Автоматизация звука Р

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Арская гимназия №5

индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

для учащихся 1 класса

Автоматизация звука Р «День рождения»

автор:

Апайчева Наталья Фёдоровна

учитель — логопед,

первая квалификационная категория

г. Арск Республика Татарстан

Тема: Автоматизация звука Р «День рождения»

Цель: автоматизировать звук Р в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- автоматизировать правильное произношение звука;

- активизировать словарный запас по теме «продукты»;

- совершенствовать грамматический строй речи: уметь употреблять существительные в винительном, творительном падеже, составлять предложения.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематические представления;

- совершенствовать артикуляционную моторику;

- развивать внимание, память, ревой слух.

Воспитательные:

- воспитывать навыки самоконтроля;

- учить добиваться поставленных целей.

Оборудование: для АМО (активный метод обучения): картинка клоуна, шары из цветной бумаги; предметные картинки «Продукты», электронная презентация, символы звука Р, слоговые таблицы, карточки с именами, пособие для составления предложений, мяч.

План

I. Организационное начало занятия: игра «4-лишний»

II. Актуализация знаний. Вхождение в тему, АМО ожиданий от занятия

1.Загадка

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Изолированное произнесение звука Р, наблюдение артикуляционного уклада

4. Фонетическая характеристика звука

5. Автоматизация звука Р в слогах

III. Работа над темой занятия

1. Автоматизация звука Р в словах

2. Автоматизация звука Р в предложениях.

3.Упражнение на развитие фонематического восприятия.

4.Упражнение в составлении предложений.

III. Рефлексия — АМО, итог занятия.

Ход занятия.

I.Организационное начало занятия.

«4-лишний»: сыр, хлеб, рыба, кефир

- Назови картинки, найди лишнюю (в слове «хлеб» нет звука р)

- Сегодня мы продолжаем работать со звуком Р.

II. Актуализация знаний. Вхождение в тему, АМО ожиданий от занятия.

1.Загадка

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (шар) (слайд №2)

- Где можно увидеть шары? (на празднике, в цирке). На доску вывешивается картинка «Клоун с шарами»

- У меня есть шары, но не простые (на них написаны слова: звук, слоги, слова, предложения, упражнения)

- Посмотри на них внимательно и скажи, чему бы ты хотела научиться на сегодняшнем занятии? (что повторить, запомнить, как поиграть). Ребёнок выставляет шары на наборное полотно: «Я хочу чётко произносить звук Р, повторить слоги со звуком Р, правильно произнести слова и т.д.

- Чтобы достичь своей цели, нужна правильная и чёткая работа языка. А для этого надо выполнить артикуляционные упражнения:

- блинчик;

- чашка;

- варенье;

- маляр;

- барабан.

3. Изолированное произнесение звука Р, наблюдение артикуляционного уклада

- Как произносится звук Р?

- Какое положение занимают губы, зубы, как расположен язык?

- Работает ли голос? Куда направлена струя воздуха?

4. Фонетическая характеристика звука (составление коллажа из символов на наборном полотне)

Звук Р согласный, звонкий, твёрдый.

5. Автоматизация звука Р в слогах

а) чётко повтори слоги (слайд №5)

б) прочитай по слоговой таблице:

РА-РА-РА АРА-ОРО-УРУ-ИРЫ

РО-РО-РО ОРО-УРУ-ИРЫ-АРА

РУ-РЫ-РУ УРУ-ИРЫ-АРА-ОРО

III. Работа над темой занятия

1. Автоматизация звука р в словах (именах)

- Где ещё можно увидеть шары? ( на празднике, на дне рождения)

а) «Доскажи словечко»:

Всех желаний исполненье –

Классный праздник — … (день рождения)

б) «Подбери имя девочке» (слайд №6)

- Я приглашаю тебя на праздник к девочке, которую зовут … ( Рая, Роза, Гульнара)

Ребёнок читает и выбирает имя девочке на карточках.

- Как зовут девочку? У кого день рождения? (Девочку зовут Рая. У неё сегодня день рождения.)

в) «Назови гостей»

К Рае первыми пришли гости: Рома и Вера. Что принесли дети? (Рома принёс кораблик. У Веры шар и разные коробки. Чтобы было веселее, позвали других ребят. (ученица читает имена на карточках: Роза, Марат, Рамиль, Гульнара)

- Кто ещё пришёл к Рае? (К Рае на день рождения пришёл Марат. К Рае на день рождения пришёл Рамиль и т.д.)

2. Автоматизация звука Р в предложениях.

а) подарки. Что подарили ребята Рае? (слайд №7)

(ракету, розу, барабан, букет ромашек, ружьё, пирамиду – употребление существительных в винительном падеже)

- С чем играют дети? Прочитай, правильно закончи предложения (по подготовленному пособию: Рома играет с ракетой). (приложение)

3.Упражнение на развитие фонематического восприятия, динамическая пауза.

Замени первый звук в слове на Р (с мячом)

танец – ранец забота – работа

хобот – робот нога – рога

макеты – ракеты лама – рама

поза – роза мука — рука

4.Упражнение в составлении предложений.

- Чем угощала ребят Рая? (слайд №8)

(пирогом, мороженым, пирожками, пирожным, рогаликом, тортом – употребление существительных в творительном падеже)

- Что пробуют ребята? (Роза пробует пирожное)

- Какой совет ты бы дала детям? Как вести себя на Дне рождения?

III. Рефлексия, итог занятия.

- Вернёмся к нашему клоуну. Что у тебя получилось на занятии? Выбери шар и подари его клоуну. (Сегодня на занятии я повторила звук Р. Произносила этот звук в слогах. Называла слова со звуком Р. Составляла предложения по картинкам и т.д.)

Ребёнок прикрепляет шары на доску рядом с клоуном.

Использованные источники:

Образовательный портал «Мой университет»: Активные методы обучения в образовательном процессе.