АП_зачет

Управление: понятие, признаки, виды. Социальное и государственное управление как разновидности управленческой деятельности. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).

Государственное управление осуществляют все органы государства, реализуется в формах: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная — осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти.

Государственное управление — это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов.

В процессе осуществления государственного управления реализуются функции государства в межотраслевых сферах (финансы, налоги, статистика и др.), в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) и в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).

Государственное управление становится правомерным или подзаконным по мере того, как в государстве реально используется механизм разделения властей.

Государственное управление осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных актов представительной власти России, т.е. государственное управление носит подзаконный характер.

Субъектами государственного управления являются государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы), а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями.

Признаки управления:

обязательно качество целостной организованной системы;

наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

определенная направленность, достижение поставленной цели;

служит интересам взаимодействия основных элементов;

обеспечивается системой определенных средств.

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

существует там, где имеет место совместная деятельность людей;

обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

направлено на достижение определенной управленческой цели;

характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

субъект управления наделяется определенным властным ресурсом.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Предмет и метод административного права. Принципы административного права. Функции административного права.

Административное право – система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности.

Признаки отрасли административного права:

представляет собой совокупность юридических норм;

имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

имеет свой метод правового регулирования;

обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Общественные отношения в сфере государственного управления, управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.

Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения — метод административного права.

Характеристика административно-правового метода:

представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;

наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;

не исключает использования диспозитивных средств;

отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание — метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет — метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение — метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

Функции – выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ним задач.

Виды функций:

регулятивная – выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;

охранительная – обеспечивает соблюдение установленного правового режима, защиту законных прав и интересов субъектов;

правоисполнительная – обеспечение нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти;

правотворческая – наделение субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;

организационная – регулирование нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления.

Система и структура административного права.

Система административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признаки системы административного права:

обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

представляет собой объективное правовое явление;

характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

включает определенные элементы.

Административно-правовой институт — комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Существуют следующие институты административного права:

принципов государственного управления;

административно-правового статуса граждан (физических лиц);

административно-правового статуса органов исполнительной власти;

государственной и муниципальной службы;

административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

административно — правовых режимов;

форм государственного управления;

методов государственного управления;

административной ответственности;

административного процесса;

обеспечения законности в государственном управлении;

административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

административно-правовых основ управления в сфере экономики;

административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды и способы реализации.

Административно-правовые нормы — общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Особенности административно-правовых норм:

являются разновидностью юридических норм;

объектом регулирования выступают общественные отношения – управленческие;

средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;

устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;

содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);

имеют представительно-обязывающий характер;

обеспечиваются мерами государственного принуждения;

преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка.

Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

1. По предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений; процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

2. По функциям права: регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные.

3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения; диспозитивные – выбор варианта поведения.

4. По содержанию предписания: управомочивающие; обязывающие; запрещающие.

5. По действию в пространстве: федеральные; региональные (окружные); субъектов РФ; муниципальные; локальные.

7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

Формы реализации административно-правовых норм:

Исполнение — форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение — форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

Использование — форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

Применение — особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Источники административного права. Систематизация административного законодательства.

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Виды источников административного права:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

2. Конституция РФ.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) .

4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации.

5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации.

Систематизация – это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.

Цель систематизации – упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом, определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы.

Порядок опубликования и вступления в силу актов административного законодательства.

Официальное опубликование нормативно-правового акта является заключительной стадией правотворческой процедуры.

Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются».

Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) — Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Официальньм опубликованием считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят 12 августа 1995 г.) нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие административно-правовых норм в пространстве определяет территорию их распространения. Действие норм права, издаваемых государством, возможность их реализации на всей его территории — признак государственного суверенитета.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В некоторых случаях действие административно-правовых норм может выходить за рамки государственной границы РФ. В соответствии со ст. 9 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный гражданин, в частности:

выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

финансирует, планирует террористические акты.

При этом Закон не ставит обязательным условием, что данная деятельность должна совершаться только на российской территории.

Действие административно-правовых норм по кругу лиц определяет тот круг субъектов, который обязан руководствоваться предписаниями этих норм и распространяется на всех граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридические лица, органы исполнительной власти, государственных служащих, находящихся на территории РФ. Действие Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих ассоциаций (союзов). В свою очередь, статус религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Действие административно-правовых норм во времени позволяет определить порядок вступления нормы в силу, т.е. тот момент, начиная с которого сформулированное в норме правило поведения становится общеобязательным, период действия административно-правовой нормы, условие применения нормы к конкретному общественному отношению.

Административно-правовые отношения: понятие, структура, виды.

Административно-правовые отношения — урегулированные административно-правовой нормой управленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

Особенности административно-правовых отношений:

это властные отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отношений;

для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;

возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;

могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие второй стороны необязательно;

споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;

при нарушении сторона отношений несет ответственность перед государством.

Среди элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений, объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица, государственные органы, государственные служащие, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.

Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира, продукты духовного творчества, личные неимущественные блага, поведение участников правоотношений, результаты поведения участников правоотношений.

Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников административно-правовых отношений.

Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

По порождаемым последствиям существуют правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты.

Граждане Российской Федерации как субъекты административного права.

Административно-правовой статус граждан РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

Основные права граждан РФ:

1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);

2. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ);

3. Право на неприкосновенность жилища. (ст. 25 Конституции РФ);

4. Право на неприкосновенность частной жизни. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ);

5. Право на передвижение. (ст. 27 Конституции РФ);

6. Право участвовать в управлении государством, избирать и быть избранным. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ);

7. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ).

Граждане РФ должны выполнять обязанности — защищать Отечество, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

Гражданство РФ приобретается:

по рождению;

в результате приема в гражданство РФ;

в результате восстановления в гражданстве РФ;

по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если они:

проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно;

обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

имеют законный источник средств к существованию;

владеют русским языком.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Россией, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения указанных условий.

Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ:

имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Обращения граждан: понятие, виды.

Обращение граждан являются одной из прямой форм демократии, предусмотренных Конституцией, являются формой непосредственного участия граждан в принятии решений. Законы распространяют свое действие на обращение физических и юридических лиц, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке конституционного судопроизводства. Под обращением понимают индивидуальное или коллективное заявление, предложение или жалобу, которые изложены в письменной, электронной и устной форме.

Виды обращений: Предложения – рекомендация по улучшению деятельности органов и организаций, совершенствованию правового регулирования государственной и общественной жизни. Заявление – ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и законных интересов заявителя, которое не связанно с их нарушением, или сообщение о нарушении законодательства и недостатков в работе государственных органов. Жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и законных интересов заявителя, нарушенных действиями или бездействием должностных лиц государственных органов, граждан.

Должностные лица, работники государственных органов и организаций не имеют право разглашать сведения, ставшие им известными из обращения граждан или при работе с обращениями. Не являются разглашением сведений, если подобное происходит по требованию органов дознания, предварительного следствия или суда. Не допускается ущемление прав, свобод и законных интересов граждан, их представителей и членов семей в связи с направленными ими обращений в государственные организации.

Заявители имеют право:

Подавать обращения и излагать свои доводы должностным лицам.

Знакомиться с материалами, которые непосредственно относятся к рассмотрению обращения (за исключением информации, охраняемой законом).

Представлять дополнительные документы или сведения, обращаться с просьбой о предоставлении подобных документов (если это не противоречит условию защиты охраняемой законом информации).

Отозвать свое обращение до его рассмотрения по существу.

Получать ответы на обращение в сроки, установленные законом.

Обжаловать в установленном порядке ответы на обращение или отказы рассмотреть обращение по существу.

Обязанности заявителей:

Соблюдать требования законодательства.

Вежливо и корректно относиться к работникам органов и организаций.

Своевременно информировать органы и организации, рассматривающие обращение, об изменении своего места жительства и пребывания.

Обязанности органов и организаций, рассматривающих обращение:

Обеспечивать внимательное, ответственное отношение к заявителю.

Принимать меры для полного, своевременного рассмотрения обращений.

Принимать законные и обоснованные решения. Информировать заявителей о принятых решениях (в установленные законом сроки).

Принимать меры по восстановлению прав, свобод и законных интересов граждан.

Обеспечивать контроль за исполнение принятых решений.

Решать вопросы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав граждан.

Разъяснять заявителю порядок обжалования ответов и отказов на обращение.

Административное и судебное обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (общая административная и судебная жалобы).

Жалобы граждан следует поделить на два типа:

административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;

судебные, рассматриваемые судами.

Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, бездействие работников любых органов, расцениваемые как неправильные.

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы самого гражданина, других лиц.

Гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, органу прокуратуры, депутату представительных органов, уполномоченному по правам человека. Обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.

Ограничения для лиц, использующих право на общую административную жалобу.

1. Должна быть изложена на русском, языке.

2. Письменное обращение должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества, содержать, помимо изложения существа жалобы, данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав. Оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

В числе специальных — жалобы:

а) на действия и бездействие таможенных органов; б) на акты налоговых органов; в) на постановления по делам об административных правонарушениях.

Специальные жалобы имеют такие особенности, как:

наличие в федеральных законах специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;

специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т. п.), прямо названные в законе;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст