АОУ СПО НСО

АОУ СПО НСО «Черепановское педагогическое училище»

Конспект урока русского языка 5-А класс

Дата проведения: 22.02.12

Место проведения: МОУ СОШ № 3 (основное здание)

Тема: Безударные гласные в корне слова

Время проведения: 40 минут

Цель: — совершенствовать навыки учащихся, проверять безударную гласную в корнях слов различными способами, тренировать их осмысление значений проверяемых корней, совершенствовать орфографическую зоркость, умения навыки учащихся.

Оборудование:

Методист: Марсакова Т. Н.

Учитель:

Студент: Красникова В. Д.

Ход урока.

1. Орг. Момент. – Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Виктория Дмитриевна. У нас урок русского языка. Вам понадобится учебник, тетрадь, ручка, ваши знания, желание узнавать новое, и конечно хорошее настроение.

- Если это у вас есть, то вы готовы к уроку.

2. Словарный диктант. – Посмотрите на доску. Что вы видите? (алфавит, каталог, мираж, вокзал, фантастика, наряд, карнавал, костюм, бассейн, телефон, электровоз)

- Верно ребята, это словарные слова. У нас здесь указано лишь начальная и конечная буквы, вы должны назвать мне лексическое значение слова, записать в тетрадь, отметить все орфограммы. Откройте тетради, запишите число, отступите одну строку, и начинайте работать.

3. Изучение нового материала.

А) Наблюдение над языковым материалом: - Давайте прочтём слова, которые у нас на доске, (вода, удивительный, сажать, вязать, беда)

- На какие группы можно их разделить?

- А, что общего в этих словах? (орфограмма)

- А как называется эта орфограмма? (безударная гласная в корне слова)

- Проверяемый или непроверяемый?

- Давайте будем вспоминать, как можно проверить?

- Какие буквы гласных звуков требуют проверки? (о, а, и, е, я)

(на доске появляется схема)

- Ребята это есть орфограмма гласная в корне слова.

Б) – Откроем страницу 141, и посмотрим образец рассуждения проверки безударной гласной в корне слова, (читает 1 ученик)

- Давайте ещё раз вспомним, как мы будем проверять безударную гласную в корне слова?

- А как обозначать, посмотрим на странице 13.

Физминутка:

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп- хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

А потом вприсядку,

И снова по порядку

Побежим мы по дорожке,

Раз, два, три

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три.

4. Закрепление изученного материала.

- В строку, которую мы отступали в начале урока, запишем тему нашего урока «Безударная гласная в корне слова»

1 упражнение: — Мы сейчас с вами будем работать по изученной теме, по фонетической транскрипции запишите слово правильно.

- Выходите к доске, записываете слово графически, по транскрипции. Говорите способ проверки, выделяете орфограмму.

Вывод: — Как же проверить? А каким способом проверяли вы?

2 упражнение:

- Сейчас вы по корням составите несколько однокоренных слов. 1 ряд с корнем ход, второй ряд с корнем мост, и третий ряд с корнем числ.

- Готовность показываем поднятой ручкой.

- отвечаем по очереди, не выкрикиваем.

Вывод: — Как же пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково)

- Как проверяли?

3 упражнение:

- Откроем страницу 13. Упражнение 25

- Прочитаем задание. Прочитаем текст. Я вам хочу немного рассказать о писателе А. Гайдаре.

Будущий писатель родился 22 января 1904 года  в городе Льгове, Курской губернии. Отец Петр Исидорович – сельский учитель, после Октябрьской революции комиссар 35- й дивизии, член партии. Мать Наталья Аркадьевна – учительница, позже фельдшерица, после Октябрьской революции член партии. Гайдар вошел в детскую литературу рассказом о гражданской войне «РВС» (1926). Затем были написаны книги, на которых воспитывалось не одно поколение детей. Это: «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Сказка о военной тайне, о Мальчише — Кибальчише и его твердом слове» (1933), «Военная тайна»(1935), «Голубая чашка» (1936), «Судьба барабанщика» (1939), «Чук и Гек» (1939). Все книги Гайдара учат только хорошему, поэтому и сейчас многие из них входят в школьную программу по литературе. 

- Мы выписываем из текста слова с безударной гласной в корне, проверяем слово. ( По очереди к доске)

- Молодцы, все справились с заданием.

- Давайте ещё раз обратимся к нашей схеме.

5. Итоги урока. – Ребята, какую орфограмму мы сегодня изучили?

- У каждого на парте лежит цветной круг, покажите на нём настроение, с которым вы уйдёте с урока. Если всё получилось, поставьте весёлый смайлик, а если нет, то грустный.

- Всем спасибо, все молодцы. Урок окончен. Досвидания.