Формы и приемы работы воспитателя по организации и проведению самоподготовки

« Формы и приемы работы воспитателя по организации и проведению самоподготовки»

Подготовка домашних заданий в условиях школы – интерната один из наиболее ответственных режимных моментов, вызывающим у воспитателя ряд сложностей и вопросов. Контингент учащихся, с которыми мы работаем – дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной деятельности, свойственные этой категории детей являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность?

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой при-нуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями (К.Д.Ушинский).

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения интеллектуального

развития, показывает, что дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой. Как это реализовать?

Результат самоподготовки зависит:

-1. От учителя – насколько он смог заинтересовать ученика своим предметом.

-2. От организации самоподготовки воспитателем.

Самоподготовка должна носить организационную форму учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспита — теля в ходе, которой необходимо целенаправленно формировать навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самопод — готовки.

Поэтому необходимо проводить самоподготовку так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а с опорой на сознательное применение воспитанниками знаний в процессе решения познавательных задач. Не допускать подачи материала в готовых решениях, не ориентироваться на многократное повторение, что приводит к запоминанию материала, но не даёт развитие мышления. Дети в таком случае оказываются ведомыми нами, что исключает инициативу, и развитие познавательного интереса, являющегося средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности. Поэтому для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные методы, приёмы, средства обучения и их сочетания. Рассмотрим некоторые из них:

Разнообразие форм самоподготовок: «Самоподготовка – путешествие»,

«Самоподготовка – сказка», «Самоподготовка – подарок», «Самоподготовка – сюрприз» и др. Данный приём способствует пробуждению интереса у детей, преодолению негативного отношения к этому режимному моменту, что зачас -

тую имеет проявление в начальных классах.

На всех этапах самоподготовки провожу работу по активизации познавательного интереса, которую условно выстраиваю в виде схемы.

- 1. Развитие познавательного интереса.

- 2. Стимуляция познавательного интереса на всех этапах самоподготовки.

- 3. Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие, — потеря интереса к деятельности. ( Физкультминутки, релаксационные паузы и т.д.)

- 4. Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).

Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент, во время которого, организуя детей на учебную деятельность, предлагаю подготовить рабочее место – проверить наличие учебных принадлежностей, их расположение на столе. Ввожу приёмы, способствующие развитию заинтересованности, что является особенно необходимым в начальных классах. Введение элемента игры с привлечением сказочного персонажа, который проверяет готовность детей к работе, элементов краткого соревнования: « Кто сегодня быстрее и лучше подготовит своё рабочее место? » Проверка готовности в форме игры. Например – « Светофор », где подготовивший своё место, поднимает зелёный кружок. Включение этих приёмов способствует не только развитию заинтересованности у детей, но и созданию положительного эмоционального настроя на самом начальном этапе самоподготовки.

Следующая наша задача – максимально сконцентрировать внимание детей, включить их в деятельность. Осуществление этой задачи достигается применением специальных коррекционных упражнений. Например – «Лабиринт». Несколько дорожек разного цвета. Начинаем с двух, постепенно усложняем, увеличивая количество дорожек (не более 4 – 5). Предлагаю выбрать свою дорожку и глазами «пройти путь». Упражнения периодически меняю. У детей поддерживается интерес, концентрируется внимание, идет подготовка к восприятию дальнейшей информации.

Следующий этап самоподготовки — инструктаж. Цель которого – подготовка детей к самостоятельной работе по выполнению домашних заданий, на котором осуществляется связь с урока и самоподготовки. Применение специальных коррекционных упражнений помогает детям активней включиться в деятельность. Воспроизведение материала урока становится для них интересным. Например, предстоит выполнение домашнего задания по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак в середине слова». В ходе которого от детей потребуется активная работа мышления, познавательной деятельности. Применяю упражнение, задача которого: «Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в классификации». На доске записаны 5 слов по изучаемой теме и одно слово произвольное. Задание: «Определите лишнее слово, подберите правило из учебника к оставшимся четырём». При этом дети не просто выполняют учебное задание, а осуществляют дополнительный анализ обрабатываемой информации. Происходит активизация интеллектуального компонента познавательной деятельности. Дети вспоминают учебный материал, после чего приступают к самостоятельному выполнению домашнего задания. Непосредственно перед выполнением которого, провожу эмоционально волевую установку. Например: «Ребята, задание сегодня трудное, но я верю, что вы успешно справитесь с ним». Содержание текста может быть различным, но смысл один – настроить детей на успех, помочь поверить в свои силы. Таким образом, постепенно подготавливаем детей к самостоятельной умственной работе. Этот этап самоподготовки самый трудный для детей, во время которого они самостоятельно должны выполнить домашнее задание. На этом этапе формируются навыки самостоятельного умственного труда.

Во время самостоятельной работы необходимо держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам просит помощи воспитателя. Оказанная помощь, помогает предотвратить возникновения у ребенка волнения, тревоги, потери интереса к деятельности. Подхожу дифференцированно, оказывая дозируемую поэтапную помощь:

- 1. Предлагаю повторить правило.

- 2. Прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию.

- 3. Просмотреть классную работу с аналогичным заданием.

Применяю индивидуальные памятки, нацеливающие ребёнка на цепочку последовательных действий, которые эффективны в работе с детьми, имеющими трудности при выполнении домашнего задания. Привлекаю к работе консультантов из числа учеников, первыми справившимися с работой. Что вносит разнообразия в ход самоподготовки, стимулирует к старательному выполнению задания, чтобы заслужить роль консультанта.

На этапе контроля выполнения домашнего задания применяю различные его виды:

— Самоконтроль.

— Взаимоконтроль.

— Работа в группах переменного состава.

— Контроль, основанный на доверии воспитателя.

У детей разный темп выполнения заданий. Детям, выполнившим работу,

предлагаю таблички с занимательными заданиями, коррекционно — дидактическими, для закрепления учебного материала. Чтобы дети получали удовлетворение от проделанной работы, при подведении итога, применяю метод устного поощрения. Оцениваю деятельность детей (аккуратность, внимательность, старательность). Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Если дети с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы детей в дальнейшем. Данные методы и приёмы позволяет разнообразить ход самоподготовки, способствуют развитию познавательного интереса, его сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности