Анализ работы МО Учителя старших классов

Анализ МО учителей старших классов

2010-2011 учебный год

В состав методического объединения учителей старших классов входит 10 педагогов, из них девять учителей с высшим педагогическим образованием, со средним – специальным — 1 педагог. Звание «Отличник народного просвещения РФ» присвоено учителю домашнего обучения. С высшей категорией один учитель, первую квалификационную категорию имеют 5 учителей, вторую — 1, не имеют категории три педагога.

Основными задачами методического объединения в 2010-2011 учебном году были следующие:

1.Организация работы педагогического коллектива над методической темой школы: «Формирование образовательного пространства учреждения, способствующего реализации индивидуальных, коррекционных, здоровьесберегающих маршрутов обучающихся».

2. Оказание помощи педагогам в совершенствовании обучения и воспитания школьников, через освоение и использование в образовательном процессе современных методик, форм, методов, видов, средств и новых технологий.

3.Развитие мотивации педагогов на личностно – профессиональное развитие.

4. Систематическое отслеживание работы по накоплению и обобщению педагогического опыта через систему проведения открытых уроков, предметных недель, взаимопосещения уроков, участия в педагогических мероприятиях школы;

5. Повышение уровня качества знаний по предметам.

Работа над единой методической темой направлена на реализацию целей и задач, поставленных педагогическим коллективом.

      В текущем году было поведено пять плановых заседания. В ходе заседаний изучались нормативно — правовые документы, касающиеся организации обучения и воспитания учащихся старших классов. На протяжении учебного года велась активная работа по накоплению и обобщению актуального педагогического опыта. На семинарах, педагогических советах обобщался передовой опыт учителей по вопросам: организация деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время; освоение современных технологий обучения; эффективность формирования у учащихся общеучебных умений и навыков. Все это способствовало профессиональному росту педагогов и положительно повлияло на результативность обучения учащихся.

      Одним из направлений работы МО является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров в рамках курсовой переподготовки.       Методическим объединением организован мониторинг качества образования: разработаны тесты для проведения контрольных срезов, выполнение практической и теоретической частей программ, посещение уроков, участие в методических мероприятиях. Благодаря условиям, созданным в образовательном учреждении для профессионального роста учителей в повышении квалификационных категорий, в 2010-2011 учебном году высшую квалификационную категорию получил один учитель, двое учителей повысили квалификационную категорию со второй на первую.      Имеется опыт проведения предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, само реализовать себя. Для этого используются разнообразные формы работы с учащимися: олимпиады; творческие конкурсы: предметных газет, поделок, моделей, ребусов и кроссвордов; игры — КВНы, «Поле чудес»; турниры и т. п. Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое число участников. Победителям различных творческих конкурсов, олимпиад, выставок вручены грамоты и призы. Многие учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт творческую атмосферу. Учащиеся показали знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметной недели вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов.

     Особое внимание в работе методического объединения уделяется совершенствованию форм и методов организации урока. Основными направлениями посещений уроков были:

 - владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;

- владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся;

 - использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами;

 - работа над формированием навыка самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время;

- формирование обще учебных и специальных умений и навыков;

- здоровьесберегающие технологии на уроке.

      Уроки с элементами игры и занимательности, уроки-экскурсии используют педагоги в своей практической деятельности.    Из анализа посещенных уроков у учителей прослеживается следующие тенденции в работе: — учителя производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на каждого ученика, с учетом их индивидуальных особенностей; — домашние задания носят дифференцированный характер с учетом индивидуальных особенностей учащихся; — учителя используют ТСО, наглядные средства обучения.

     В рамках работы методического объединения и проведения методической недели было дано 3 открытых урока, которые посетило более 50% педагогического коллектива. Все уроки проводились в соответствии с выбранными методическими темами и показали владение учителями современными методиками и технологиями обучения. На уроках прослеживались методы и приёмы, связанные так же и с темами самообразования учителей.

   В этом учебном году все кабинеты пополнились новым дидактическим материалом, литературой, методическими пособиями, наглядными пособиями, оборудованием и техническими средствами, продолжает формироваться банк данных CD, DVD, аудио- и видеокассет по некоторым предметам (география, биология, история), что качественно влияет на проведение уроков. 

          В более тесном контакте последние годы осуществляются консультативные встречи педагогов с узкими специалистами, на которых обсуждаются индивидуальные особенности каждого из учащихся, методы и приемы работы с ними. С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов, включения их в творческий поиск, прошли заседания методического объединения по темам:

Роль учебного кабинета в процессе обучения и воспитания учащихся.

Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках

Использование альтернативных методов оценивания учащихся на уроках.

Использование образовательных технологий для повышения активности школьников в учебном процессе.

Типичной чертой заседаний МО является актуальность обсуждаемых вопросов, тщательная подготовка, практическая направленность, желание проанализировать и откорректировать свою деятельность с целью устранения причин негативно влияющих на конечный результат.

Так, учитель математики Пермикина Г.В. поделилась опытом работы по использованию альтернативных методов оценивания учащихся на уроках. С целью развития интереса к предмету математики, повышения познавательной активности и познавательных способностей школьников, учитель использует тесты для 5 – 9 классов. На уроках географии педагогом Местюниной С.И. используются программированные задания как альтернативный метод оценивания умений школьников. Метод программированных заданий осуществляет дифференцированный подход к учащимся и создает условия для самостоятельной работы школьников. Такой нетрадиционный подход в обучении не требует большой затраты времени на подготовку, проведение и проверку, он доступен учителям разных дисциплин.

Поделились опытом работы педагоги индивидуального обучения Ларионова М.С. по теме «Формирование коммуникативных умений у учащихся на уроках», Костромина С.Г. по теме «Повышение учебной мотивации школьников». Педагоги рассказали о комплексе психолого – педагогических мероприятий, которые они применяют в режиме обучения на дому, получая при этом следующие положительные результаты:

формируется положительная мотивация обучения;

формируются такие качества как: желание общаться, умение вести беседу и строить грамматически правильную речь.

повышается уровень воспитанности;

повышается уровень родительской компетентности в воспитании ребенка.

О роли учебного кабинета в процессе обучения и воспитания, о том, как расширяются возможности для усиления мотивации обучения, формируются прочные навыки и умения учеников, осуществляется нравственное воспитание школьников поделилась Медведева В.Н.      Полноценное учебно-дидактическое и материальное содержание кабинета оказывает положительное воздействие на организацию учебных занятий и внеклассных мероприятий, результативность обученности учащихся

Положительным является то, что каждый педагог старается поделиться теоретическими и практическими новинками с коллегами, которые используют полученный материал для организации работы на уроке.

Для выявления уровня развития школьников и оказания им необходимой своевременной дифференцированной помощи, каждым педагогом – предметником разработан педагогический мониторинг обученности. На основании результатов мониторинга учителя по четвертям составляют аналитические справки по предмету и определяют индивидуальные маршруты коррекционной работы с каждым учеником.

Активное участие в течение учебного года приняли педагоги в пополнении и обогащении методической копилки, включающей:

конспекты открытых уроков;

сообщения на педагогических советах;

сообщения на МО;

памятки с физкультминутками;

педагогические технологии;

единый логопедический режим;

семинары-практикумы;

единый орфографический режим и т.п.

Каждый учитель школы имеет возможность пользоваться разработками и материалом, который находится в школьной библиотеке.

Представленная деятельность участников МО по изучению, формированию и распространению прогрессивного педагогического опыта по проблемам обновления форм, методов, педагогических технологий и всего комплекса психолого-педагогических мероприятий обучения и воспитания свидетельствуют о наличии эффективной системы повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов. В связи с этим возросло качество обучения.

.

По итогам методической работы за 2010– 2011 учебный год можно сделать выводы:

1. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям. В этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы. Методическая работа представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс, сочеталась с курсовой переподготовкой.

2. Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса.

 3. Методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя и классного руководителя, выявить затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового опыта.

     Цели и задачи на 2011– 2012 учебный год:

1. Создавать необходимые условия для обеспечения разработки инноваций, реализации образовательной программы школы. 2. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями. 3.Осуществлять преемственность в обучении учащихся педагогами старшего и начального звена.

4.Продолжать работу по обобщению и распространению прогрессивного педагогического опыта работы педагогов.

5.Организовать профессиональное становление молодых специалистов.

2011 год РМО / Медведева В.Н./