Роль России в мировой истории Русский национальный характер и особенности менталитета

Тема урока:

« Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»

Тип урока: изучение нового материала.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, географическая карта России, мультимедийная презентация.

Проблемный вопрос.

Россия-Запад? Россия – восток? Или Россия – цивилизация, соединяющая два начала? А может быть Россия- это вообще уникальное явление?

Существует ли сходство между географией природной и географией душевной?

Цели урока.

1.Образовательные

- способствовать формированию у учащихся знаний о факторах, влияющих на исторические процессы, на судьбу страны;

- показать влияние отдельной личности на исторические процессы;

2.Обучающие

- продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками, картой, дополнительной литературой

- способствовать формированию навыков работы в группе, умению красиво и правильно выражать свои мысли, подтверждать фактами.

3. Воспитательные

- продолжить формирование патриотических чувств к России;

- подвести учащихся к пониманию того, что настоящее России тесно связано с прошлым.

План урока:

1.Влияние географического положения и природных условий на судьбу страны.

1.Русский национальный характер и особенности менталитета

3.Роль личности в истории

Основные понятия: менталитет, западники , славянофилы

Подготовительный этап:

1.ученики получили опережающее задание по учебнику.

2. подготовлена презентация

Ход урока.

В начале урока учитель предлагает учащимся сформировать группы экспертов, специалистов по географическому положению, природным условиям , роли личности в истории.

Вступительное слово учителя.

Слово «Цивилизация имеет латинский корень, оно происходит от слова «sivis»,что означает «городской, государственный, гражданский».Оно противопоставляется понятию «silvaticus» — лесной, дикий, грубый. Т.о. одни считают цивилизацией эпоху, пришедшую на смену варварству и дикости,но мы определяем цивилизацию, как социальную и культурную общность людей, опирающуюся на единую систему основных духовных ценностей.

Существуют различные теории цивилизаций, среди которых можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Стадиальные теории изучают цивилизацию. Как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые стадии (этапы): доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

Тории локальных цивилизаций изучают большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития : Египетская, Древняя Греция, Древний Рим и др. А.Тойнби, известный английский историк выделял 20 типов цивилизаций. Среди них, как отдельную цивилизацию, он назвал Российскую. Почему?

Многие исследователи подразделяют цивилизации на 2 типа: восточные и западные. К какому же из них относится Россия?

«Россия на протяжении веков – это сложная культурная мозаика, огромная территория, многонациональное население со своими религиозными и культурными традициями.

Россия находится в двух частях света. Вспомним « Балладу о Востоке и Западе» Р.Киплинга

Запад есть запад, восток есть восток

Не слиться им никогда

Лишь у подножия божьего

В день страшного суда.

Вряд ли это можно отнести к многонациональной евразийской стране. Попытки ответить на эти вопросы уже в начале XIX века породили споры.

Оформились два направления общественной мысли западничество и славянофильство. ( слайд)

Славянофилы отстаивали идею самобытности России, её принципиальные отличия от стран Западной Европы и любые попытки направить её развитие в русло Западных ценностей расценивались ими как навязывание российскому обществу чуждых ценностей. Западники считали, что Россия, несмотря на то, что впитала в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее является европейской страной и её будущее – в развитии по западному пути.

Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы: что есть Россия? Запад она или Восток? Какого её предназначение? Какие факторы повлияли на судьбы страны, на формирование менталитета жителей России? Существует ли связь между географией природной и географией душевной?

( план)

1.Менталитет - от латинского языка, ментис, ум, мышление, рассудок.

Образ мышления.

Часто мы задаём себе вопрос: почему менталитет одних народов отличается от менталитета других? Какие факторы влияют на формирование национального характера и менталитета? В данном случае нас волнует вопрос о формировании русского национального характера и менталитета граждан России. Ответить на эти вопросы пытались такие великие личности, как Белинский, Чаадаев, Блок, Гоголь. Обострённое желание познать Россию и русского человека было свойственно русским. В статье « Судьба нашей духовной Культуры» Георгий Федотов (философ и богослов) отмечает факторы, повлиявшие на формирование русского характера. Одним из важнейших он считает географическую среду. С этим можно вполне согласится ,роль географического фактора очень велика.

Выступление экспертов по вопросу:

Влияние географического положения на историю России.

Учитель. Обратим внимание на специфику географического положения России. Она стоит одной ногой в Азии, другой в Европе. Она зажата между двух сил , Европа – Россия – Азия.

Это отмечал великий русский философ Сергей Михайлович Соловьёв

В стране морозных вьюг, седых туманов,

Явилась ты на свет,

И, бедное дитя, меж двух враждебных станов

Тебе приюта нет.

Россия-Запад? Россия –Восток? Или Россия – цивилизация, соединяющая два начала? А может быть Россия- это вообще уникальное явление.

В.Брюсов поставил проблему так:

«Не надо несбыточных грёз,

Не надо красивых утопий, Мы старый решаем вопрос,

Кто мы в этой старой Европе?

Демонстрируются слайды с цитатами мыслителей.

В.К.Кюхельбекер: «Россия по самому своему географическому положению могла бы присвоить себе все сокровища ума Европы и Азии».

П.Я.Чаадаев писал. Что»раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтём на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе 2 великие основы духовной природы – воображение и разум. И объединить в воём просвещении исторические судьбы всего земного шара. Провидение предоставило нас самим себе. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, Что бы преподать урок миру…»

В.Белинский: «Русскому равнодоступны и социальность француза, и практическая деятельность англичанина, и туманная философия немца»

А.Чехов: «Самолюбие и самомнение в нас европейские, а развитие и поступки азиатские».

Так кто же мы?

2.Философ Николай Бердяев писал: « В душе русского народа остался сильный природный элемент. Связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины… Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта»

Выступление экспертов по вопросу : влияние природы на историю страны.

Учитель: Таким образом несомненно сходство между географией природной и географией душевной. ( Слайды о природе России)

3.Учитель.Многие мыслители говорят что историю творят народы? А какова же роль отдельной личности в истории ( слайды с портретами выдающихся государственных деятелей, великих спортсменов, деятелей искусства)

Выступление 3 группы экспертов по вопросу о роли личности в истории.

Вернуться к вопросам урока. Сделать выводы.