Создание условий для развития познавательного интереса учащегося на уроках в начальн

ОГСОУ ВО « Специальная ( коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VII вида

города Вязники»

Обобщение опыта.

Тема: « Создание условий для развития

познавательного интереса

на уроках в начальной школе »

Разработчик: Князева С. А., учитель начальных классов

Представлен и обсужден на методическом объединении

учителей начальных классов

протокол № _4__от _23.03__2010 г.

Руководитель МО: ___________ (И. Н. Кузнецова)

Технология опыта.

Для рассмотрения практического вопроса создания условий для развития познавательного интереса можно рассматривать различные аспекты в структуре познавательного интереса:

познавательный интерес как стимул, средство обучения;

познавательный интерес как мотив учебной деятельности;

познавательный интерес как устойчивая черта личности.

В первом случае познавательный интерес возникает как внешнее средство активизации познавательной деятельности учащихся. Оно используется учителем для привлечения непроизвольного внимания.

Однако приемы стимулирования познавательный интерес несмотря на их значимость и разнообразие, действуют ограничено. С устранением внешней занимательности ситуации, породившей временный интерес, может быть утрачен. Приёмы «оживления» урока ещё не позволяют заглянуть внутрь самого процесса познания, способствовать проявлению устойчивого познавательного интереса.

Создание на уроке ситуации успеха.

Любому ребёнку очень важно, чтобы его достижения, пусть даже самые маленькие, заметили и оценили. Учитель должен дать шанс « победы» каждому ребёнку. Для этого разрабатываю и подбираю такие задания, с которыми ребёнок может справиться; ставлю так вопрос на уроке, который соответствует уровню его знаний. В такой ситуации ребёнок чувствует себя комфортно и может более «раскрыться» и проверить уровень своих знаний. Всё чаще в своей работе сталкиваюсь с детьми с повышенной тревожностью, неуравновешенностью ( как правило, дети упрямы, обидчивы, драчливы, остро воспринимают любое слово или даже взгляд ). Особенно это ярко выраженно у детей, которые вливаются в класс в течение других учебных лет. Чтобы преодолеть негативное расположение ребёнка к окружающему миру, стараюсь расположить его к себе, беседуя с ним, давая поручения, хвалю за мелочь — важно дать почувствовать уверенность в себе и в своих силах. Безусловно, каждую ошибку приходиться анализировать, ни в коем случае не сюсюкаться, а указывать на неё и убеждать, «Ты можешь это сделать», « Ты можешь быть лучше!». Это процесс долгий, поэтому настраиваю остальных детей на терпение и понимание – результат обязательно будет!

Использование дидактических игр

Это один из эффективных приёмов, активно действующих на развитие познавательного интереса ( приложение №1 ).

Использование занимательного материала ( приложение №2)

Использование загадок, кроссвордов, ребусов, шарад (приложение №3)

Использование ИКТ ( приложение №4)

Указание учащимся на удачные, рациональные моменты их деятельности.

Например, в первом классе на уроке письма ученик работает очень много : письмо новых букв, соединений – работа сложная и трудоёмкая. Но услышав одобрение со стороны учителя своей деятельности раз, другой, ученик постарается выполнить правильно ещё раз. Или подойти к ребёнку, подчеркнуть самые красивые буквы, в следующий раз подумать и выбрать самому или совместно и подарить букве « плюсик».

Более действенным, чем средство обучения, познавательный интерес проявляет себя мотив деятельности. Там, где идёт воздействие на познавательный интерес становиться мощным средством обучения, а учение приобретает активный самостоятельный характер. Чтобы познавательный интерес возник, укрепился и развивался, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе её выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.

Чтобы дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления.

Создание на уроках учебно-проблемных ситуаций

Предъявление заданий на смекалку ( приложение №5)

Продолжение интересного упражнения, предложенного в учебнике

( приложение №:6)

Составление логических цепочек. ( приложение №7)

Проведение взаимных диктантов.

Например, на уроках русского языка даю задание написать 5-7 слов на изученную орфограмму. Далее учащиеся работают в паре, диктуют друг другу свои слова. Затем проверяют , разбирают ошибки. Аналогичную работу провожу и на уроках математики.

Самый высокий уровень познавательного интереса, когда он становится устойчивой чертой личности. Развитие познавательного интереса такого уровня, требует от учителя использование в процессе обучения методов и приёмов развития творческих способностей учащихся.

Написание сочинений и изложений разных видов

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность

Инсценирование

Самостоятельный поиск конкурсов, заданий для проведения викторин, классных часов

Оформление персональных выставок

Создание познавательных игр на основе изученного материала

Использование интерактивных форм обучения

Проведение нестандартных уроков: урок- игра, урок-диалог со сказочным персонажем, урок — путешествие, урок с элементами проектирования

Для того, чтобы каждый урок формировал устойчивый познавательный интерес, учитель должен:

планировать формирование познавательного интереса на уроке ;

проектировать индивидуальный подход на уроке к учащимся;

учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся;

включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательного и любопытного ученика;

насыщать урок материалом, требующим раздумий и мыслительной деятельности;

выявлять отношение к уроку;

реагировать своевременно на изменение отношения к уроку отдельных учащихся;

поощрять самостоятельный выбор посильных заданий;

использовать разнообразные формы поощрения;

создавать эмоционально-положительное отношение к уроку;

любить свою науку и уметь показать это детям.

Приёмы стимуляции познавательной деятельности.

Использование

Приёмы,

Приёмы, относящиеся

Приёмы,

относящиеся

внешних средств

относящиеся к

к характеру

к характеру отношений

обучения

содержанию

познавательной

учителя

обучения

деятельности

и учащихся

Занимательность

Исторические

Постановка и

Создание ситуаций

сведения

решение учебных

успеха

проблем

Наглядность

Связь с жизнью

Указание учащимся

на рациональные

ТСО

Новизна

Творческие работы:

моменты их

инсценирование,

деятельности

Нестандартные

Предъявление

взаимодиктанты,

формы урока

заданий на

самостоятельный

(урок-игра, урок-

смекалку

подбор заданий

Доброжелательность

путешествие)

для конкурсов,

учителя

Продолжение

викторин, создание

интересного

познавательных

упражнения в

игр на основе

учебнике

изученного материала

Составление

логических

цепочек

Исследовательские

работы

Использование

Дидактические

ребусов, кроссвордов,

игры

шарад..