Автоматизация звука Л в слогах словах предложениях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Арская гимназия №5

подгрупповое занятие

Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях

Подготовила:

Апайчева Наталья Фёдоровна

учитель — логопед,

первая квалификационная категория

г. Арск

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях.

Цель: автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- автоматизировать правильное произношение звука Л;

- активизировать словарный запас;

- совершенствовать грамматический строй речи: уметь согласовывать существительные с числительными, спрягать фразы, составлять предложения.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематические представления;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать внимание, память, ревой слух.

Воспитательные:

- воспитывать навыки самоконтроля, уметь работать в паре.

Оборудование: предметные картинки, профиль артикуляции звука Л, электронная презентация, слоговые таблицы, карточки с цифрами для счёта, карточки для спряжения.

План

1. Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство с темой занятия — «Доскажи словечко»

4. Анализ артикуляционного уклада звука Л.

5. Изолированное произнесение звука, фонетическая характеристика

6. Автоматизация звука в слогах

7. Автоматизация звука в словах

8. Развитие фонематического слуха, игра «Поймай звук»

9. Определение места звука в слове

10. Пальчиковая гимнастика

11. Упражнение в согласовании существительных с числительными

12. Упражнение в спряжении фраз в прошедшем времени.

13. Заучивание стихотворения

14.Итог занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Глазки – всё видят,

Ушки – всё слышат,

Язык – правильно и красиво говорит,

Голова – думает.

- Чтобы произносить звуки правильно и красиво, начнём занятие с артикуляционной гимнастики

2. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения:

- блинчик;

- чашка;

- варенье;

- маляр;

- барабан.

3. Знакомство с темой занятия

«Доскажи словечко»:

Тихо, тихо снег идёт

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе … (лопатой)

- Какой звук мы слышим в начале слова?

- С каким звуком мы будем работать?

4. Анализ артикуляционного уклада звука Л

- Как произносится звук Л?

- Какое положение занимают губы, зубы, как расположен язык?

- Работает ли голос? Куда направлена струя воздуха?

5. Изолированное произнесение звука Л, фонетическая характеристика звука

Звук Л согласный, звонкий, твёрдый.

6. Автоматизация звука Л в слогах

а) чётко повтори слоги

б) прочитай по слоговой таблице:

АЛ-АЛ-АЛ ЛА-ЛА-ЛА АЛА-ОЛО-УЛУ-ИЛЫ

ОЛ-ОЛ-ОЛ ЛО-ЛО-ЛО ОЛО-УЛУ-ИЛЫ-АЛА

УЛ-УЛ-УЛ ЛУ-ЛЫ -ЛУ УЛУ-ИЛЫ-АЛА-ОЛО

ИЛ-ИЛ-ИЛ ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ИЛЫ-АЛА-ОЛО-УЛУ

7. Автоматизация звука Л в словах ( картинки)

а) «Четвёртый – лишний»:

- лампа, лопата, пила, молоток;

- яблоко, свёкла, тыква, лук

б) «Какая картинка спряталась?» — упражнение на развитие памяти

(картинки переворачиваются, ребёнок называет картинку);

в) «Рассели в домики» — упражнение в делении слов на слоги;

г) составление предложений с этими словами.

8. Развитие фонематического слуха, игра «Поймай звук»

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л:

Сом, лак, дым, сон, мел, плот, кот, белка, волк, рамка, сказка, лошадь, снег, ветка, молоко, палатка, класс

9. Определение места звука в слове

- определи место звука в слове, распредели картинки по корзинкам

(используются картинки из п.7)

10. Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту режем, режем!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту жмем, жмем!

Мы морковку трем, трем!

11. Упражнение в согласовании существительных с числительными

«Посчитай предметы»:

1 – 2 – 5 – 7 лопата, яблоко

9 – 6 – 4 – 1 лампа, свёкла

12.Упражнение в спряжении фраз в прошедшем времени

- укладывать куклу

- полоть лук

13.Заучивание стихотворения

Белка прыгнула на ёлку.

Сколько шишек! Повезло!

Собрала их втихомолку,

Унесла в своё гнездо.

14. Итог занятия

- всё ли у тебя получилось?

- что показалось трудным?

- что далось легко?