АС Даргомыжский — великий учитель музыкальной правды

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ —

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Методическая разработка темы по музыкальной литературе

«А. С. Даргомыжский— Великий учитель музыкальной правды»

(К 200-летию со дня рождения)

Кандалакша, 2013.

А. С. ДАРГОМЫЖСКИЙ (1813—1869)

ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАВДЫ.

14 февраля исполнилось 200 лет со дня рождения одному из основоположников классической русской музыки – Александру Сергеевичу Даргомыжскому. И сегодняшнюю Музыкальную гостиную мы посвящаем ему. Творчество Даргомыжского связано с эпохой, которую в истории отечественной литературы называют гоголевской. Внимание Даргомыжского привлекают социальные проблемы русской жизни его времени, образы простых людей. Ему доступно воплощение в музыке драматических сторон действительности, сильных характеров, и в то же время он – мастер метких комических и сатирических музыкальных портретов. «Великим учителем музыкальной правды» назвал Даргомыжского М.П. Мусоргский.

А.С. Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в небольшом поместье Тульской губернии. Отец, Сергей Николаевич Даргомыжский, был крупным чиновником, мать, в девичестве княжна Марья Борисовна Козловская, — образованная, талантливая женщина; её стихи печатались в альманахах и журналах.

В 1817 году семья Даргомыжского переехала в Петербург, где и прошло детство будущего композитора. До четырёхлетнего возраста Александр совсем не говорил, и его поздно сформировавшийся голос остался навсегда писклявым и хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слёз выразительностью и художественностью вокального исполнения.

Родители сумели дать своим шестерым детям отличное домашнее воспитание. Особенно большое место в воспитании детей занимало искусство—поэзия, театр, музыка. Музыке придавали у Даргомыжских большое значение и как началу, смягчающему нравы, действующему на чувства, воспитывающему сердца.

Александр—наиболее одарённый из детей—с шести лет учился фортепианной игре. Его учителями были: Луиза Вильгеборн, А.Т. Данилевский, Ф. Шоберлехнер. Александр также учился игре на скрипке у крепостного музыканта П.Г. Воронцова и пению у певца «Немецкой оперы» Б.Л. Цейбиха.

Настоящей системы в музыкальном образовании Даргомыжского не было, и своими теоретическими знаниями он был обязан, главным образом, самому себе.

Тем не менее, к 17 – 18 годам Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Это—рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и Пушкина.

С начала 30-х годов юноша посещает лучшие литературно—художественные салоны Петербурга. И везде юный Даргомыжский оказывался почитаемым гостем. Он много играл на скрипке и фортепиано, участвовал в различных ансамблях, исполнял свои романсы и фортепианные пьесы блестящего салонного стиля. Сейчас мы с вами прослушаем «Табакерочный вальс» в исполнении Алексея Трифанова. Композитор подражает в ней звучанию игрушечного заводного инструмента.

Юноша с головой окунулся в водоворот светской жизни, был в пылу молодости и в когтях наслаждений.

Однако полный переворот в его судьбе совершило знакомство с Глинкой (1835 г.). Одинаковое образование, любовь к искусству сблизило их. Вскоре они подружились.

Именно тогда перед Даргомыжским впервые по – настоящему встал вопрос о смысле композиторского творчества. Он присутствовал при рождении первой классической русской оперы «Иван Сусанин», принимал участие в её сценических репетициях и убеждался в том, что музыка призвана не только услаждать и развлекать. Музицирование в салонах было заброшено, и Даргомыжский приступил к восполнению пробелов в своих музыкально – теоретических познаниях. Для этой цели Глинка передал ему пять тетрадей, содержащих записи лекций немецкого теоретика З. Дена. Так, под влиянием Глинки, Даргомыжский превратился из любителя в профессионала.

В те годы Петербург зачитывался новым романом В. Гюго «Собор Парижской богоматери». Роман трогал русских читателей симпатией автора к униженным и оскорблённым, благородными чувствами героев. Даргомыжский решил написать «Эсмеральду» на французском языке. Сочинение оперы заняло около четырёх лет. Автор надеялся в скором времени увидеть оперу в Петербурге. Однако злоключения оперы «Эсмеральда» продолжались 8 лет.

Неудача сопутствовала и следующему крупному произведению – кантате «Торжество Вакха» (на стихи А. Пушкина, 1843 г.), переработанной в 1848 г. в оперу – балет.

А в жанре романса Даргомыжский как – то сразу легко и естественно достиг вершины. Он любил вокальное музицирование, до конца жизни занимался педагогикой.

В 30-е – 40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них – целый ряд романсов на стихи А. Пушкина: «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «В крови горит огонь желанья», которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.

Романс «Я вас любил». У Пушкина это не просто любовное признание. В нём выражены и любовь и большая человеческая дружба, и уважение к женщине, когда – то горячо любимой. Даргомыжский очень тонко передал это в музыке. Его романс похож на элегию, глубок по настроению, предвещает лирические монологи – размышления зрелого Даргомыжского, ощущается воздействие Глинки в передаче общего настроения стихотворения через широкую песенную мелодию. Романс «Я вас любил» исполнит Мироновская Светлана.

С 14 лет Даргомыжский начал служить чиновником, чтобы иметь надёжный кусок хлеба. Он дослужился до чина титулярного советника и вышел в отставку в 1843 году.

В 1844 году Даргомыжский отправляется в первое заграничное путешествие уже как известный русский композитор. Он побывал в Вене, Брюсселе, Париже. Там он представил свои сочинения европейской публике. Многие газеты отозвались справедливыми похвалами блистательному русскому таланту.

Через полгода Даргомыжский вернулся в Россию. Революционная ситуация в Европе, ужесточение политической реакции в России, растущие крестьянские волнения, усиливающийся интерес к народной жизни – всё это способствовало серьёзным сдвигам в русской культуре, где к середине 40-х годов складывается так называемая натуральная школа. Темы и сюжеты натуральной школы – жизнь простого сословия в её неприкрашенной обыденности.

Александр Сергеевич также посвятил своё творчество показу жизни и быта простых людей, реалистичному раскрытию их душевного мира, обличению социальной несправедливости. Это особенно проявилось в опере «Русалка», над которой Даргомыжский работал с перерывами с 1845 по 1855 годы. Он создал в ней новый жанр русской оперы – психологической драмы из народной жизни. Правдиво передана здесь трагедия крестьянской девушки, брошенной князем, горе её отца.

Сейчас мы прослушаем шуточную песню из 3 действия оперы «Как у нас на улице», которую исполняет Ольга, подруга молодой одинокой и страдающей Княгини. Она пытается развлечь свою госпожу. В роли Ольги выступит Новикова Наталья.

В период работы над оперой «Русалка» композитор внимательно изучал образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. Почерпнутые отсюда данные послужили Даргомыжскому материалом не только для создания оперы, но и для сочинения ряда вокальных пьес. Среди них песня «Как пришёл мужик из — под горок», сочинённая на крестьянские слова. Её исполнит Мироновская Светлана.

Среди любимых поэтов Даргомыжского надо назвать имя М.Ю. Лермонтова. Музыка романса «Мне грустно» (1848 г.) тонко передаёт содержание стихотворения Лермонтова, ещё более усиливая его печальное настроение. Выразительные средства здесь совершенно иные.

Партия фортепиано напоминает гитарное сопровождение в бытовых романсах. На фоне этого задумчивого, нежного и тихого перебора струн гитары звучит исповедь – вокальная мелодия с чертами декламационности. Это как бы живая, человеческая речь, прерываемая паузами, как вздохами, мелодия плавная, печальная.

В своём развитии мелодия чутко следует за текстом. Стихотворение Лермонтова проникнуто тревогой за судьбу дорогого человека, и это настроение тонко воплощено в романсе Даргомыжского. В нём ярко выявился основной принцип композитора: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Этот романс исполнит Новикова Наталья.

Вокальная группа «Одноклассницы» исполнит песню на слова М. Ю. Лермонтова «Ночевала тучка золотая». С романсов на стихи этого поэта начинает развиваться критическое направление в творчестве Даргомыжского.

С середины 40-х годов в России становится популярна цыганская ветвь русского бытового романса и вообще у Даргомыжского проявился интерес к цыганской исполнительской манере. Он тонко и остроумно обработал для двух голосов распространённую цыганскую песню «Ванька – Танька», созданную известным руководителем цыганского хора Иваном Соколовым на основе крестьянской плясовой. Исполнит её вокальная группа «Одноклассницы».

В середине 60-х годов Даргомыжский снова уехал заграницу, взял с собой несколько замечательных симфонических произведений: «Украинского казачка», «Бабу – Ягу». Там, в европейских столицах, он слышал в хорошем исполнении свои произведения, которым сопутствовал большой успех.

Но главный толчок к необыкновенному пробуждению творчества дали Даргомыжскому его молодые товарищи, композиторы «балакиревского кружка», особенности талантов которых он быстро оценил. Даргомыжский сыграл важную роль в их формировании, оказал большое влияние на их дальнейшее творчество, став как бы «крёстным отцом» «Могучей кучки». Особенно сдружились представители разных поколений русских музыкантов во время работы Даргомыжского над новой оперой по трагедии А.С. Пушкина «Каменный гость», блестящую вариацию известной легенды о Дон – Жуане.

Вся опера написана речитативом, в ней нет ни одной арии и лишь две песни Лауры – островки среди речитативных монологов и ансамблей. Лаура (меццо-сопрано) – это актриса, в её сердце лишь один мужской образ – образ Дон – Жуана, ветреника, авантюриста, неверного, но всё же обожаемого Дон – Жуана. Сейчас мы с вами прослушаем песню Лауры «Оделась туманом Гренада» в исполнении Новиковой Натальи.

Ещё за границей Даргомыжский заболел ревматизмом. В то время он не придал этому значения, но постепенно болезнь стала заметно прогрессировать. Знаменитые врачи, лечившие композитора, ничем не смогли ему помочь.

В последние недели он писал оперу «Каменный гость», лёжа в постели. Молодые друзья, собираясь у больного, исполняли сцену за сценой оперы по мере её создания и своим энтузиазмом давали угасавшему композитору новые силы. Смерть помешала дописать музыку к последним 17 стихам. По завещанию Даргомыжского докончил оперу Кюи, а оркестровал «Каменного гостя» Римский-Корсаков. Даргомыжский умер 17 января 1869 года. Похоронен он был рядом с М.И. Глинкой.

Огромная новаторская работа Даргомыжского по созданию «правдивой» мелодии, поиски и закрепление в музыке точных характерных речевых интонаций была продолжена композиторами «Могучей кучки». Внимание, чуткость к слову, к речевой интонации отныне стала обязательной для авторов русского романса. Главная заслуга в этом и принадлежит А.С. Даргомыжскому.

Список литературы

Григорович В., Андреева З. «Слово о музыке».

Интернет-ресурсы.

Медведева И. «А.С. Даргомыжский».

Осовицкая З. «Русская музыкальная литература».

Пекелис М. «А.С. Даргомыжский и его окружение».

Смирнова Э. «Русская музыкальная литература».

Шорникова М. «Русская музыкальная классика».