Интернет-ресурсы и здоровьесберегающие технологии на уроках информатики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

гуково

« Интернет-ресурсы

и здоровьесберегающие технологии на уроках информатики »

Доклад подготовил:

Учитель

информатики

Котова Инна

Владимировна

МБОУ ООШ № 3

2012 – 2013

учебный год

Учеба – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.

Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке.  

Понятие технологии здоровьесбережения слишком широко и в моем выступлении будет сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.  

Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.

Кабинет информатики в полной мере оснащен компьютерной техникой. Сегодня для наших детей организована локальная сеть с доступом в интернет. Однако мебель в полной мере не соответствует требованиям.

В нашей школе кабинет информатики расположен на втором этаже, окнами он выходит на запад, оборудован жалюзи. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на ребенка, т.к. новый полученный школой компьютерный парк оснащен жидко-кристалическими экранами монитора. Стены светлых тонов. В кабинете всегда светло и свежо. Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений,  настраивается на творческую и плодотворную работу.  Моей основной  задачей становится  развивать этот настрой, не давая ему угаснуть в течение урока.

После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь  уловить  психологическое состояние каждого ученика:  ведь неизвестно с какими проблемами он ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого ребенка находится  доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия.

 

Дети очень любят информатику и от того как я буду использовать все доступные для меня методы преподавания, зависит их дальнейшее отношение ко мне как преподавателю и уроку.

Очень интересными, на мой взгляд, являются проблемный метод и  метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им,  расширяет и  углубляет  знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена  деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.

При работе с прикладным программным обеспечением, используя такие формы работы, у ребят увеличивается количество шансов выполнить ее успешно, да и к тому же появляется больше уверенности, если рядом друг, с которым можно посоветоваться.  Во время их совместной работы оказание дозированной помощи  при затруднениях создает дополнительную ситуацию успеха.

 

Часто, во время работы с учащимися, использую игровой, соревновательный момент и тогда, деятельность ученика, обретает значимость.  Ведь, вместо банального урока по введению понятия алгоритма, можно организовать экскурсию по освоению инструментов рисунков с готовыми чертежами: например уроки в 3 и 4 классах при изучении темы «Алгоритмы»

Здесь я преследую 2х зайцев:

1.      Освоение основ геометрии

2.      Ребята сами формулируют понятие алгоритма и указывают его роль при обучении. Раздел «Алгоритмизация» достаточно сложен. Он изучается на протяжении нескольких лет и хочется, чтобы первые уроки по этой теме запомнились. Так как если ребята всегда будут следовать в жизни по некоему Алгоритму, они добьются высоких результатов.

Активность  ребенка возрастет и ни о каком переутомлении не может быть и речи.

Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.

На уроках в 3, 4, 5х классах использую игру «Раскрась Картинку», «Клавиатурный тренажер», особенно нравится игра «Маленький художник». Выбираю ребенка с усталым видом, а чаще всего весь класс. При выполнении подобной работы ученик окрыляется, как этот самолет, и если что-то не получается, одноклассники ему приходят на помощь. После такой разминки учащиеся сразу настраиваются на рабочий лад. 

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы.

Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд даль или очень часто поморгать. Такие же приемы рекомендую выполнять дома, т. к. по их рассказам они за ПК проводят неограниченное количество времени. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.   

Хочу отметить, что структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным, для меня, остается выполнение таких условий:

1.      разнообразие видов деятельности,

2.      работа на компьютере не больше установленного времени

3.      и доброжелательная обстановка на уроке.

Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья.

  

В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!

Только 45 минут длится урок, а учителю сделать надо многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Словом, урок должен проходить в напряженном виде. Как здесь можно обойтись без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы? Используя компьютер, мы в школе создаем свои наглядные пособия, диаграммы, таблицы, презентации, компьютерные тесты. Я хочу более конкретно остановиться на своем опыте применения информационных технологий в практике преподавания информатики.     На первых этапах применяю информационные технологии для создания дидактического материала. Для этой цели использую следующие технологии и программы MS Office: — текстовый редактор Word; — электронные таблицы Microsoft Excel; — технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации; — технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint.

 

Использование обучающих программ на CD. Это – один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях. На уроках я использую электронные учебники, видеофильмы, пошаговые анимации, интерактивные модели позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому – это важнейшие средства иллюстрации объяснения учителя. 

Использование ресурсов сети Интернет. Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают остальных в беседу. В выигрыше оказываются и докладчики, и слушатели. (Темы локальные сети и электронная почта)

   Используя интеграцию предметов математики и информатики, учащиеся с удовольствием составляют тесты по различным разделам информатики. При составлении теста учащиеся должны не только владеть основными знаниями и умениями по информатике, но и предусмотреть наиболее вероятные ошибки, которые можно допустить при выполнении теста. Выполняя такой тест тестируемый сразу может узнать свою оценку, а также увидеть вопросы, в которых он допустил ошибки. Ребята с удовольствием составляют тесты, корректируют их, учитывая мнения тестируемых. Я не считаю, что тестирование может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет: 1)более рационально использовать время урока; 2) охватить больший объем содержания; 3) быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала; 4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы; 5) обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уроку; 6) во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок; 7) индивидуализировать работу с учениками; 8) развивать у учащихся добросовестность и аккуратность; повышать интерес к предмету; 9) создавать несколько однотипных вариантов одного теста за короткое время.

 

   Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.

   Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.

    Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе урока можно использовать компьютерные презентации.  

    Примеры использования презентаций на уроках информатики:

- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

- Работа с устными упражнениями.

- Использование презентации при повторении пройденного материала.

- Демонстрация условия и решения задачи.

- Демонстрация геометрических чертежей.

- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

- Проведение тестов.

- Проведение физкультминуток.

- Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.

- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Образовательные ресурсы Интернета – Информатика

metod-kopilka.ru  — «Информатика. Методическая копилка учителя информатики.»

infoschool.narod.ru — «Информатика в школе» 

problems.ru — «Задачи по информатике»

Educational resources of the Internet

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен.

    Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и учитель и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать как при планировании программного материала, так и при повышении квалификации учителей.

    В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью:

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, — я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».