АПлатонов Возвращение

«Чувствовать радость возвращения всем сердцем…»

Урок-исследование по рассказу А.Платонова «Возвращение», 11 класс

Эпиграф к уроку:

«Война — это особая обнаженная любовь к добру и особая ненависть к злу…» Ю.Бондарев

Цели и задачи:

в ходе анализа-исследования текста определить идейное содержание,проблематику рассказа как одного из лучших произведений о Великой Отечественной войне;

подвести учащихся к пониманию особенностей художественного мастерства и художественной манеры А.Платонова;

подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва о рассказе, вызвать в ребятах чувство сопереживания и сопричастности изображаемому.

Домашнее задание к уроку:

Прочитать рассказ А.П.Платонова «Возвращение».

Выписать в тетрадь наиболее характерные детали в описании героев(одежда, черты лица, запах, особенности поведения, действия и т.д.),проследить их «движение» в рассказе.

Объяснить смысл заглавия.

Вступительное слово учителя.

Двадцать первый век… Время наше — время великих свершений, время исповедей и покаяния. Многих, меня в том числе, страшат нравственные тупики, в которые были загнаны многие и многие силою социальных обстоятельств.

В такое время непереоценимой остается роль литературы.

Как вы думаете, ребята, какие проблемы считались и остаютсянаиважнейшими в лучших произведениях русской литературы? Проблема нравственного выбора, проблема памяти.

Нравственный выбор, человеческая память — две грани человечности, качества, которое наиболее четко проверялось в годы войны.

Человек не может жить только настоящим, только одним мгновением. Он стремится в будущее и бережно хранит воспоминания о минувшем. Каждый человек — частица своего народа, и потому есть у нас общая народная память. Наш урок проходит накануне 9 мая, дня, ставшего Святым Днем Победы.

Более шестидесяти лет прошло с тех пор.

«Войны случаются там и тогда, где и когда люди забывают о войне»… Сегодня, в канун Дня Памяти, подумаем о том, какою ценою была добыта Победа, перечитаем проникновенные строки о войне, прикоснемся к святому.

Рассказ А.П.Платонова «Возвращение», написанный в 1946 году, заслуженно считается одним из шедевров малого жанра о войне, о жизни тыла, о тяжких бедах и не бросающихся в глаза подвигах женщин и детей, любимых героев удивительного писателя.

Опережающее задание. Слово заранее подготовленного учащегося

о писателе.

А.П.Платонов — писатель и человек — ровесник XX века (родился в 1899г., умер 1951г.). Все самые неуютные, страшные и в то же время бесстрашные годы России прошли у него на глазах, он прожил и пережил их. Во всем, что написал этот удивительный писатель, — реальная судьба страны, нашего народа, самого Платонова. Один из героев его рассказа «Старый механик» говорит фразу, которая затем определит и сущность творчества Платонова, и проблематику его произведений, и его место в литературе, в истории нашей культуры: «Народ там есть, а меня там нет… А без меня народ неполный» А.П.Платонов прошел через целую школу профессий — был рабочим и инженером-мелиоратором, водил вместе с отцом паровоз, в годы войны был военным корреспондентом. Но всегда в нем проступала его главная натура — натура писателя.

Мастеровой человек по природе своей, он стал одним из выдающихся мастеров нашей прозы.

Учитель. Наш урок — урок соприкосновения и сопричастности к мастерству великого писателя XX века, к его видению и пониманию сущности самой страшной войны минувшего столетия.

Беседа на выявление восприятия и определения темы и героя рассказа.

Учитель. Для начала скажите, какие чувства вызвал в вас рассказ? Что вы пережили, читая его?

Война измучила людей: «Иванов … прослужил всю войну…», «усталосердце у солдата» тысячи верст исходили его ноги за эти годы, морщиныусталости лежали на его лице, и глаза резала боль под закрытыми веками — они хотели теперь отдыха в сумраке или во тьме…»

В годы войны рано взрослеют дети: «Отец не сразу узнал своегоребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста …»Люба о детях: «… дети одни и одни… Видишь, какие выросли. Сами всёумеют делать, как взрослые стали…».

Смущает маленькое «как», ведь Петруше всего 12-й год!

Прочитав рассказ, мы впервые задумались над тем, что — война-это не только фронт, но и тыл, война всей тяжестью легла на плечи женщин и детей.

Учитель. Как в рассказе Платонова показано тяжелое влияние войны на жизнь семьи, на судьбы детей?

Особенностью художественного мира Платонова является изображение детей-сирот. Петруша и Настя не сироты в полном смысле слова, но годы разрушений и бедствий они рано взрослеют и вынуждены жить по законам не детской, а взрослой жизни. Петруша является главным действующим лицом в рассказе и главным в семье Иванова: он заменил отца-фронтовика, он глава, он заботился о семье, он считает себя вправе управлять всеми и всем в доме:

Матери: «Давай мне, мать, хлебные карточки…», «Поворачивайся, мать, поворачивайся живее!»

Сестре: «Настенька, опорожни кружку, мне посуда нужна!»

Отцу: «Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие».

Даже огню в печи, горящему неровно, Петруша выговаривает: «Чего горишь по-лохматому, ишь, во все стороны ёрзаешь! Гори ровно. Гей под самую еду, даром, что ль, деревья в лесу росли».

Сюжет рассказа

Учитель. При домашнем чтении рассказа вы должны были задуматься над вопросом об особенностях сюжета «Возвращения».

Сюжет рассказа несложен, и если следовать внешней логике развития событий, то создается впечатление, что в произведении речь ведется о нескольких днях пути-возвращения солдата домой и встрече его с женой и детьми.

На самом деле глубинная канва рассказа гораздо сложнее, ведь в рассказепрослеживаются годы войны и в жизни солдата, и в жизни его жены,вынужденной сутками работать на кирпичном заводе, и в жизни раноставших мудрыми детей.

Так о ком же рассказ? Что имел в виду Платонов, назвав одно из своих лучших произведений не «Семья Иванова» (первоначальный вариант), а «Возвращение»? Ответив на эти вопросы, мы разгадаем загадку художественной манеры Платонова, познакомимся с особенностями его стиля.

Известные платоновские мотивы в рассказе

Учитель. Систему образов и сюжет рассказа организуют известные платоновские мотивы. Тернистый путь страдания героев — излюбленный мотив Платонова — присутствует и доминирует в рассказе «Возвращение». Давайте вчитаемся в текст и обозначим те пути, по которым идут герои А.Платонова.

Иванов прошел дорогу войну — испил отведенную ему чашу страданий военных лет. Люба, его жена, вынуждена работать на прессе, на кирпичном заводе, где не всегда выдерживали мужики, дети 12 и 5 лет сами ведут хозяйство.

Жизнь любимых героев Платонова не просто путь страданий, но изачастую дорога в буквальном смысле слова.

Возвращение Иванова домой — в буквальном смысле дорога — занимаетдолгие 6 дней. Четыре года войны («устало сердце у солдата») и 6 дней пути.Повествование начинается с вокзала, с железной дороги и заканчивается там же: Иванов «сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети». Железная дорога, вокзал, поезд, вагон присутствует едва ли не в каждом произведении писателя.

В рассказе «Возвращение», вскрывшем последствия войны в жизни семьи, это видно особенно четко. Из части… «товарищи поехали с Ивановым на железнодорожную станцию и …оставили одного», «поезд, однако, опоздал на долгие часы», «вокзал был разрушен». «Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона», «поезд, который должен был увести отсюда домой и Машу и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве». Любовь Васильевна, жена Иванова, три дня подряд выходила ко всем поездам, что прибывали с запада, на четвертый день послала на вокзал детей, Петра и Настю, чтобы они встретили отца…», «Это поезд, Петя тихо шел» и др.

Так ключевые слова, проходящие через весь рассказ, усиленные антитезой:

дом-поезд в сером пространстве,- помогают читателю понять и почувствовать авторскую позицию: война разделяет семьи, разъединяет людей, отделяя их друг от друга дорогами, вокзалами, «серым пространством», люди отвыкают друг от друга, забывают семейное тепло, тепло друг друга… Особенно пагубным такое разобщение, по мнению Платонова, является для детей.

Через весь рассказ проходит ещё один излюбленный платоновский мотив-мотив поиска правды, которая должна восстановить естественный порядок жизни.

Война смешала всё в семье Иванова: глава семьи долго отсутствует, он на войне не по своей воле, но он не может вернуться. Затем долго возвращается домой — вернувшись, обнаруживает, что жизнь продолжается, но всё идет не так, как ему хотелось бы, — и как следствие всего этого — солдат борется со своим обожженным сердцем, мучительно решая, как ему жить дальше.

«Своеобразие каждого человека…» Мастерство детали

Учитель. Каждый, кто читал Платонова, не мог не отметить, насколько внимателен писатель к каждому своему слову, как, никого не оправдывая, не защищая и не принимая ничьей стороны, он, в отличие от других писателей изображает каждого своего героя как особую тайну и особое чудо жизни.

Подобной виртуозностью слова Платонов владеет благодаря мастерству детали. Что такое деталь?

Выразительная подробность, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Замечательно о детали сказал Н.В.Гоголь в статье «О малороссийских песнях»: «Часто вместо целого внешнего находится только одна резкая черта, одна часть его. В них нигде нельзя найти подобной фразы: был вечер; но вместо этого говорится то, что бывает вечером…»

Умению находить выразительные детали учимся в младших классах. В старших классах должны осознавать многофункциональную роль детали, важно иметь в виду такую её особенность: она всегда в той или иной степени выражает авторскую позицию, даже у таких писателей, которые стремятся не «присутствовать» в произведении Платонов — в отличие от других писателей — никого не оправдывает, не защищает и не принимает ничьей

стороны.

«Он охватывает весь воссоздаваемый им противоречивый мир прежде всего своим пониманием, и в этом всепроникающем понимании заключается универсальная и мудрая человечность художника»

Начало рассказа.

Многие произведения великих писателей отличаются знаменательным в понимании идеи началом («Евгений Онегин» Пушкина, «Анна Каренина» Толстого, «Обломов» Гончарова). Обратимся к началу рассказа Платонова «Возвращение»:

«Алексей Алексеевич Иванов, гвардии капитан, убывал из армии по демобилизации» обратим внимание: не убыл, а убывал. Перед нами деталь, имеющая глубокий метафорический смысл. С этого глагола, употребленного в официальном значении, имеющего в словаре Ожегова толкование выбыл из состава», начинается, а затем и выстраивается целая цепочка глаголов, которая, начавшись с глагола несовершенного вида, знаменует долгий путь солдата домой, долгий не только в пространственном отношении, но и в смысле повторного обретения дома, мирного образа жизни.

Использование олицетворений

В описании дома Иванова нет подробнейших элементов, нет привычных для многих писателей зарисовок обстановки, изображение предметов быта, сказано лишь, что все «предметы дома по порядку — стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русская кухонная печь… долго жили без него и скучали по нём».

Весьма распространенный прием у Платонова — наделять предметы качествами живого мира — олицетворение — заставляет читателя вновь и вновь задуматься о ненужности подобных явлений в жизни, как война (вещи «жили» без него «в тоске и бедности», «скучали»).

Но не это «узнавание» вещей Ивановым заставляет читателя содрогнуться, а … запах, запах родного дома.

«Он дышал устоявшимся родным запахом дома — тлением дерева, теплом от тела своих детей. Этот запах был таким же, как и прежде, и не изменился без него. Нигде Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам, в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором не было свойства родного дома».

Удивительно малая, показалась бы, подробность, а какую важную роль она играет в постижении идеи писателя.

Две женщины проходят через рассказ, у обеих нелегкие судьбы, каждая из них до дна испила чашу страданий военного лихолетья, но какие разные… по запаху!

Маша, дочь пространщика:

«Волосы Маши «пахли природой», «лесной листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью».

Жена Люба: «забытое и знакомое тепло любимого человека» Как мало слов использовал Платонов и как много сказал! Таким образом, мы видим, какую огромную смысловую нагрузку несет деталь Платонова. Проследим по тексту, как взаимосвязаны и продолжают друг друга слова, связанные с возвращением главного героя, фактическим и духовным, причем особое внимание уделим глаголам, связанным с возвращением в различных значениях этого слова.

Возвращение: метафорическая роль глаголов

«Алексей Иванов … у-б-ы-в-а-л из армии…»

«Маша … в-о-з-в-р-а-щ-а-л-а-сь домой»

«Ему нужно было ехать домой, где его о-ж-и-д-а-л-и жена и двоедетей, которых он не видел 4 года»

«Но в другом городе живет его жена Люба с детьми Настей иПетенькой, и они о-ж-и-д-а-л-и его»

«Здравствуй! Чего ехал так долго! М-ы ж-д-а-л-и – ж-д-а-л-и …»

«Долго они жили здесь без него с-к-у-ч-а-л-и по нем»

«Но что — то мешало Иванову чувствовать радость егов-о-з-в-р-а-щ-е-н-и-я всем сердцем, — вероятно, он отвык слишком от домашней жизни и не мог понять родных людей»

«Я знаю, я всё знаю! — говорил Петрушка. Мать по тебе плакала,тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет»

«Из улицы…бежали вдалеке какие-то двое ребят… Большойподнял … руку… и махал рукою к себе, как будто призывал кого-то, чтобы тот возвратился».

Выстраивается цепочка:

Убывал — возвращалась — ожидали — ожидают — ждали-ждали — радость возвращения — ждала — возвратился

Первое сказуемое, открывающее действие рассказа — глагол несовершенного вида, можно сказать, термин, обозначающий отбытие военнослужащего из действующей армии, медленно, шаг за шагом, следуя за авторской задумкой, приводит нас в финале рассказа к сказуемому — глаголу совершенного вида — возвратился.

Чтение финала рассказа, беседа (Читает учитель или подготовленный ученик)

Прочитаем финальные строки рассказа и ответим на вопросы:

- Когда, наконец, Иванов коснулся жизни обнажившимся сердцем?

-Как вы встретили финал рассказа?

-Поверили ли вы в него?

-Докажите, что в семье Иванова отразилась правда военной и послевоенной жизни народа.

Сделаем выводы.

Итак, рассказ, имевший первоначальное название «Семья Иванова», вышел под названием «Возвращение». Подводя итоги нашего разговора об идейном и художественном своеобразии рассказа, ответим на вопрос, чем для каждого из вас стало «Возвращение»?

Возвращение – это:

- путь солдата домой, к себе самому, к невоенной жизни; — духовное очищение человека;

- обретение надежности существования (дети, жена);——— новые выводы и открытия, жизненные открытия;

- итоги событий, раздумий, переживаний.

Домашнее задание.

Написать сочинение — отзыв о рассказе.

Приведем пример одной из ученических работ.

…Неизгладимое впечатление произвел на меня рассказ А.П.Платонова «Возвращение» (1946), заслуженно считающийся одним из шедевров малого жанра русской прозы о воине. Сюжет «Возвращения» несложен, и если следовать внешней логике развития событий, создается впечатление, что центральным образом рассказа является образ солдата, возвратившегося с войны.

Действительно, Иванов провел на войне долгих 4 года — «устало сердце у солдата». Но слово, которым назван рассказ (первоначальное название — «Семья Иванова»), приобретает в ходе повествования глубинный, метафорический смысл.

Для меня «Возвращение» — это не только путь солдата домой, это и духовное очищение человека от войны как от чего-то страшного, противоестественного и бесчеловечного, это и обретение надежности жизни детьми и женой Иванова, это и итоги событий, раздумий, переживаний для всех участников событий, описанных Платоновым.

Проблематика рассказа широка и многогранна. А Платонов, великий гуманист, создал произведение, исполненное сердечности и доброты, милосердия и человечности. Герои Платонова — простые люди, и каждый из них четко и добросовестно делает своё дело: Иванов защищает свою Родину; жена его, Люба, чтобы выжить и прокормить детей, трудится на кирпичном(!) заводе, работает на прессе, там, где не каждый мужчина выдержит, да ещё и норму выполняет; дети ведут хозяйство…

Характерной особенностью художественного мира Платонова является изображение детей-сирот. Петруша и Настя не сироты в полном смысле слова, но в годы разрушений и бедствий они рано взрослеют и вынуждены жить по законам не детской, а взрослой жизни.

На мой взгляд, «главным» человеком в семействе Иванова и главным действующим лицом в системе образов рассказа является Петрушка, «маленькие карие глаза» которого смотрели на «белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они один непорядок видели и осуждали человечество».

Платонову как художнику свойственна потребность сопереживать своим героям, скорбеть над их судьбами. Он выбирает для своего героя тернистый путь страдания в поисках правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа.

С присущей только ему виртуозностью неожиданного использования несочетающихся, казалось бы, словообразующих глубинных метафор («все вещи в доме ждали солдата», «поезд в сером пространстве»), мастерства детали (организующая сюжет и идею цепочка глаголов со значением возвращения: «убывал — возвращался — возвратился»), Платонов представляет нам трагедию и солдата, который сначала долго воюет, и затем долго возвращается и борется со своимобожженным сердцем, решая, как ему быть дальше; и трагедию ребенка,взрослеющего не по годам, сумевшего урезонить даже отца, усомнившегосяв верности жены.

Вслед за Платоновым мы понимаем: ищет правду Иванов-отец там, где не надо прощать, нужно было только понять…

Сострадание, способность к сопереживанию, честь и совесть — эти качества я считаю важными достоинствами человеческой души. «Закон, живущий в нас, называется совестью», — это изречение древнего философа Канта можно применить и к мировосприятию Иванова.

Именно этот закон, именно честь и достоинство помогли Иванову «прикоснуться к жизни обнажившимся сердцем». Увидев детей, бегущих за поездом, своих родных детей, за которых он воевал и которых он мог оставить сиротами при живом отце, Иванов возвращается с войны в полном смысле слова.

Рассказ Платонова потрясает до глубины души. В небольшом по объёму произведении разворачивается огромная по значимости эпическая картина, отразившая, на мой взгляд, всю глубину трагического влияния воины на судьбу семьи.