Анализ работы литературно-краеведческого кружка По малой родине моей

Анализ работы литературно — краеведческого

кружка «По малой Родине моей»

Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Литературное краеведение может стать действительным помощником по воспитанию у учащихся любви к Родине, чувства красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения ближе, ибо они познаются через знакомое и близкое; приобщает к технике литературоведческих разысканий, к работе с разнообразными источниками; способствуют выработке активной жизненной позиции учащихся, нацеливает их на общественно полезную работу, прежде всего по охране и пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района.

Занятия краеведческого кружка дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников. Участие в конкурсах, конференциях обеспечивает выполнение учащимися элементов работы в рамках данных мероприятий. Организация краеведческой исследовательской деятельности школьников в личностно-ориентированной модели имеет некоторые особенности:

- цель исследовательской деятельности: развитие своеобразия личности, механизмов рефлексии, познавательных стратегий, обогащения личностного опыта;

- способ приобщения: вовлечение через внутренние познавательные мотивы, устойчивый интерес к краеведческой образовательной области, личное участие в системе научных чтений, общение со сверстниками-исследователями;

- основные средства: стартовое обучение основам исследовательской деятельности с постоянной коррекцией; совместный поиск педагога и ученика по развитию индивидуальной стратегии; диалог учителя и ученика, учет познавательных предпочтений;

- особенности этапов учебного исследования: вариативность исследовательской деятельности; учет личностных особенностей ученика; корректировка темы исследования в процессе деятельности; попытка ученика самостоятельно определить гипотезу, задачи и методы исследования, согласовывая их с научным руководителем; уточнение плана по ходу исследования в зависимости от промежуточных результатов; эксперимент (обогащение жизненного опыта ученика в процессе отбора краеведческого материала), множество проб и ошибок в реализации эксперимента;

- особенности организации обратной связи: обратная связь организуется в процессе исследования, особенно важны личные открытия и озарения, что приводит к осознанию личностной и исследовательской компетенции;

- результаты исследовательской деятельности: результаты фиксируются как внутренние и качественные достижения личности, а потом как способы социального признания (на школьных краеведческих конференциях, на городских и областных мероприятиях);

- использование опыта, приобретенного в ходе исследовательской работы: возможность продолжить исследовательскую деятельность, закрепить успех, выйти на новый уровень личностного развития.

В ходе работы ученики представляли свои творческие возможности на следующих мероприятиях:

районный конкурс чтецов лирических и прозаических жанров «Живое слово»:

Шкурко Юлия (10 «А» кл.) – чтение фрагмента прозаического произведения донского писателя-краеведа В.Моложавенко «По Тихому Дону» — 1 место;

Бойченко Владлена (8 «А» кл.) — чтение фрагмента прозаического произведения донского писателя-краеведа В.Моложавенко «Смоленщина» — 1 место.

участие в городском мероприятии, посвященном жизни и творчеству В.Моложавенко, на котором обучающиеся читали прозаические отрывки из произведений донского краеведа:

Ефремова Марина – фрагмент «на поле Куликовом»;

Шкурко Юлия (10 «А» кл.) – чтение фрагмент «По Тихому Дону»;

Бойченко Владлена (8 «А» кл.) — чтение фрагмент «Смоленщина».

участие в 23 краеведческой конференции:

Калашникова Ангелина на районном туре представила исследовательский проект «…казачка! Что может быть красивее…», заняв 1 место. По результатам городского тура работе присвоено 2-е место.

Участники кружка принимали активное участие в классных мероприятиях, выступали на обшешкольных, показывая свои творческие способности. Нужно отметить, что члены кружка уже подготовили исследовательские проекты на 24-ю краеведческую конференцию в номинации литературное краеведение.

В перспективе эти обучающиеся формируют вокруг себя ученическое сообщество, которое может находить нужную информацию, обрабатывать её, делать выводы, представлять в сжатом виде. Такое сообщество детей и взрослых несет в себе большой воспитательный потенциал. Ребята получают опыт самоуправления развития коммуникативных способностей, приложения своих творческих возможностей в сфере искусства, литературы и истории.