—О Сурдасе (1478–1582)

СУРДАС (ок. 1478– ок. 1582) –один из великих вайшнавских поэтов индийского средневековья, основоположник многовековой традиции лирической поэзии на западном диалекте хинди, языке браджа, сохранявшейся в Северной Индии вплоть до 20 века.

Родился недалеко от Дели в деревне Сихин, Фаридабад (или же во Врадже, округ Мадхура).

Сурдас по легенде был рожден слепым в бедной и к тому же несчастливой брахманической семье, в которой на его долю выпали пренебрежительное отношение и оскорбления. В возрасте шести лет он ушел из дома, по легенде вслед за бродячими музыкантами (или же садху), певшими гимны Господу Кришне.

Еще в юности обнаружился его поэтический дар, -

он слагал гимны Господу Кришне, которые спонтанно пел

сидя под деревом, и голос у него был мелодичным и нежным. Сурдас сочинял свои песни экспромтом, по наитию. К нему начали стекаться люди, чтобы послушать его песни. Всех их он принимал со скромностью и иногда даже предсказывал некоторым из них будущее. Зачарованные его религиозным пылом и задушевным пением, а также точностью его предсказаний, люди стали толпами собираться возле него и приносить ему дары. Местный помещик построил ему жилище, нашлись люди и для того, чтобы всячески ему помогать. С течением времени Сурдас почерпнул много знаний о религии от проезжавших мимо его дома пилигримов и мудрецов. Он стал хорошо осведомленным в вопросах духовности. В конце концов, Сурдас обнаружил, что он располагал значительным материальным богатством, которое, как он считал, мешало ему в его поиске Бога.

В соответствии с одной из легенд во сне ему было видение Кришны, который просил его идти во Вриндаван и там посвятить свою жизнь воспеванию Господа. И в этот прекрасный день Сурдас покинул свой дом и имущество, увлекаемый сладким зовом Кришны.

В 1511 Сурдас знакомится со святым Валлабхачарией, встретившись с ним на берегу Ямуны возле Gau Ghat.

(Валлабхачарья (1479–1531 CE) - выдающийся представитель философии Шуддхадвайты, также известной как Пушти-Марг («Путь Милости»), в которой высшей целью принималось не мукти, а бхакти.)

Великое благословение снизошло на Сурдаса, когда Валлабхачарья принял его как ученика и поэта в свою религиозную общину, бывшую центром вайшнавской поэзии в Северной Индии. В этой общине Сурдас провел всю свою жизнь.

Восемь человек, среди которых был и Сурдас, создали поэтический союз Аштачхап. Их деятельностью было участие в религиозных церемониях и храмовых службах, для которых они слагали и исполняли песнопения о жизни Кришны.

Благодаря урокам Валлабхи Сурдас подробно изучил шастры и мог цитировать наизусть весь Шримад Бхагаватам , а также был вдохновлен им на пение Бхагавад Лилы. Позднее Сурдас был постоянным певцом Шринатх Мандира в Говардхане.

В агиографической литературе упоминается о встрече Сурдаса с Акбаром Великим (1542-1605), третьим императором из династии Моголов, будто бы предложившим ему стать придворным поэтом и об отказе Сурдаса. Акбар восхищавшийся его достоинствами сам приходил к Сурдасу насладиться его пением.

Он изображал в изысканной поэзии жизнь Кришны, особенно его детство в таких живейших деталях, что в этом ему не было равных. Это одно из чудес в царстве литературы, что слепой поэт мог так явственно изображать эти сцены. Первый зуб, первое слово, первые самостоятельные шаги Кришны. Все эти сцены являлись вдохновляющими для написания песен, которые по сей день напевают своим детям матери.

Не испытавший в этой жизни родительской любви, он мог выражать в своих песнях это чувство к Бала Гопале во Врадже исходившей от Яшоды, Нандагопы и Гопи.

Сурдас, которого никогда не занимала мысль о женитьбе, однако мог видеть в Шри Кришне вечного возлюбленного Шри Радхи и изображал чувства между Радхой и Кришной как вечную любовь.

Неслучайно на картинах художников Сурдас часто изображается беседующим с Гопалом и музыкальным инструментом в руках.

Некоторые из его сочинений были включены как баани (священные слова) в священную книгу сикхов Гуру Грантх Сахеб вместе с гимнами и стихами святых-поэтов мусульманской и индуистской религиозных традиций.

Главным произведением поэта считается его антология «Сур-сагар» («Океан гимнов»), состоящая первоначально из ста тысяч гимнов Кришна-Лилы из которых сохранилось лишь восемь тысяч.

Страница рукописи Сур Сагар

Любопытен и примечателен тот факт, что благодаря именно этой его поэме-антологии в СССР в 1974г. впервые на Всесоюзном радио в эфире прозвучала ХАРЕ КРИШНА мантра в исполнении Московского хора мальчиков в радиоспектакле «Сказание о Кришне» по мотивам поэмы «Сур Сагар» . А вскоре фирма «Мелодия» выпустила два виниловых диска под названием «Сказание Сур Даса».

(В роли гопи известная Лия Ахеджакова.)

Можно услышать здесь:

http://staroeradio.ru/audio/9060 -старое радио онлайн

http://www.youtube.com/watch?v=YoXp9yFGIfk

Эта работа была начата еще в 1972 г. Сценаристом и режиссером был писатель Борис Тираспольский. Научным консультантом этой работы была выдающийся литературовед-индолог и глубокий знаток поэзии Сур Даса Наталья Михайловна Сазанова (19322006).

В 1970 г. она жила во Вриндаване и имела продолжительное общение с Бабой Шри Пад джи, встречалась с Шрилой Прабхупадой. Рави Шанкаром была представлена Джорджу Харисону, которого потом обучала в течении четырех месяцев хинди. Юмор ситуации заключался в том , что она тогда еще не имела представления о его всемирной известности и существовании группы «Битлз», увлеченная лишь наукой и пониманием кришна — бхакти.

Так что «Сказание Сур даса» было первым релизом Кришна Катхи, который слушали тысячи советских людей и даже Рави Шанкар через общего друга Святослава Рериха тоже имел экземпляр этой санкиртаны в подарок. Милостью Сурдаса, Бабы Шри Пад джи, Шрилы Прабхупады и Шри Кришны …

Ссылки о Сказании Сурдаса:

http://www.forum.krishna.ru/archive/index.php/t-3618.html ——ближе к концу страницы

http://www.echo.msk.ru/blog/btiraspolsky/968114-echo/