Анализ работы школы за 2012-2013 учебный год

ПРИНЯТ «Утверждаю»

на заседании педагогического Директор Ялгинской школы

совета школы №1 _________ Н.А. Юркин

«31» августа 2013 года

АНАЛИЗ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯЛГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Саранск 2013

Анализ работы

педагогического коллектива МОУ «Ялгинская школа»

за 2012-2013 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ялгинская школа» в 2012-2013 учебном году осуществляло образовательную деятельность в соответствии с Конституцией РФ и РМ, действующим законодательством РМ и РФ, Законом «Об образовании» РФ и РМ, Типовым Положением «Об образовательном учреждении», локальными актами. Права участников образовательного процесса регламентировались Уставом ОУ.

Опираясь на новую стратегию модернизации российского образования, в текущем году Ялгинская СОШ выбрала генеральную линию в работе всего педагогического коллектива– обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. В связи с этим педагогическим коллективом школы была выбрана стратегическая цель педагогической работы – целенаправленное управление процессом развития личности.

В 2012-2013 учебном году задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, были направлены на

Дифференциацию и индивидуализацию обучения и воспитания.

Углубление содержания образовательной подготовки по отдельным учебным предметам и образовательным областям знаний.

Довузовскую профильную профессиональную подготовку учащихся.

Реализацию программы «Здоровье».

Реализацию программы «Одарённые дети».

Научно-методическое обеспечение педагогического процесса.

Овладение новыми педагогическими технологиями (в частности технологиями развивающего обучения и информационными технологиями).

8. Совершенствование работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;

Реализуя вышеперечисленные направления, педагогический коллектив Ялгинской школы в 2012-2013 учебном году продолжил работу по научно-методической проблеме «Управление качеством образования как основа учебно-воспитательной работы».

На основании выдвинутых задач

был разработан план работы школы на 2012-2013 учебный год, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий стандартам образования, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы;

создана структура методической службы: все МО имели четкие планы работы, вытекающие из общешкольного плана;

продолжена работа мониторинга в основе ВШК – одно из условий эффективности работы школы;

проводилась работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;

проводилась работа по улучшению материально-технической базы кабинетов;

работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.

Диагностика особенностей ученического и педагогического коллектива была продолжена по направлениям:

- динамика роста профессиональной компетентности педагогов;

- динамика познавательной активности учащихся.

Анализ учебного процесса

     В школе 17 классов-комплектов. 15 классов занимались в первую смену. Учебный план школы предусматривал выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования и развития ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.

Учебный план школы был составлен на основании базисного учебного плана и сохранял в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого.

Учебный план МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 учебный год разработан в соответствии со следующими документами:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.).

— Рекомендации к составлению учебного плана на 2012-2013 учебный год общеобразовательных учреждений Республики Мордовия, инструктивно-методические материалы МО РМ.

Учащиеся начальной школы работали по программам:

1-ые классы- УМК «Школа России». Внеурочная деятельность в количестве 10 часов на каждый класс включена в основную образовательную программу школы. Максимальная нагрузка учащихся 1-ых классов — 26 час в неделю.

2-ые классы – УМК «Планета знаний». Внеурочная деятельность в количестве 10 часов на каждый класс включена в основную образовательную программу школы. Максимальная нагрузка учащихся 2-ых классов — 26 час в неделю

3-и классы классов — УМК «Школа России».

4а класса – по УМК «Планета знаний».

4б класс – по УМК «Школа России».

Максимальная нагрузка учащихся 3-4-ых классов — 26 часов в неделю.

     На первой ступени обучения основной акцент делался на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение обучающимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотности, на воспитание культуры речи и общения. Региональный и школьный компоненты использованы на учебный курс «История православной культуры» в 4 классах, учебный курс «Мордовский язык» в 2-4 классах, на проектную деятельность в 2-3 классах.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность организована по направлениям развития личности (духовно – нравственное, спортивно – оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное) через ведение регулярных внеурочных занятий (кружков), экскурсий, олимпиады, соревнования, организацию отдыха в каникулярный период, в том числе оздоровительных лагерей на базе школы.

При отборе содержания и видов деятельности детей учитывались интересы и потребности самих детей, пожелание родителей, опыт внеурочной деятельности педагогов и материально – техническая база школы.

Внеурочная деятельность основана на оптимизации внутренних ресурсов школы. В ее реализации принимали участие все педагогические работники школы (учителя, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель и другие). Координирующую роль выполнял классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействовал с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организовывал в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организовывал систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организовывал социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Художественно-эстетическое направление было нацелено на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. Введены кружки «Декоративно – прикладное искусство» — по 1 часу в каждом классе, «Шумовой оркестр» — по1 часу в каждом классе, «Музыкальный калейдоскоп» — по 1 часу в каждом классе, «Веселый этикет» — по 1 часу в каждом классе.

Спортивно-оздоровительноенаправление предполагало всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья. Введены кружки «Детские подвижные игры» — по 1 часу в каждом классе, «Спортивные танцы» — по 1 часу в каждом классе.

Гражданско – патриотическое направление помогало выявлять и закреплять в детях такие качества, как преданность своему народу, Родине, уверенность в себе, мужество, взаимовыручка, товарищество, воспитание патриотизма, учит чтить память предков. С целью ознакомления учащихся с основными нормами поведения в обществе введен кружок «Тропинка к своему «Я».

Научно-познавательное направление способствовало обогащению запаса обучающихся научными понятиями и законами, формировало мировоззрение, функциональную грамотность. Введены кружки «Почемучки» -по 1 часу в каждом классе, «Экологический» — по 1 часу в каждом классе.

Общественно – полезное направление способствовало воспитанию бережного отношения к окружающей среде, выработке чувства ответственности и уверенности в своих силах, формированию навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности. Введен кружок «КТД» — по 1 часу в каждом классе.

Проектная деятельность формирует такие ценности, как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов.

Она реализована через все направления внеурочной деятельности: познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки.

     Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний срок освоение общеобразовательных программ основного общего образования и рассчитан на 34 учебные недели в год. Полностью реализует государственный образовательный стандарт, обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, гарантирует овладение обучающимися необходимым минимумом знаний, умений, навыков, которые позволят детям продолжить образование на следующей ступени. Часы регионального компонента распределены на изучение русского языка в 7 классах — в целях языкового развития, на изучение математики в 9 классе — в целях развития математического мышления и подготовки к ГИА. Для привития интереса к изучению английского языка, совершенствования грамматических навыков введен курс по выбору в 6- классах «Ду Дид Дан». Курс по выбору в 5-ых , 6 классах «Занимательная физика» (0,5 ч.) нацелен на освоение учащимися первоначальных знаний о различных физических явлениях, методах научного познания природы и формирование на этой основе первоначальных представлений о физической картине мира.

На изучение курса по выбору «История и культура мордовского края» в 5-9 классах выделялось по 0,5 часа в вариативной части. Этот курс содержит материалы, позволяющие понять, как нужно изучать историю малой родины, каковы особенности материальной и духовной культуры мордовского края. В 7 классе введен учебный курс «История православной культуры» (1ч.), направленный на изучение материалов, касающихся становления и развития христианства, роли православия и Русской православной церкви в истории и процессе формирования культуры Земли Русской и мордовского края. В 8 классе изучался курс по выбору « Основы исламской культуры» (0,5 ч.), содержащий материалы о становлении и развитии ислама, раскрывающий его роль в мировой и российской истории и особенности его развития на территории мордовского края.

Краеведческое содержание отражено в курсах по выбору в 6 классе: «Растительный и животный мир Мордовии» (1.), направленных на повышение интереса учащихся к изучению растительного мира Земли, расширение кругозора по биологии; «Землеведение» (1 ч.) — для приобщения учащихся к краеведческой, поисково-исследовательской деятельности, воспитания любви к малой родине, бережного отношения к природе и курс по выбору в 7 классе « Практические исследования на местности природы родного края» (1ч) в целях осуществления практической деятельности учащихся в природе, формирования бережного отношения к природе, обучения навыкам наблюдения, исследования и сравнения.

Для формирования навыков здорового образа жизни введен курс по выбору «Валеология» в 5-6 классах

Учебный план IX класса предусматривает проведение предпрофильной подготовки обучающихся,  цель которой заключается в создании условий для выпускников 9 классов в определении выбора профиля обучения в 10 классе. Для обеспечения профессиональной ориентации девятиклассников,  удовлетворения познавательных интересов обучающихся вводены элективные курсы по выбору «Психология человека и выбор профессии» (для девочек) и для мальчиков «Механизация сельского хозяйства». Они способствовали профессиональному самоопределению учащихся, формировали психологическую готовность к выбору профессии.

В 8, 9-ых классах введен курс по выбору «Искусство чертежа» для изучения правил построения и оформления чертежей, обучения работать чертежными инструментами, выполнять изображения от руки.

     Учебный план для 10-11 классов состоит из

- инвариантной части федерального компонента (обязательные общеобразовательные учебные предметы);

- вариативной части федерального компонента

- регионального и школьного компонента.

Задачи средней (полной) школы:

Обеспечить усвоение теоретических основ наук на уровне требований государственного стандарта.

Сформировать базовый уровень экономической грамотности, необходимый для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.

Сформировать умения учащихся осуществлять осознанный выбор жизненных планов и профессиональных намерений.

Сформировать добросовестное и ответственное отношение к труду, готовность к осознанному выбору профессии, устойчивые навыки и привычки дисциплинарного поведения.

Обеспечить развитие коммуникативных умений на уровне решения нестандартных коммуникативных ситуаций.

Особенности образования на III ступени обучения

В 10 классе предметы «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык» ведутся по традиционной программе. Из регионального компонента и компонента образовательного учреждения базисного плана с целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку вводится курс по выбору из расчета 1 ч., который делится на модули:

«Сочинение-рассуждение по тексту», «Языковые и грамматические нормы»,«Синтаксис сложного предложения» .

Предметы «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», «Информатика» изучались всеми учащимися по традиционным программам и учебникам в соответствии со стандартом. На курс «Алгебра» добавлен 1 час для более полного изучения программного материала. С целью подготовки к ЕГЭ по математике введен курс по выбору в вариативной части базисного плана из расчета 1 ч.

На предметы «Общая биология», «Химия» добавлено по 1 часу для более полного изучения программного материала.

С целью подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию вводятся курсы по выбору из расчета 0,5 часа на каждый предмет.

По биологии введен курс по выбору «Биология растений» ( 1 ч.), который направлен на расширение и систематизацию знаний учащихся, рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов, формирует навыки самостоятельной работы с научной литературой. Он делится на модули:

«Растительная клетка»,

«Ткани и вегетативные органы растений»,

«Водоросли»,

«Высшие споровые растения»,

«Семенные растения».

Курс по выбору «Решение биологических задач» направлен на расширение знаний по генетике, экологии, строению клетки.

По химии введен 1 курс по выбору: «Химия в задачах» в целях подготовки к олимпиадам по химии, научно-практическим конференциям, конкурсам научных работ и проектов, подготовки к ЕГЭ.

На предмет «Физика» добавлен 1 час для более полного изучения программного материала по учебнику Г.А.Мякишева, Б.Б. Буховцева. Кроме этого, по физике введен курс по выбору « Методы решения задач повышенной сложности» , направленный на совершенствование, расширение и углубление полученных в основном курсе знаний и умений решения задач, формирование профессиональных намерений для выбора профессий, связанных с физикой и техникой, подготовку к ЕГЭ. Его модули:

« Кинематика и динамика»,

« Законы сохранения в механике»,

« Основы МКТ и законы термодинамики»,

« Законы постоянного тока».

     Обязательные общеобразовательные учебные предметы (учебные предметы федерального компонента) направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся и представляют функционально полный, но минимальный набор учебных предметов.

      В учебном плане школы соблюдены нормативы максимальной аудиторной нагрузки обучающихся. Учебный план за год выполнен, учебные программы пройдены.

Режим работы школы

Количество классов-комплектов:

всего – 17

1 ступень – 8 классов (1а,1б,2а,2б,3а,3б,4а,4б)

II ступень – 7 классов (5а,5б, 6а,7а, 7б, 8, 9)

III ступень – 2 класса (10, 11 )

Модель режима обучения:

шестидневная учебная неделя

Занятия проходят в первую смену.

Начало учебных занятий: – 8.30 ч.

Продолжительность уроков: – 45 мин

Расписание звонков

1 урок – 8.30- 9.15

2 урок – 9.25- 10.10

3 урок – 10.30- 11.15

4 урок – 11.35-12.20

5 урок — 12.30- 13.15

урок – 13.25 – 14.10

3. Сведения о школе

На начало года:

На конец года:

Всего учащихся

343

341

1-4 кл.-

167

165

5-9 кл.-

141

141

10-11 кл.-

35

35

Поступило учащихся в течение учебного года- 6 человек

Выбыло в течение учебного года- 8 человек

Движение за 2012-2013 учебный год

Класс

Количество учащихся

Прибыло, откуда

Выбыло, куда

На начало года

На конец года

25

26

Кирдяшкина Кристина, 2005 г.р. из Б-Игнатовского района

нет

15

16

Фатулаев Рустам,

Николаевская школа

нет

21

21

Левина Ел.,

МОУ №33

Гасымов Э. во 2б

18

19

Гасымов Э. из 2а

нет

21

19

Кардонова Мария в Теньгушевский район

Митрошин И.

в МОУ №16

20

18

Путкин Данил из МОУ №37

Буланкина Н.в Ичалковский район

Куренков Е. – в МОУ «Гимназия №23»

Путкин Данил в МОУ №37

23

24

Стенина Ольга из Николаевской шк.

нет

21

22

Силкина из

МОУ №1

нет

Всего по

I ступени

164

165

6

5



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст