АС Пушкин Жизнь и творчество поэта

Конспект урока. Литература 7 класс.

Учитель: Яковлева Ольга Николаевна

Дата проведения:_________

Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин.

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с биографией А. С. Пушкина;

Развивающая: развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере поэтического наследия А.С.Пушкина; формирование культуры читателя с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному.

Ход урока:

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Все ли сегодня в классе?

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, дома вы должны были подготовить рефераты по биографии А.С. Пушкина.

-А сейчас вернемся немного в прошлое и вспомним: на какие периоды делится вся русская литература?

(Древнерусская(начало 11, конец 17 века), новая русская литература (начало 18 века по наст. Вр.)

-Какие произведения древнерусской литературы вы мне можете назвать?

(«Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Слово о полку Игореве, «Житие Сергия Радонежского»).

-Молодцы, ребята!

-Теперь вспомните мне писателей 18 века?

(М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).

-Отлично, ребята!

III. Объяснение нового материала.

-Сегодня мы с вами переходим к изучению творчества писателей и поэтов 19 века, который принято считать «золотым веком»! Он охватывает весь 19 век, до начала 20 века.

-Как вы понимаете термин «золотой век»?

(Классика, открытие новых направлений в русской литературе).

- 19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

-Ребята, как вы думаете, какие писатели и поэты относятся к 19 веку?

(Ответы учащихся).

- К «золотому веку» мы отнесем таких поэтов и писателей как: А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н.Толстой. И.С. Тургенев.)

- Центральной фигурой литературы 19 столетия, несомненно, является Пушкин А.С., наиболее ярко воплотивший облик человека, стремящегося к свободе. Поэт был романтичен, написанные им поэмы в немалой степени повлияли на отечественную и зарубежную культуру. И невзирая на столь великое влияние романтического направления, он вместе с А.С., Грибоедовым был родоначальником новой русской литературы как поэзии реальности.

-Ребята, что вы знаете о А.С. Пушкине из младших классов?

(Ответы)

-Какие произведения А.С. Пушкина вы мне можете назвать?

(«Руслан и людмила» «Сказка о рыбаке и рыбке»).

-Молодцы!

-Ребята, когда и где родился А.С. Пушкин?

(6 июня 1799 года у отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны родился мальчик – будущий поэт Александр Сергеевич Пушкин.)

- В семье Пушкина было четверо детей. Родители мало занимались ими. Балы, театры, разговоры о московских и парижских новостях занимали все время.

-Какой язык сначала усвоил маленький Саша и почему?

(Главным языком в семье был французский, поэтому маленький Саша научился на нем говорить раньше, чем на родном русском).

-Кто занимался воспитанием Саши?

(Воспитанием Александра занимались Мария Алексеевнаабушка поэта, и Арина Родионовна, его няня. Эти две умные и добрые женщины были первыми воспитательницами Александра. От них он научился говорить по-русски, от них он впервые услышал народные песни и сказки. Именно эти женщины пробудили в нем любовь к народной культуре, ввели его в мир старины, народного быта и народной поэзии).

- В доме было много книг на французском языке. С 9 лет Пушкин свободно стал читать на этом языке. Памятью он обладал исключительной и уже в 11 знал наизусть многих французских поэтов.В московском доме родителей часто собирались известные писатели того времени: В. Жуковский, К. Батюшков, всегда присутствовал на таких встречах и дядя Пушкина Василий Львович Пушкин.

Пушкин Василий Львович (1766 -1830) — дядя А. С. Пушкина. Поэт, переводчик, член литературного общества «Арзамас».

В 12 лет Александра отдают в Царскосельский лицей, который был создан по приказу царя. Лицей – это учебное заведение для дворянских детей, где мальчики получали образование государственных служащих. Поступление в Лицей – это важное событие в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей: И. Пущина, А. Дельвига, Кюхельбекера, Яковлева.

- Шесть лет провел А. С. Пушкин в Лицее, здесь прошли его мальчишеские годы и началась бурная творческая деятельность юноши-поэта. Стихи стали самой сильной страстью Пушкина. Пушкин не сразу, но зато решительно оставил их всех позади себя. Товарищи безоговорочно признали его талант. В 1814 году впервые появилось в печати его стихотворение.

Приближались выпускные экзамены. Еще месяц – другой – и лицеисты покинут лицей. И каждый пойдет своей дорогой. Но какой же путь выбрать? Кем быть? Чиновником? Офицером? Или просто поэтом? Пушкин выбирает последнее.

-Ребята, что случилось с А. С. Пушкиным после лицея? Куда он попал?

(Ответы)

Физкультминутка

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

- Пушкин в Михайловском

В 1825 году Пушкин попадает в ссылку в с. Михайловское, где постоянным собеседником поэта становится няня, Арина Родионовна. Ей он поверял написанное, и сам был внимательным слушателем. В одном из писем он пишет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Никто не мог сказать, когда завершится ссылка. Особенно чувство одиночества обострялось в долгие зимние вечера. Можно себе представить, что в один из вьюжных одиноких вечеров и родилось стихотворение «Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломкой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

… Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой по утору шла.

-Ребята, а вы знаете, как звали супругу Александра Сергеевича?

(Наталья Николаевна Гончарова – жена А. С. Пушкина. У них было четверо детей).

-После ссылки он продолжил заниматься литературой.

-В 7 классе мы будем проходить такие произведения как: «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Дубровский».

-Как же оборвалась жизнь Пушкина?

(8 февраля 1837г. Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом и был смертельно ранен. 10 февраля он скончался).

IV. Закрепление нового материала.

Какую роль в жизни и творчестве А. С. Пушкина сыграли бабушка и няня?

В какое учебное заведение был отдан Александр?

Почему учеба в Лицее стала самым важным событием в жизни юного Пушкина?

В каком селе А. С. Пушкин отбывал ссылку?

Как погиб великий поэт?

(Ответы учащихся).

V. Подведение итогов.

Выставление оценок. Комментарии.

VI. Домашнее задание.

Прочитать дома «Песнь о вещем Олеге». Ответить на вопросы.

-Урок окончен. До свидания, ребята!!!