей учебной деятельности.

         Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что в результате проводимых занятий у учащихся повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации умственно-отсталых детей в обществе.

Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательных процессов на материале сказки «Колобок».

Цель: Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- Развитие мелкой моторики ;

- Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти ;

- Развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания,

мышления;

- Развитие речи и мышления.

Образовательные:

- Развитие умения ориентироваться на листе бумаги

- Закрепления понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

- Воспитание способности подчинять свои действия инструкции.

- Воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к

окружающим.

Этапы занятия:

1. Организационная часть.

2. Работа по теме занятия.

3. Динамическая пауза.

4. Продолжение работы по теме занятия.

5. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня на занятии у нас гости. Поприветствуем их своей улыбкой. А теперь посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу. Молодцы!

2. Работа по теме занятия.

Что за чудо? — Неизвестно,-

Покатился шар из теста!

Этим шариком лисица

На тропинке подкрепится.

Подрумянен круглый бок,-

Это вкусный…(колобок!).

Совершенно верно, ребята. Это – колобок!

Показываю детям картинку, на которой изображен колобок (Прил. 1).

Послушаем о нем сказку. (Читается сказка «Колобок»).

Понравилась вам сказка? Ребята! Давайте вместе с колобком еще раз прокатимся по лесным дорожкам и поможем колобку. Не дадим колобка на съедение лисе.

Катится колобок по дорожке…

Спрятался под елкой,

Как листок, дрожит.

Глядь — по лесу зайка

Серенький бежит.

Показываю картинку с зайчиком.

Ребята! Чтобы зайчик не съел колобка, мы должны помочь колобку.

Задание 1. «Нарисуй по точкам» (упражнение на развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта) (Прил.2).

Ребята! Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось?

А сейчас мы поиграем вместе с зайчиком.

Игра называется: « Четыре стихии» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов).

Играющие сидят на стульях. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все кладут свои руки на стол, если слово «вода»- все вытягивают руки вперед, слово «воздух»- поднимают руки вверх, слово «огонь»- производят вращение руками. Кто ошибется, считается проигравшим.

Молодцы, ребята!

Отправляемся дальше вместе с колобком.

На собаку он похож.

Зубы острые, как нож.

На луну повыл и смолк-

На охоту вышел … (волк)

Показываю картинку с волком (Прил.1).





Ребята! Поможем колобку?..

Задание 2. «Вспомни и назови» (зрительная память) (Прил.2).

Ребята! В течении 10 сек. Вы смотрите на рисунок. Запоминаете, что на нем нарисовано и по моей команде называете то, что помните.

( Шесть рис.: цветок, медвежонок, птица, пчела, морковь, яблоко).

Молодцы, ребята!

(Слуховая память).

Читаю стихотворение:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Ребята! Постарайтесь вспомнить, какие овощи принесла с базара хозяйка.

Молодцы, ребята!

3. Динамическая пауза.

Устали? Давайте поиграем. Наша игра называется «Пожалуйста».

Ребята, я буду давать вам задания, вы их будете выполнять только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». Попробуем?..

Ребята! Встаньте пожалуйста, сядьте…пожалуйста сядьте…пожалуйста поднимите вверх правую руку, а теперь левую…пожалуйста левую…опустите руки…пожалуйста опустите руки… Пожалуйста, встаньте…пожалуйста, подпрыгните на месте один раз…сядьте на место…пожалуйста, сядьте…

4. Продолжение работы по теме занятия.

Большой, коричневый, лохматый, Неуклюжий, косолапый,Любит громко пореветь,А зовут его…         (медведь).

Показываю картинку, на которой изображен медведь (Прил. 1).

А тут ему колобок навстречу…

Ребята! Давайте скорее поможем колобку, пока его не съел медведь.

Задание 3. «Собери урожай» (развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления) (Прил. 2).

Ребята! Соберите фрукты в одну корзину, а овощи в другую. Покажите стрелками: что надо класть в одну корзину, что – в другую.

Задание 4. «Назови порядок событий» (развитие мышления, речи) (Прил. 2)

Ребята! Из этих картинок нужно составить рассказ. Назовите последовательность событий, что было сначала, а что потом…

Молодцы, ребята!

А сейчас, ребята, выполним упражнение для наших глазок:

Девочки и мальчики дружно отдыхают, глазками моргают,

Девочки и мальчики дружно отдыхают, глазки ладонями своими закрывают.

Девочки и мальчики тихо отдыхают, глазки свои зажмуривают,

а потом их открывают.

Глазки отдыхают, веки закрывают,

Пальчики их гладят и ласкают.

Мы немного отдохнули, и снова отправляемся в путь вместе с колобком.

Вот так рыжая плутовка,След свой заметает ловко!Кур таскать большая мастерица,А зовут её…       (лисица)

Показываю картинку, на которой изображена лиса.

Ребята, что же делать, как помочь колобку?

Выполнить задание.

Задание 5. Пространственная ориентировка (Прил. 2)

Расскажите, как колобок катился по дороге, используя слова: «вперед», «направо», «налево», «вверх», «вниз». Проведите линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание 6.

Учимся логически мыслить:

1.Бабушка связала внукам 6 носочков. Сколько внуков у бабушки?

2.Сколько ушей у 3 мышей? А лапок? А хвостиков?

3.А что нужно сделать колобку, чтобы его не съела лиса?

Молодцы, ребята!

5. Итог занятия.

Вот вы и помогли колобку не попасть лисе на обед.

Как вы думаете, колобку понравилось то, как вы ему помогали?

А, что больше всего понравилось вам?

А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Молодцы. Спасибо вам, ребята.

Анализ занятия.

Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательных процессов на материале сказки «Колобок» проводилось с учащимися 3 класса коррекционной школы 8 вида.

Работа учащихся на данном занятии проводилась через игровую деятельность (сказочное путешествие). При проведении занятия были использованы красочные картинки, на которых изображены герои сказки. Для удобства выполнения заданий использовались индивидуальные карточки. Задания подбирались с учетом уровня знаний и возрастных особенностей школьников. В ходе занятия учитывались особенности класса и каждого учащегося в отдельности.

Работоспособность учащихся обеспечивалась охранительным режимом, игровой деятельностью, чередованием заданий по степени сложности. Динамическая пауза помогла ребятам не только отдохнуть, но и развить внимание. Использование на занятии таких приемов, как поощрение учащихся в форме похвалы, одобрения, создание ситуации успеха, ситуации взаимопомощи позволило заинтересовать ребят, вовлечь их в активную деятельность.

На занятии была создана творческая, рабочая атмосфера. Считаю, что занятие удалось. Цели и задачи, поставленные перед началом занятия, полностью решены.

Список литературы.

Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». — Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. — ПИТЕР, 2002.

Катаева Л.И. «Коррекционно-развиающие занятия в подготовительной группе», 2005г.

Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе», 2006г.

Тукачёва С. «Коррекционно-развиающие занятия 3-4 класс», 2004г.

Шарохина В.Л. «Коррекционно-развиающие занятия в старшей группе», 2005г.

Интернет-ресурсы

Газета «Школьный психолог»

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

«Мир Психологии» — http://psychology.net.ru

«Педагогическая библиотека» — http://www.pedlih.rti

«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http:// festival. I september.ru

Приложение 2

Задание 1.

Занятие на развитие познавательных Процессов

Задание 2.

Темы занятий по развитию познавательных ПроцессовКорреционные занятия темыКоррекционное занятие по развитию познавательной деятельностиКоррекционное занятие по развитию познавательной деятельности

Занятие на развитие познавательных ПроцессовТемы занятий по развитию познавательных Процессов

Задание 3.

Корреционные занятия темы

Коррекционное занятие по развитию познавательной деятельностиКоррекционное занятие по развитию познавательной деятельностиЗадание 4.

Занятие на развитие познавательных Процессов

Темы занятий по развитию познавательных Процессов