Приоритет здоровьесберегающих технологий при реализации программ по музыке

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11

ДОКЛАД НА РМО УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

ТЕМА:

« Приоритет здоровьесберегающих технологий при реализации программ по музыке»

Подготовила:

учитель музыки и МХК

МОУ СОШ№11 гавлово

Герасимова Елена Львовна

МАРТ, 2010г

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Выстраивая ход уроков в начальных классах, основное внимание нужно уделять специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с учащимися становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового.

У детей младшего школьного возраста быстро наступает усталость, что способствует снижению внимания на уроке. Они способны сосредоточиться лишь на том, что им интересно или нравиться. Поэтому учителю нужно творчески подходить к планированию урока и его проведению. На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развития познавательного интереса у учащихся к предмету.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Физминутки проводятся через 20 минут от начала урока. Применяемые упражнения должны носить эмоциональный характер, что будет способствовать созданию благоприятной атмосферы на уроке. Физкультминутки на уроках музыки – это также один из видов практической деятельности учащихся (дыхательная гимнастика, музыкально- ритмические упражнения, пластическое интонирование).

На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально- педагогические методы обучения, но и музыкально – терапевтические.

Терапия – в переводе с греческого «лечение”. Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

Например, в программе по музыке творческой группы Сергеева, Критская, Шмагина основной акцент ставиться на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства. Для знакомства предлагаются произведения разных жанров, эпох , направлений.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущение её связками, мышцами, движением, дыханием. Кроме того, специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости. Для того чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, учителю необходимо специально настроить и подготовить его перед прослушиванием музыкального произведения. Настройка заключается в том, что дети должны сесть в удобной позе, расслабиться. При повторном прослушивании учитель может использовать репродукции картин художников, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с тематикой урока, а главное, с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоцианальное состояние.[1-45]

В УМК по музыке входят учебники и рабочие тетради. В рабочих тетрадях даны задания, которые предполагают разнообразные виды музыкально- практической деятельности. Авторы предлагают ребятам попробовать себя в роли композиторов, исполнителей на музыкальных инструментах, дирижёров, актеров. Участвуя в данном виде деятельности, ребята могут подвигаться, что способствует расслаблению мышц рук, ног и спины; элементы движения, используемые во время игры в дирижёра, способствуют развитию координации. Такие виды деятельности плодотворно влияют на психофизическое состояние детей.

К примеру, в учебнике по программе Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной для третьего класса на стр.61 дано задание: сыграть аккомпанемент на воображаемых гуслях. Ребятам можно предложить сначала попробовать самостоятельно, без помощи учителя выполнить данное задание, а затем учитель предлагает обыграть театрализовано данное задание уже группе ребят вместе с ним.

Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии, особое внимание я уделяю вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию в младшем школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения.

Исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический, двигательный.

Голос- это своеобразный индикатор здоровья человека. Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно провести тренинг, который предполагает: устранения бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности в голосе.[1-42]

Упражнения А.И.Попова, А.Свешникова,М.Глинки благоприятно воздействуют на весь организм в целом и на важные голосовые элементы тембрации при физвокализе. Каждый урок музыки хорошо начинать с подготовки голосового аппарата детей. Распевка выполняет несколько функций: физиологическая подготовка певческого аппарата к работе (дыхание, артикуляция, слуховой контроль) и психологическая подготовка исполнителя к пению. Хорошо использовать упражнения, которые укрепляют здоровье учащихся и одновременно выполняют функцию учебно- тренировочных упражнений. К примеру, одно из упражнений физвокализа: учитель предлагает детям потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (« столб достоинства»), почувствовать себя победителем и обязательно напевать (попевки или сочетания различных звуков можно предложить ребятам придумать самостоятельно). Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.[1-42]

Занимаясь систематически, у детей вырабатываются определенные вокально — хоровые и творческие навыки, а главное, занятия вокалом способствуют улучшению работы сердечно- сосудистой системы, снижению риска развития хронических заболеваний дыхательных путей.

К примеру, перед началом основного этапа урока можно в игровой форме провести дыхательную гимнастику. Учитель предлагает прислушаться к звукам за окном и попробовать их повторить, при этом соблюдая правила пения. Очень хорошо, у ребят, получается, изобразить звук ветра то усиливающегося, то затихающего; данное упражнение также помогает ребятам осознать роль динамических оттенков в музыке. Детям предлагается спокойно вдохнуть и задержать дыхание, после этого неторопливо выдохнуть воздух, но при этом напевать звук «у» усиливая и уменьшая его уровень громкости.

Во время распевки можно разыграть любую историю из повседневной жизни. С помощью смены интонации в голосе, можно показать отношение человека к поступкам другого человека, при этом, применяя в качестве вокального упражнения простейшие тонические трезвучия и различные сочетания звуков «о-го-го»,«о-хо-хо»; например, ребятам предлагается проследить, как меняется отношение у дедушки к мальчику, который совершил какой-то плохой поступок. Несколько первых трезвучий ребятам предлагается исполнить с интонацией радости, как бы показывая дружеские отношения между мальчиком и дедушкой, но после того, как учитель сообщает ребятам, к примеру, что мальчик сломал куст сирени, и дедушка на него рассердился, дети меняют интонацию в голосе и исполняют упражнение уже в другом характере.

Такие незатейливые, сюжетные упражнения очень нравятся детям. Данная работа поможет учителю в решении одной из основных задач уроков музыки — снимать нервно- психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально- энергетический тонус учащихся. Немаловажным здесь также является создание доброжелательной атмосферы во время занятий и в коллективе в целом. Помощником здесь становиться – УЛЫБКА! (улыбкотерапия)

В улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравиться намного больше. Если ребёнок поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Улыбка помогает и формированию красивого звука «а». Ощущение радости наполняет весь организм ребенка, уголки губ слегка приподнимаются, и создается мягкий, округлённый звук «а».В результате постоянной тренировки улыбки — улыбка внешняя становиться улыбкой внутренней, и младший школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.[1-50]

И нет лучшей награды за труд учителя, как видеть своих учеников, счастливо улыбающихся и с радостью смотрящих в будущее!

Итак, применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед современной школой, создание условий для сохранения здоровья учащихся.