АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ И ДЖАЗОВЫЕ СТИЛИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусcтв3 «Младость»

Промышленного района г.о. Самара

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ И ДЖАЗОВЫЕ СТИЛИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Автор:

ПДО – Ларина М.Г.

Самара 2012

Введение.

Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Эта роль определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста — с другой.

Само искусство является наиболее действенным средством эстетического воспитания, а художественные учебные заведения – тем необходимым дополнением к общему образованию, которое способствует гармоническому развитию личности.

Музыку называют зеркалом человеческой души. Она эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становиться инструментом эмоционального познания и дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве, — наиболее восприимчивым из всех возрастов.

Учебный процесс детской музыкальной школы должен быть организован так, чтобы он содействовал развитию у учащихся любви к музыке и расширению их общемузыкального кругозора.

1.Ансамбль – вид совместного музицирования.

Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.

А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек за исключением глухих от рождения, в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогических процессов в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами – музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих».

Педагогу нужно постоянно стремиться вложить свою частицу в направлении на путь истинный, пробудить в них понимание того, насколько прекраснее и богаче становиться жизнь, когда любишь музыку.

К каждому ребенку надо находить свой отдельный подход. С каждым нужно обходиться на свой собственный лад.

Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой интересной игре – играть на рояле (фортепиано).

Вот такой интересной и увлекательной возможностью является игра в ансамбле и знакомство со специфическим джазовым языком в классе общего фортепиано.

Предмет общего фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в ДШИ. В настоящее время заметно возрос интерес к коллективным формам музицирования в целом: оркестровое, хоровое, ансамблевое. Совместное музицирование у ребят вызывает неподдельный интерес. Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случаи и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Радио, телевидение, кино, звукозапись постоянно воздействует на слуховое развитие детей. С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, естественно и легко воспринимают ее и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающей среды.

Поэтому в начале занятия музыкой ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле ученик – учитель. Материалом для ансамбля могут служить уже накопленные сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, радио – и телепередачам.

Даже играя одну ноту, ребенок знакомится с названием клавиш, с диапазоном фортепиано; осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения. Попутно у детей развивается и звуковое воображение: начинающие легко имитируют звуки башенных часов, призывы кукушки, эффекты эха.

Прежде всего, ученику надо показать на фортепиано до первой октавы, ми первой октавы и научить естественным движениям и собраний рукой равномерно извлекать этот звук 2-ым или 3-им пальцем.

Примером могут служить «Веселые путешественники» Старокадомского. В этой песенке ученик должен уже играть знакомую ми первой октавы, но на слабой доле.

Педагог может приводить много других интересных примеров, используя сборники: Н.Соколовой «Ребенок за роялем», Милич «Ребенок за роялем», Б.А.Поливода, В.Е.Сластененко, «Школа игры на фортепиано 110 новых пьес», Учебное пособие для ДМШ «Азбука игры на фортепиано»(для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ); И.Королькова «Крохе – музыканту».

Естественно, что данные примеры, как и все последующие, играются учеником без изучения нотной грамоты. После того как дети начнут играть по нотам, партия ученика постоянно усложняется. Вот что писал Г. Нейгауз по поводу этого метода работы: «С самого первого занятия ученик

вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом, работа, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано».

Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля.

Когда ученикам играющим в ансамбле интересно общаться друг с другом, то занятия проходят более результативно. Благоприятный морально – психологический климат в ансамбле – залог успешной работы. Лучше начинать занятия с доступных произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются легко, а все внимание направляется на художественные цели. Очень интересны в этом плане джазовые упражнения и менуэты Оскара Питерсона.

Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результата своей работы. Лучше разучить несколько не трудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем «мусолить» одну сложную, так и не добравшись до творческой ее интерпретации.

Следует часть урока посвящать чтению с листа несложных произведений. Часто старший ученик, пришедший на урок, аккомпанирует младшему, читая свою партию с листа.

Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Для этого важно определить «дирижера» данного ансамбля, обычно это ученик , исполняющий партию II, который кивком головы должен показать вступление, паузы, замедления , окончания произведения.

Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.

В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо.

Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Ансамблист в таких случаях «уходит» от партнера, опережая его или отставая. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается. Поэтому учеников нужно приучать не только слушать не только себя, но и партнера в ансамбле.

Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: умение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Синхронность является первым техническим требованием игры. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку.

Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Особо важное преобретает динамика в сфере фразировки. По – разному поставленные логические акценты кардинально меняют смысл музыкального произведения.

Признавая существенную роль динамики в исполнительском искусстве, не следует забывать и о других средствах выразительности, аналогичное увеличению громкости, уплотнение фактуры производит появлению новых регистров и тембров. Своеобразный ритмический рисунок или характерный штрих может выделить какой — либо голос из общего звучания не меньше, чем динамика.

Выбор того или иного штриха всецело зависит от музыкального содержания и его толкования исполнителями. Работа над штрихами эта уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачных форм ее выражения.

Импровизация – это качество, присущее природе человека. Она лежит в основе человеческого общения, то есть в разговорной речи, в языке движений, красок, звуков, и потому более свойственна человеку, чем деятельность по заранее отработанной программе. Присущее детям непосредственное восприятие окружающего мира, их неуемная фантазия – благодатная почва для развития природной способности к импровизации.

Элементы импровизации должны присутствовать на занятиях с самого первого урока практически в любом виде деятельности (в работе над ритмом, интонированием, исполнением и т.д.).

Простота и доступность занятий импровизацией удивительно благотворно и всеобъемлюще помогает в работе с начинающими: облегчает постановку рук (ученики не связанны с конкретным нотным материалом), позволяет развивать с первых уроков их мелодические и ритмические способности, раскрепощает учеников в овладении инструментом, развивает навыки интонирования, сольфеджирования, секвенцирования, способствует развитию внутреннего гармонического слуха, дает полезные навыки рефлекторного владения инструментом.

В своих рекомендациях Т. И. Смирнова пишет: «Мы уверены, что в дальнейшем навыки музыкальной импровизации помогут детям в развитии творческих способностей, индивидуальных возможностей, навыков общения с людьми».

Выделяя импровизацию в отдельный вид занятий, можно предложить ряд упражнений и рекомендаций, способствующих развитию импровизационных наклонностей в сфере эстрадной и джазовой музыке, что разнообразит подбор песен по слуху, исполнения джазовой музыки.

Джаз – вид полуимпровизационного музыкального искусства, явившейся результатом трехсотлетнего синтеза американской, элементов западноафриканской и европейской музыкальных культур. В основу джаза положена европейская гармония, западноафриканский ритм и евроафриканская мелодика.

Характерным элементом исполнительской техники джаза является swing (свинг), в переводе с английского – качание, балансирование.

Состояние это достигается триольностью.

В результате несовмещения акцентов мелодической и ритмической линий создается эффект «балансирования».

Джаз — это ощущение жизни, дающее каждому возможность преобразовывать свои мысли в звуки благодаря импровизационной природе этого удивительного явления.

Учитывая возрастающий интерес к джазовой музыке в ДМШ, можно предложить ученикам изучить лучшее из образцов джаза. С помощью несложных пьес и ансамблей ученики могут приобщиться к специфическому джазовому языку, с его разнообразной и непростой ритмикой и гармонией и, конечно, активному звукоизвлечению, свойственному джазовому пианизму.

Ритм занимает центральное место среди элементов джаза, и ему следует уделять особое внимание. В момент исполнения импровизации «пульс» будет находиться в левой руке (бас, аккорды). В правой руке могут быть использованы различные длительности.

Заключение.

Ансамблевое музицирование удовлетворяет важную потребность подростков – потребность общаться, встречаться со сверстниками.

Хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником.

Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА:

1.А.Д. Алексеев. Методика обучения игры на фортепиано.

2.Джаз для детей. (для фортепиано), младшие классы ДМШ. Учебно-методическое издание. Выпуск 4. Составитель С.А, Барсукова.

3. В.В. Крюкова. Музыкальная педагогика. «Феникс» Ростов-на-Дону -2002 год.

4. Б. Милич. Воспитание ученика-пианиста.

5. Т. И. Смирнова. ALLEGRO. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации.

6. Т. Б. Юдовина- Гальперина. За роялем без слез, или я детский педагог.

7. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры.

8. И. Гофман. Фортепианная игра. Вопросы-ответы.