laboratornye

Методика преподавания истории

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки «История и обществознание»

«История и иностранный язык»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения____________очная____________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Методические указания к лабораторным занятиям по курсу: «Методика преподавания истории».

Составитель : асс. Афонькина Е. В.

1. Введение

Работа студентов с таким видом работы как лабораторные занятия в основе своей предполагает несколько этапов:

1.Изучение источников по указанной тематике;

2.Изучение литературы по указанной тематике;

3.Подготовка к работе на занятии;

4.Работа на лабораторном занятии;

5.Применение полученных знаний на практике;

6.Анализ работы.

1.1.Изучение источников по указанной тематике:

Ознакомление с содержанием предложенных, по изучаемой теме источников проводится с применением аналитических методов работы, позволяющих выделить основы информации.

1.2 Изучение литературы по указанной тематике:

Прочтение предложенного списка литературы, с точки зрения поиска ответов на поставленные вопросы семинарского занятия.

1.3.Подготовка к работе на занятии;

Обнаружение общего и различного в данных источников и дополнительной информацией. Выделение и анализ спорных моментов.

Всю эту работу студент проделывает самостоятельно.

1.4.Рработа на лабораторном занятии.

Работа студента на семинаре осуществляется в двух направлениях:

1.Выступление с подготовленным сообщением по рассматриваемому вопросу;

2.Участие в обсуждении.

1.5.Применение полученных знаний на практике.

Составление пробных заданий по истории на основе УМК (школьные).

1.6.Анализ работы.

1.Обсуждение результатов.

2.Выявление плюсов и минусов составленных заданий.

3.Подведение итогов.

2. Планы лабораторных занятий

по дисциплине «Методика преподавания истории»

Лабораторно-практическое занятие № 1

Современная система исторического образования в школах, гимназиях и лицеях

1.Особенности школьных программ по истории. Основные элементы содержания.

2.Линейная и концентрическая система обучения истории.

2.Обучение истории в гуманитарных гимназиях и лицеях.

Литература:

Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной рос-сийской школе // ПИШ. – 1997. — №8.

Бухвалов В А. Технологии работы учителя-мастера. — М., 1995.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России. — М., 1997.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высших учеб, заведений. — М., 2003.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М., 1999.

Вяземский, Е.Е. Школьное историческое образование: опыт и проблемы / Е.Е. Вяземский // Новая и новейшая история. — 2000. — №1.

Григорьева, Н.А. Гражданское образование в высшей школе во второй половине ХХ – ХХI веков: из истории государственной политики / Н.А. Григорьева // Преподаватель ХХI век. – 2007. – №1.

Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей. — М., 1997.

Каспаржак А.Г., Левит С.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. — М., 1994.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – М., 1995.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей. — М.,1999.

Методика преподавания истории в средней школе / Под ред. Ежовой С.А., Лебедевой М.И. – М., 1986.

Мыскин В.А. Возможный вариант. — М., 1993.

Рябов Ю.А. Проблемы гуманизации содержания исторического образования на современном этапе. — СПб., 1991.

Стрелова, О.Ю. Стандарт из дня вчерашнего / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе . – 2005. – № 9.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. — М., 2000.

Программа по истории для 9-11 классов средней школы. — М., 1992.

Федеральный государственный образовательный стандарт.

Лабораторно-практическое занятие № 2

Формирование знаний учащихся. Способы деятельности на уроке ходе обучения истории.

1.Анализ урока истории: выявление этапов восприятия, освоения и обобщения изучаемого материала.

2.Анализ урока истории: содержательный и развивающий компоненты.

3.Посещение урока истории.

Литература:

Аппарович Н.И. На подступах к курсу всемирной истории. Анализ учебников советского времени // ПИШ. – 1996. -№1.

Безрогов Б.Г., Богу-славский М.В. Коше-лева О.Е. Учебная ли-тература по истории. Современное состоя-ние и преспектива // «История». – 1997. — №1.

Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. — М., 1987.

Грицевский И.М., Грицевская О.В. От учебника — к творческому замыслу урока. — М., 1990.

Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М., 1983.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения исто-рии. – М., 1993.

Короткова М.В. О новых методических подходах в современных школьных учебниках истории // Научные труды МГПУ, 1996

Левинтов Н.Г. О новом поколении учебников по новой и новейшей истории // ПИШ.- 2002. -№9.

О школьных учебниках античной истории // ПИШ. – 1994. — №8.

Шевырев А.П. Учеб-ник по истории: каким ему быть? // ПИШ. – 2002. — №5.

Лабораторно-практическое занятие № 3

Тестирование на уроках истории.

1.Тестирование на уроке истории: цели, особенности, оперативная об-ратная связь, корректирующие процедуры.

2.Виды тестирования, их особенности. Составление тестов.

3.Дидактическая игра: цели, виды.

4.Виды заданий.

Литература:

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. — М.,

1984.

Вагин АЛ. Методика преподавания истории в средней шко¬ле. Учение о методах. Теория урока. — М., 1968.

Гора П.В. Повышение качества обучения истории в средней школе. — М., 1988.

Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. — М., 1996. Иванова Т.Н. История в 7 классе: сценарии ролевых игр. -Чебоксары, 1993.

Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории. – М., 1958.

Дайри Н.Г. Проверка знаний и познавательной деятельности учащихся. – М., 1960.

Иванова Т.Н. История в 7 классе: сценарии ролевых игр. -Чебоксары, 1993.

Кревер Г. А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 — 9 классах. — М., 1989.Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории, -М., 1982.

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. — М., 1982.

Полторак Д.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории. — М., 1987.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М., 1998.

Щукина Г.Н. Роль деятельности в учебном процессе. — М., 1986.

Лабораторно-практическое занятие № 4

Обучение истории как освоение нового опыта

1.Применение различных видов дискуссий на уроке истории.

2.Решение познавательных задач на уроке истории.

Литература:

Антонов П. Исторический факт и его объяснение // ПИШ. – 2004. — №1.

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.

Белгородская Л.В. От факта к пониманию // ПИШ. – 1994. — №3.

Вагин А.А. Методи-ка преподавания истории в средней школе. – М., 1968.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988.

Дайри Н.Г. Проверка знаний и познавательной деятельности учащихся. – М., 1960.

Ильинская И.Я. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. — М.,

1985.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 2000

Кудрявцева В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М., 1991.

Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986.

Методика историко-краеведческой работы в школе. — М., 1982.

Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносе-оологический подход. – М., 1982.

Серкин А.В. К проблеме интерпретации фактов на уроке истории // ПИШ. – 2003. — №10

Степанищев А.Т. История России в вопросах, задачах, графиках. — М., 1995.

Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., 1987.

Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. — М., 1987.

Лабораторно-практическое занятие № 5

Нравственное воспитание учащихся в ходе обучения истории

1.Особенности личностного подхода в обучении истории.

2.Методы изучения ключевых явлений культуры родного края.

3.Патриотическое воспитание на уроках истории.

4.Составление примеров исторического содержания для реализации элементов нравственного воспитания.

Литература:

Бахтина О.И. Нравственное воспитание в V классе // ПИШ. – 1987. — № 1.

Ерохина М.С. Историческая личность: современная методика изучения // ПИШ. – 1996. — №7.

Копелев Д.Н. Личность исторического деятеля в преподавании исто-рии // ПИШ. – 1990. — №2.

Лернер И.Я. О роли человека в истории // ПИШ. – 1990. — №2.

Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе. – М., 2001.

Методика историко-краеведческой работы в школе. — М., 1982.

Мыскин В.А. Изучение личности исторического деятеля // ПИШ. –1991. — №4.

Назарец А.И., Папен-кова Т.Я. История СССР в художественно-исторических образах. – М., 1963.

Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе. – М., 1982.

Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. > М., 1987.

Парфенова Е.А. Роль исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся // ПИОШ. – 2004. — № 2.

Паршаченко П.Л. Художественная литература на уроках истории // ПИШ. – 1995. — №5-6.

Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М., 2000.

Стрелова О.Ю. Воспитание историей как формирование ценностей личности // ПИОШ. – 2003. — № 7.

Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. — М., 1987.

Ямбург Е.А. Воспитание историей. – М., 1989.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Лабораторно-практическое занятие № 6

Формирование умений, знаний, навыков учащихся в процессе обучения истории.

1.Аналитическая беседа, проблемное изложение, решение познавательных задач на уроке истории.

2.Формирование умений, учащихся в процессе обучения истории. Особенности.

3. Формирование знаний, учащихся в процессе обучения истории.

4. Формирование навыков, учащихся в процессе обучения истории.

Литература:

Антонов П. Исторический факт и его объяснение // ПИШ. – 2004. — №1.

Белгородская Л.В. От факта к пониманию // ПИШ. – 1994. — №3.

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.

Бутузов И.Д. Дифференцированный под-ход в обучении ис-тории. – Новгород, 1972.

Вагин А.А. Методика преподавания ис-тории в средней школе. – М., 1968.

Вагин А.А., Сперанская Л.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. – М., 1959.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988.

Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в про-цессе преподавания истории (4-8 классы). – М., 1978.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения исто-рии. – М., 1993.

Лошкарева Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. – М., 1982.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежном педагогическом поиске. — М., 1994.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения исто-рии в схемах, таблицах, описаниях. – М., 2000.

Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школь-ников. – М., 1983.

Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986.

Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносе-оологический подход. – М., 1982.

Серкин А.В. К проблеме интерпретации фактов на уроке истории // ПИШ. – 2003. — №10

Шевченко С.Д. Школьный урок: научить каждого. — М., 1991.

Лабораторно-практическое занятие № 7

Система проверки и оценки знаний учащихся

1.Критерии качества знаний.

2.Оценка знаний по уровням усвоения и применения.

3.Рейтинговые задания, познавательные задачи, тесты на уроке истории.

4.Система оценивания заданий ГИА и ЕГЭ.

Литература:

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекоменда¬ции учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие. — М., 2000.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988.

Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. М., 1985.

Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М., 1990.

Полторак Д.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории. — М., 1987.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М., 1998.

Лабораторно-практическое занятие № 8

Внеурочная работа по истории

1.Основные принципы историко-краеведческой работы, исследования семейных архивов.

2.Освоение музейных экспозиций историко-художественного направления.

3.Составление вариантов внеурочных занятий.

Литература:

Аппарович Н.И., Полторак Д.И. Кабинет истории и обществоведения в средней школе. – М., 1982.

Гончарова Т.И. Ис-торические вечера в школе. – М., 1992.

Внеклассная работа по истории. – М., 2002.

Короткова М.В., Студеникин М.Т., Методика обучения истории. — М., 1993.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. — М., 1983.

Методика историко-краеведческой работы в школе. — М., 1982.

Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории. – М., 1961.

Олимпиады по истории. – М., 1989.

Шамшин А.Б. Историко-краеведческая работа со школьниками // ПИШ. – 1998. — №5.

Лабораторно-практическое занятие № 9

Особенности современной педагогической культуры

1.Особенности психологической подготовки учителя.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст