Анализ пофориентационной работы в 7-11 классах

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОБЩЕГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ в 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ

Целью профориентационной работы школьного психолога является оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, а также выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

В связи с этим целями были поставлены следующие задачи:

изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся:

осуществление мониторинга готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся;

проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

осуществление психологических консультаций с учётом возрастных особенностей учащихся;

способствование формированию у школьников адекватной самооценки.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников также как и в прошлом учебном году были выделены следующие этапы профориентационной работы:

7-8 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”).

Методы работы:

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова (7класс);

Анкета оптанта (7 класс);

Тренинг «Осознание выбора профессий» (7класс);

Методика «Карта интересов» (8 класс);

Тест Дж.Холланда на определение профессиональной направленности личности (8 класс);

Составление «Профориентационной карты» учащегося (8 класс);

Групповое консультирование.

9 классы: психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений, изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся, профориентационные тренинги и игры, семинары психологических основ выбора профессии, групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.

Методы работы:

Анкета оптанта;

Методика «Карта интересов»;

Тест Дж.Холланда на определение профессиональной направленности личности;

Характерологический опросник Леонгарда (подростковый вариант);

Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой)

Тест лидерских способностей;

Методики изучения особенностей нервной системы;

Методика «Якоря карьеры»;

Тест расположенности к определенной профессии;

Профориентационные игры: «Ассоциация», «План моего будущего», «Собеседование с работодателем», «Творческие успехи», «Знаешь ли ты свою будущую профессию?», «Особенности карьеры», «Лучший мотив», «Если бы …, я стал бы…», «5 шагов», «Кто есть кто?», «Цепочка профессий»;

Семинары: «Рейтинг профессий», «Новые профессии нашего времени», «Резюме»;

Индивидуальное консультирование.

10 класс: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств.

Методы работы:

Тест лидерских способностей;

Методики изучения особенностей нервной системы;

Методика «Якоря карьеры»;

Тесты по выявлению предрасположенности к определенной профессии;

Тренинг «Интервью при приеме на работу».

Результаты профориентационной работы

7 класс (участники – 17 чел.)

1)Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий. Опросник дал следующие данные о профессиональных предпочтениях семиклассников на данный момент:

29,5% учащихся будет комфортно при выборе профессии, связанной с общением и обслуживанием людей;

29,5% учащихся склоны к профессиям типа «Человек – Природа», т.е. профессиям, связанным с лесным хозяйством, животноводством, растениеводством и т.д.;

23,5 % учащихся склоны к техническим профессиям;

6 % семиклассников рекомендуется выбирать творческие профессии;

У 11,5 % учащихся предпочтение того или иного типа профессии еще не имеет определенного значения, на данный момент они склоны к 2 типам профессий: «Человек – Природа» и «Человек – Человек», «Человек – Природа» и «Человек – Художественный образ»;

Нет ни одного школьника, выбирающего профессии, связанные с цифрами, числовыми значениями, кодами, символами, текстами.

2) С учениками 7 класса также было проведено групповое консультирование о результатах психодиагностики профессиональных предпочтений и даны рекомендации, какие необходимы склонности и способности для того или иного типа профессий, а также какие профессионально важные качества необходимо развивать в себе, чтобы быть успешным в профессии, выбранного типа.

3) По результатам Анкеты оптанта, которая направлена на получение рекомендаций при выборе профессии есть следующие данные:

Наличие профессионального плана присутствует из 17 испытуемых только у 87,6% учащихся 7 а класса;

Степень сформированности профессионального плана (сформированным профплан можно считать тогда, когда выбрана профессия):

- план сформирован у 53% оптантов, данные старшеклассники выбрали конкретную профессию, продумали пути ее получения и у них имеется уверенность в правильности выбора;

- план не сформирован у 47% оптантов, данные старшеклассники не выбрали конкретную профессию или не выбрали профессию вообще;

Осознанность выбора профессии (осознанным выбор можно считать в том случае, если он построен с учетом интересов и предшествующего опыта личности, когда указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии):

- выбор осознан у 4 оптантов;

- выбор не осознан у 13 оптантов.

4) С учащимися 7 класса был проведен тренинг «Осознание выбора профессий». Во время занятия были разобраны некоторые виды профессий по составляющим и выяснено отношение школьников к той или иной профессии.

8 класс (участники: 22 чел.)

1) Определение профессиональной направленности личности восьмиклассников было выявлено с помощью Теста Дж.Холланда. Данный тест позволяет определить направленность личности учащихся по 6 типам (шкалам): реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный. Таким образом, были получены следующие результаты:

Реалистический — 4,5% учащихся;

Интеллектуальный — 4,5% учащихся;

Социальный — 13,5% учащихся;

Конвенциальный — 0% учащихся;

Предприимчивый — 64% учащихся;

Артистичный — 13,5% учащихся.

4,5 % учащимся с реалистичным типом личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности. Данным учащимся рекомендуется выбирать примерно следующие профессии : механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.

13,5% учащихся склоны к артистичному типу. Данный тип направленности личности отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна оригинальность. Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.

Социальный тип представили также 13,5% учащихся. Такой тип ставит перед собой цели и задачи, которые позволяют ему установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремится поучать, воспитывать. Гуманны. Способен приспособиться практически к любым условиям. Старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться. Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.

Конвенциональный тип, который отдает предпочтение четко структурированной деятельности, не свойственен ни одному учащемуся.

Предприимчивый же тип направленности личности является характерным для 64% учащихся. Человек с таким типом избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминирование, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли, в которых может удовлетворять свои потребности в доминировании и признании. Активен, предприимчив. Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель и др.

И 4,5% школьников направлены на интеллектуальный тип, который ориентирован на умственный труд. Такой человек аналитичен, рационален, независим, оригинален. У него преобладают теоретические и, в некоторой степени, эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном и т. д.

Таким образом, большинству учащихся свойственен предприимчивый тип направленности личности. Все типы были разъяснены учащимся. Также школьники были ознакомлены со своими индивидуальными результатами.

2) Методика «Карта интересов» предназначена для профориентации школьников и студентов младших курсов. Она позволяет выявить структуру интересов личности. Данная структура, по мнению авторов методики, имеет 17 шкал, отражающих интересы социума: география, физика, биология, техника, политика, мораль, экономика, философия, психология, литература, легкая музыка, классическая музыка, мода, хореография, искусство (кино), путешествие, спорт.

«Карта интересов» также имеет несколько диапазонов:

Очень низкий интерес;

Низкий интерес;

Средний интерес;

Выше среднего интерес;

Высокий интерес.

13,5% восьмиклассников имеют устойчивый очень низкий интерес ко всем отражениям общества, представленных в методике. 50% школьников имеют к ним же низкий интерес, а средний интерес имеют оставшиеся 36,5% учеников. Интереса выше среднего уровня и высокий интерес не показал ни один ученик. Таким образом, можно говорить о низком интересе большинства учащихся 8 класса ко всем сторонам жизни окружающего социума. Данная тенденция несет негативный характер для личностного развития учащихся.

Если говорить о предпочтениях учениками отельных шкал, то: 3,5% — география, 27% — техника, 22,7% — экономика, 3,5% — психология, 3,5% — литература, 18% — легкая музыка, 7% — мода, 7% — хореография, 7% — спорт. Такие данные получились в результате одинаковых значений по 2 и более категориям у отдельных учеников. В результате можно говорить о том, что восьмиклассников не интересуют такие категории. Как физика, биология, политика, мораль, философия, классическая музыка, искусство, путешествия. Но и выбранные категории скорее носят низкий интерес со стороны учеников, чем средний или высокий.

3) С 8 классом было проведено групповое консультирование о результатах, полученных в ходе выявления интересов к категориям общества. С ними были обсуждены необходимые профессионально важные качества в профессиях того или иного типа.

4) Заключением профориентационной работы в 8 классе стало составление Профориентационной карты на каждого ученика, которая включает в себя данные по ДДО, полученных по ним в прошлом учебном году, данные по профессиональной направленности личности учащихся, график карты интересов, а также интерпретации по каждому из представленных исследований.

9 классы (данные по профориентационной работе с 9 классами будут представлены в отчете элективного курса «Профессия и карьера» в конце учебного года)

10 класс (участники – 17 чел.)

1) Тест лидерских способностей позволяет оценить способность человека быть лидером. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер, отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий. Они считают, что проявлением лидерства могут служить следующие проявления:

• Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.

• Настойчив, умеет разумно рисковать.

• Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

• Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.

• Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.

• Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.

• Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.

• Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.

• Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

• Надежен, держит слово, на него можно положиться.

• Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.

• Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

• Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.

• Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.

• Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.

• Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

В данном исследовании приняло участие 7 учеников 10 класса. Было получено:

У 28,5% учащихся сильно выражены лидерские способности;

У 43% — лидерство выражено средними значениями;

28,5% школьников имеют слабо выраженные лидерские способности.

2) Методики изучения особенностей нервной системы позволили с помощью лекции и практического занятия объяснить старшеклассникам, как особенности нервной системы влияют на выбор той или иной профессии. Так сильный тип нервной системы способен выдерживать очень сильные раздражители, работоспособен, а слабый тип нервной системы – чувствительный, восприимчивый, плохо переносит большие нагрузки, сверхсильные раздражители. Уравновешенный тип – человека трудно вывести из себя, а неуравновешенный тип – эмоционально нестабильный, легко выходит из себя. Подвижный тип – быстро переключается с одного события на другое, инертный тип – испытывает трудности в быстром переключении с одного вида деятельности на другой. В результате были определены у отдельных учеников слабость нервной системы, неуравновешенность и инертность нервной системы. С данными учениками были проведены индивидуальные консультации.

3) Методика «Якоря карьеры» позволила объяснить учащимся 10 класса следующие ценностные ориентации в карьере: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность работы, стабильность места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. После проведения тестирования, старшеклассникам была описана сущность всех ценностных ориентацией в карьере.

Профессиональная компетентность

Быть профессионалом, мастером в своем деле.

Менеджмент

Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.

Автономия (независимость)

Главное в работе – это свобода и независимость.

Стабильность работы

Стабильная, надежная работа на длительное время.

Стабильность места жительства

Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок).

Служение

Воплощать в работе свои идеалы и ценности.

Вызов

Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи.

Интеграция стилей жизни

Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой.

Предпринимательство

Создавать новые организации, товары, услуги.

4) Тесты по выявлению предрасположенности к определенной профессии помогли узнать школьникам их возможности при выборе таких профессий, как юрист, менеджер, логистик. Так, например, тест по менеджменту показал, что отличными менеджерами могут быть 6% десятиклассников, при определенных усилиях со стороны собственных возможностей менеджерами могли бы стать 53% учеников, а 41% школьников не рекомендуется выбирать данный тип профессии.

5) Заключительной часть профориентационной работы в 10 классе стал двухчасовой тренинг «Интервью при приеме на работу». Цель тренинга заключалась в показе участникам техник эффективного собеседования при приеме на работу, познании участниками своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими и развитии навыков самопрезентации.

Психолог школы ______________________________/Гулина А.В./