АСПушкин Песнь о вещем Олеге

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Место урока в системе уроков: урок-исследование

Цель урока:

-познакомить учащихся с событиями Руси IX-X вв;

-показать интерес поэта к национальной истории на примере изучения текста художественного произведения

Задачи урока:

-воспитание интереса к истории своей страны;

-обучение связной монологической речи;

-чтение в лицах

Методы урока:

-словесный;

-творческое чтение;

-анализ стихотворения (баллады) Пушкина;

-беседа по тексту

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая

Возрастная категория: 5-7 класс

Средства наглядности:

-таблица на доске;

-портрет А.С. Пушкина;

-В.М. Васнецов «Встреча с волхвом»;

-И. Глазунов «Князь Олег с Игорем»;

-«Повесть временных лет»

Ход урока

Эпиграфы.

Мы вопрошаем прошлое, чтобы лучше понять настоящее и заглянуть в будущее.

В.Г. Белинский

2) Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.

А.С. Пушкин

Словарная работа:

вещий, анахронизм, баллада

Постановка целей и задач урока.

-Как истинный художник, А.С. Пушкин считал необходимым воскресить минувшие века, обращаясь к истории. Тема нашего урока «Дела давно минувших дней,/Преданья старины глубокой». О чём мы будем говорить сегодня?

(Речь пойдёт о далёком-далёком прошлом)

-Работая по группам, обратимся к «Повести временных лет», сопоставим летописный и пушкинский тексты, попытаемся понять, какой смысл вкладывал поэт в пересказ сказания о смерти Олега от коня.

-Откуда, из каких источников мы узнаём о нашем далёком прошлом?

(Из картин, книг, фильмов, стихотворений, летописей)

-Первыми книгами на Руси были летописи, именно они рассказывают о событиях тысячелетней давности. Вспомним, что такое летопись как жанр.

(Летопись-памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы)

-Когда стали появляться летописи?

(X-XI веках)

-В основе поэтического произведения Пушкина лежит летопись. С каким героем она связана?

(С князем Олегом)

-…который хитростью покорил Киев. В летописи содержится легенда о смерти этого киевского князя, предсказанной ему волхвом (жрецом).

-Вспомним, когда жил князь Олег (индивидуальное задание)

-Вещий-ведающий, знающий, мудрый, но главное значение слова «вещий» — «предвидящий будущее».

Князь Олег –второй в династии Рюриковичей, он правил сразу после Рюрика, так как родственник Рюрика Игорь был ещё мал.

Летописный памятник «Повесть временных лет» воссоздаёт эпоху княжения Олега.

Работа в группе.

1-ая группа готовила чтение и пересказ отрывка из летописи

(звучит 5 строчек на древнерусском языке и пересказ на русском)

-С какой целью Пушкин обратился к этой легенде?

(Обращение к эпиграфу урока (словам Пушкина). Поэт в поисках доказательств правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни часто обращался в своём творчестве к истории)

-Летописный события легли в основу стихотворения поэта, которое он назвал «Песнь о вещем Олеге».

Чтение «Песни…» учителем.

-Какие строки и отрывки вам особенно понравились?

(…, разговор Олега и кудесника)

-Прочтём этот в разговор в лицах.

Работа с иллюстрацией.

-Посмотрите на рисунок Виктора Михайловича Васнецова, изобразившего встречу Олега и кудесника в лесу. Как художник показал, что встретились два равноценных человека?

(Монументальная поза кудесника, его единство с вековым лесом)

-На фоне чего изображён кудесник?

(На фоне природы)

-С кем изображён князь Олег?

(Вместе с дружиной)

-Почему художник изобразил Олега на фоне дружины, а кудесника-на фоне природы?

(Олег силён дружиной, вся жизнь князя-битва, он в первую очередь воин. Дружина, с которой он делил тяготы и опасности, для него ближе, чем кто бы то ни было. А кудесник силён связью с силами природы)

-Ищем доказательство тому в тексте.

-Найдите и выпишите все детали, которые придают тексту историческую достоверность. Кто больше?

(Неразумные хозары; цареградская броня, врата Цареграда, брег Днепра…)

-Мы видим, что Пушкин, совершенно верный в деталях, использовал в «Песни..» анахронизм-неточность в художественном произведении при изображении прошлого, привнесение в текст признаков более позднего времени. Попробуйте найти анахронизм.

(Анахронизм заключён в словах при звоне весёлом стакана, они настолько органичны для Пушкина, что, как правило, почти никто не замечает ошибки.

Анахронизмы неизбежны в произведениях, изображающих минувшие исторические эпохи: при описании прошлого писатель невольно переносит на него черты своего времени)

-«Песнь о вещем Олеге»- баллада. Жанр баллады, как и всякий другой, имеет свои характерные черты. Дадим определение баллады.

Работа в группах.

2-ая группа сопоставляла пушкинский и летописный источник.

Летопись

«Повесть временных лет»

Баллада А.С. Пушкина

«Песнь о вещем Олеге»

Общее

Основаны на историческом событии

Отличие

Проза

1)Поэтический текст

2)Таинственный,иногда фантастический ход событий (кудесник обладал таинственным, чудесным даром предвидения)

3)Используются средства художественной выразительности:

эпитеты (в том числе постоянные, связь с фольклорной традицией): верный конь, бранное поле, княжеский дар;

славянизмы (их употребление придаёт речи торжественность, приподнятость):сбирается, отмстиить, брег, внемлет;

олицетворения: ковши шипят, годы таятся, дожди моют;

сравнения: змея-лента, белые кудри-утренний снег;

метафора: товарищ, слуга, друг (обращение к коню).

4)Характеристика героев

Учащиеся должны подвести итоги сопоставления.

(Т.о., пушкинский текст отличается от летописного с точки зрения художественности; обращаясь к «преданью старины глубокой», поэт воспроизводит картину быта, нравов тех далёких лет)

-Какой же смысл вкладывает поэт в пересказ легенды о смерти Олега? Ребята 3-ей группы (прим.: это задание для сильных учеников) занимались научным поиском, анализируя балладу Пушкина. Послушаем, получилось ли у них проникнуть в мысль и чувство, выраженное поэтом.

Алгоритм-вопросник для учащихся.

1)Как бы определили тему стихотворения?

2)Какие строчки стихотворения являются главными? (В каких строчках заключена идея баллады?)

3)Как соотносятся начало и конец стихотворения?

4)Почему стихотворение так называется?

5)Какие возникают ассоциации и сравнения данного стихотворения с другими?

(Возможна помощь учителя, указание на стихотворение 1831 года «Чем чаще празднует лицей…»)

Подведение итогов.

-«Песнь о вещем Олеге» написана в 1822 году. Пушкин находится в Южной ссылке. Почему поэт обращается к далёкой старине? Мало интересного давала современность?

(История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Чтение эпиграфа, слов Белинского)

-Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина?

(Взаимоотношения «могучего владыки», царя, который преследовал Пушкина, и поэта, независимого и правдивого)

-Каким, по мнению Пушкина, должно быть творчество?

(В устах волхва: свобода, независимость, неподкупность)

-Словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей.

Выставление мотивированных оценок.

Домашнее задание (по группам):

выписать из текста баллады устаревшие слова и словосочетания, записать соответствующие им синонимы из современного литературного языка;

разделить текст на эпизоды, каждый эпизод озаглавить строчкой из текста;

подготовить интерактивную мультимедийную презентацию на тему баллады Пушкина