АЗОТ_8259

АЗОТ

Тема: подгруппа азота.

Тема урок: азот.

Цели.

1. Образовательная. Выявление и оценка степени овладения учащимися системой знаний об элементах и их соединениях на примере азота, а также применять полеченные знания на практике, структурировать информацию, выделять главное, решать нестандартные логические задачи.

2. Развивающая. Развитие критического мышления, самостоятельности, обеспечение системности обучения.

3. Воспитательная. Формирование коммуникативных навыков и навыков самоконтроля, правильной самооценки и чувства ответственности; повышение положительной мотивации учащихся путём постановки проблемных вопросов и их решения в ходе работы с тестовыми заданиями различной формы.

Тип урока. Комбинированный.

Основные формы ведения урока: рассказ, беседа, выполнение тестовых заданий, фронтальная работа учителя с классом, проблемная ситуация, демонстрация. Проблемно-дискуссионный, рефлексия.

Оборудование урока. Учебники, тетради рабочие, инструктивные карты, мультимедийная система, карточки с тестовыми заданиями. А также таблицы:

«Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева,

«Квалификация химических веществ»,

«Круговорот азота в природе»,

«Оксиды азота»,

«Применение азота и его соединений»

«Физические и химические свойства азота».

Ключевые слова: тесты, азот, соединения азота.

Ход урока. На доске. В начале урока учитель объявляет тему и цель урока, разъясняет порядок работы (3 мин.).

Актуализация знаний, подготовка к изучению нового материала (10 мин.).

Для проведения урока класс заранее делится на группы по 5 человек (по числу тестовых заданий). В состав каждого варианта подбираются учащиеся с условно одинаковыми способностями (знаниями). В ходе урока учащиеся каждого варианта получают задания по мере своих возможностей. Химический кабинет делится примерно на 4 части. Учащиеся выполняют задания, составленные в разной форме, в том числе и тестовые по вариантам. Предлагается 4 варианта тестовых заданий по теме: «Азот». Задания разного уровня.

Информационный материал № 1.

Знакомство человека с этим элементом состоялось несколько тысячелетий назад. Упоминания о сочащейся из горных пород коричневой либо чёрно-бурой маслянистой жидкости со специфическим запахом встречаются в трудах древних историков и географов – Геродота, Пиутарха, Страбона, Плиния старшего. Наибольшее широкое применение в древности нашли тяжёлые нефти – твёрдые либо вязкие вещества, которые сейчас называют асфальтами (битумами) и нефтью. Византийцы обстреливали вражеские корабли смесью нефти и серы как зажигательными снарядами. Это грязное оружие вошло в историю под названием «греческий огонь» или «каменное масло». В состав «греческого огня» входили: битум или нефть, а также неметалл – «Э». Этот неметалл в природе находится в свободном состоянии, не поддерживает дыхание и горение, входит в состав всех живых организмов.

В атмосфере при грозовых разрядах с кислородом образует оксид (2), бесцветный газ. Азот, соединяясь с неметаллом – сера, образует нитрид. При комнатной температуре реагирует только с одним металлом – литием, образуя нитрид лития Li2N:

0 0 +1 –3

6Li + N2 = 2Li3N

Нитриды других металлов получают при сильном нагревании:

t

3Mg + N2 = Mg3N2

Нитриды – твёрдые, тугоплавкие вещества.

Информационный материал № 2.

Химик синтезировал оранжево-жёлтые кристаллы нитрида неметалла Э4N4 и решил изучить его свойства. Поручив лаборанту растереть кристаллы в порошок, он ушёл по делам. А лаборант решил, что лучше всего растирать вещество ударами пестика. Недолго думая, он так и сделал. Раздался взрыв, а самого умельца обсыпало с ног до головы жёлтым порошком. Собрав этот порошок, лаборант скрыл от химика случай взрыва. Удивлённый химик обнаружил, что свойства нитрида ничем не отличаются от свойств исходного вещества «Э».

Какие вещества в данном случае скрываются за символом «Э»?

Ответ: «Э» – азот и сера. При ударе нитрид серы S4N4 распадается на серу и азот.

Демонстрация видеофрагмента.

Вариант № 1

1. Электронное строение внешнего энергетического уровня атома азота:

а) 3s23p6 б) 3s23p4 в) 2s22p6 г) 2s22p3

2. Укажите наиболее характерные степени окисления азота в соединениях:

а) –3,+3,+5 б) +2,+3,+6 в) –3,+4,+5 г) +2,+3,+4

3. Укажите число протонов в ядре атома азота

а) 32 б) 7 в) 48 г) 26

4. Какие свойства проявляет азот в химических реакциях с простыми веществами?

а) окислительные в) окислительные и восстановительные

б) восстановительные г) азон не вступает в реакцию с простыми веществами.

5. Азот является: а) s – элементом; б) p – элементом; в) d– элементом; г) f– элементом.

Ключ к тестовым заданиям варианта № 1: 1. – г); 2. – а); 3. – б); 4. – в); 5. – 5).

Вариант № 2

1. Укажите число нейтронов в ядре атома азота:

а) 32 б) 16 в) 48 г) 7

2. Азот проявляет высшую степень окисления в соединении:

а) NH3 б) HNO3 в) NO г) NO2

3. Верно ли из следующих утверждений, что азот – газ?

а) окрашен; б) тяжелее воздуха; в) имеет запах; г) легче воздуха.

4. Азот не проявляет свойства восстановителя в реакции с:

а) металлами; б) водородом; в) кислородом; г) кремнием.

5. Укажите правильную схему распределения электронов по энергетическим уровням для атома азота:

а) 2,2; б) 2,4; в) 2,6; г) 2,5.

Ключ к тестовым заданиям варианта № 2: 1. – г); 2. – б); 3. – г); 4. – в); 5. – г).

Вариант № 3

1. Процесс отдачи электронов атомами называется:

а) окисление; б) восстановление; в) окисление-восстановление; г) восстановление- окисление.

2. Какой из неметаллов широко используют в холодильных системах?

а) жидкий азот; б) сера; в) фосфор; г) углерод.

3. Этот неметалл называют «неподдерживающий жизнь»:

а) С — углерод; б) Р — фосфор; в) S — сера; г) N азот.

4. Какой неметалл в больших количествах встречается:

а) в натриевой силитре; б) в калиевой силитре; в) в литиевой силитре; г) в цезиевой силитре.

5. Где расположен неметалл азот в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева?

а) в первом периоде главной подгруппы первой группы;

б) во втором периоде побочной подгруппы второй группы;

в) в четвёртом периоде главной подгруппы четвёртой группы;

г) во втором периоде главной подгруппы пятой группы.

Ключ к тестовым заданиям варианта № 3: 1. – а); 2. – а); 3. – г); 4. – б); 5. – г).

Вариант № 4

1. Степень окисления –3 азот проявляет в соединении:

а) NH3; б) HNO3; в) NO; г) NO2.

2. Степень окисления +2 азот проявляет в соединении:

а) NH3; б) HNO3; в) NO; г) NO2.

3. Высшим оксидам азота соответствует:

а) NH3; б) HNO; в) NO2; г) N2O5.

4. В «V А» группу не входит элемент:

а)F-фтор; б) N — азот; в) P — фосфор; г) As — мышьяк.

5. Для азота не характерна валентность:

а) I; б) II; в) IV; г) V д) III

Ключ к тестовым заданиям варианта № 4: 1. – а); 2. – в); 3. – г); 4. – а); 5. – а).

По окончании отведённого времени учитель проводит обсуждение ответов, учащиеся осуществляют самопроверку своих работ.

Изучению нового материала.

Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д. И. Менделеева. И я не сомневаюсь в том, что вас ждут сегодня открытия, потому что, по словам Ж. Пиаже, «понять что либо – значит открыть новое». Урок посвящен одному из самых интересных элементов. Этот элемент известен с глубокой древности. В средние века он считался обязательной составной частью всех живых веществ.

Строение и свойства азота, на основании положения в периодической системе Д. И. Менделеева, учащиеся изучают новый материал, решая предложенные учителем проблемные вопросы, сформулированные в виде тестовых заданий (они могут быть заранее написаны на доске или в инструктивных картах).

Вначале учитель предлагает проблемный вопрос (в форме тестовых заданий), как способ перехода к теме урока: «Азот».

Какой химический элемент не образует аллотропных модификаций?

а) сера; б) углерод; в) фосфор; г) азот.

Учащиеся выбирают правильный ответ « г) ». Объясняют аллотропные видоизменения существующих химических веществ: углерода, фосфора и серы.

Составляют химические и электронные формулы, определяя тему урока, формулируют цели сами учащиеся. Важно направить из мысли на необходимость самооценки и самоконтроля знаний.

Схема строения атомов и расположение электронов по орбиталям этих элементов, упомянутых в разработке урока:

_____________________________________________________________________________________

Электронная конфигурация атома СЕРЫ

+16 – электронная схема +16S 2e 8e 6e – электронная формула

+16S 1S2 2S2 2P6 3S2 3P4 3d0

+16S

– электронно-графическая формула

_____________________________________________________________________________________

Электронная конфигурация атома УГЛЕРОДА

+6 – электронная схема +6С 2e 4e – электронная формула

+6С 1S2 2S2 2P2

+6С

– электронно-графическая формула

_____________________________________________________________________________________

Электронная конфигурация атома ФОСФОРА

+15 – электронная схема +15Р 2e 8e 5e – электронная формула

+15Р 1S2 2S2 2P6 3S2 3P3 3d0

+15Р

– электронно-графическая формула

_____________________________________________________________________________________

Электронная конфигурация атома АЗОТА

+7 – электронная схема +7N 2e 5e – электронная формула

+7N 1S2 2S2 2P2

+7N

– электронно-графическая формула

_____________________________________________________________________________________



Страницы: 1 | 2 | Весь текст