Анализ методической работы ШМО естественно-гуманитарного цикла за 2012-2013 уч год

Анализ работы ШМО естественно-гуманитарного цикла за 2012-2013 учебный год

подготовлен Т. А. Удиловой – председателем ШМО

ШМО естественно-гуманитарного цикла состоит из 5 человек, преподающих такие предметы как история, обществознание, география, биология и химия. В целом за год было проведено пять заседаний (07.09; 14.11;10.01;21.03; 31.05)

Работа МО велась согласно утверждённому плану на первом заседании, на котором были утверждены индивидуальные методические темы, общая цель и задачи на текущий учебный год.

Общая методическая цель ШМО:

Освоение и внедрение ТРКМЧП в образовательный процесс для повышения мотивации к обучению и создания условий для самообразования обучающихся в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Индивидуальные темы по самообразованию созвучны с общей методической темой. Исходя из поставленной цели, педагогам ШМО необходимо было заниматься освоением технологии критического мышления, что и наблюдалось в течение учебного года. Трое педагогов (Рац С. И., Головей Л. М. и Удилова Т. А.) имеют разработанную индивидуальную программу по самообразованию и работают по её реализации.

Все педагоги прошли курсовую подготовку необходимую для плодотворного внедрения образовательных стандартов II поколения, а также трое (Рац С. И., Головей Л. М. и Удилова Т. А.) – прошли дистанционные тематические тренинги INTEL: «Метод проектов», «Методы сотрудничества в классе XXI века», «Методы оценивания в классе XXI века», «Модель «1 ученик – 1 компьютер»: мотивация учащихся».

Работа, выполненная каждым педагогом в рамках самообразования, отражена в таблице ниже.

ФИО

Тема по самообразованию

Проведённая работа

Удилова Т.А.

Использование ТРКМЧП на уроках биологии и истории как средство развития мыслящей личности обучающегося

1. Изучение литературы по выбранной методической теме

2. Подбор методических материалов для семинарских занятий по темам:

- «Изменение структуры урока в рамках применения ТРКМЧП и методические приемы ТРКМЧП на стадии вызова»

- «Методические приемы ТРКМЧП на стадиях осмысления и рефлексии. Рекомендации по разработке урока и педагогического события с применением данной технологии»

3. Участие в работе педмастерской «Разработка урока в технологии развития критического мышления» на сайте http://cerm.ru/ (Автономная некоммерческая организация «Центр развития молодёжи» г. Екатеринбург)

Кутькова И.Н.

Здоровьесберегающий потенциал ТРКМЧП на уроках биологии

1. Изучение литературы по выбранной методической теме

2. Изучение и обсуждение методических материалов семинарских занятий по темам:

- «Изменение структуры урока в рамках применения ТРКМЧП и методические приемы ТРКМЧП на стадии вызова»

- «Методические приемы ТРКМЧП на стадиях осмысления и рефлексии. Рекомендации по разработке урока и педагогического события с применением данной технологии»

Капанина Т.В.

Использование ТРКМЧП на уроках географии как условие для развития мышления и навыков смыслового чтения

Головей Л. М.

Формирование коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания в условиях применения ТРКМЧП

Рац С.И.

Развитие самостоятельности и формирование исследовательской культуры на уроках химии в условиях применения ТРКМЧП

Сравнительный анализ успеваемости и качества обучения показал, что средний показатель абсолютной успеваемости в нашем ШМО находится на уровне 99,9 %, а средний показатель качественной успеваемости составляет 77,4 % что на 7,7 % выше прошлого учебного года. И тот и другой показатель выше таковых средних по школе. В рамках ШМО самое высокое качество обучения даёт Кутькова И.Н. (87 %), также выше среднего показателя качественной успеваемости работает Удилова Т. А. на уроках истории (81 %), биологии (78%), Капанина Т. В. – 78%, Головей Л. М. на уроках обществознания (81%). Самый низкий показатель качественного обучения имеет Головей Л. М. на уроках истории – 70 % и Рац С. И. – 66 %.

По сравнению с прошлогодними результатами показатель качественной успеваемости улучшился в целом по ШМО, но немного снизился у Кутьковой И.Н. (-8,3%).

С показателем 100 % абсолютной успеваемости работают Кутькова И. Н., Капанина Т. В. и Головей Л. М.

К показателям результативности учебной деятельности педагогов мы также отнесли и качество подготовки участников олимпиадного движения.

ФИО педагога

Предмет

Количество участников

Количество призеров

Количество победителей

% качества

Удилова Т. А.

Биология

46

24

5

63%

Кутькова И. Н.

Биология

16

8

1

56%

Головей Л. М.

История

8

4

3

88%

Общество

13

2

3

38%

Рац С. И.

Химия

10

2

2

40%

Капанина Т. В.

География

11

4

1

45%

По итогам организации участия обучающихся в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников следует отметить следующее:

Общее количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников составило 104 человека (-27 чел.), из них 15 победителей (-11 чел) и 44 призёра (-5 чел).

Самое массовое участие из числа возможных участников было организовано учителями биологии Кутьковой И. Н. и Удиловой Т. А (16 + 46 чел = 62) (+5 чел)

Качество выполнения олимпиадных работ в среднем составило 55%, что на 2 % ниже прошлого года

Наилучшее качество выполнения олимпиадных работ показали учащиеся по истории в 9 – 11 кл (учитель Головей Л. М.). Выше среднего показатель качества у Удиловой Т.А. и Кутьковой И.Н. Низкое качество участия показали участники, подготовленные Рац С. И.(-43%), Капаниной Т.В. и самое низкое качество по обществознанию (учитель Л.М. Головей) (-46%)

В скобках показано (+/- %, чел. по сравнению с прошлым годом)

Результаты муниципального этапа ВОШ

ФИО педагога

Предмет

Количество участников

Количество призеров

Количество победителей

% качества

Удилова Т. А.

Биология

14

1

1

14 %

Головей Л. М.

История

5

0

0

0 %

Общество

4

0

0

0 %

Рац С. И.

Химия

4

0

1

25 %

Капанина Т. В.

География

3

0

0

0 %

Сравнительный анализ результатов школьного и муниципального этапов олимпиадного движения выявил недостаточную подготовку победителей и призеров школьного этапа для участия на муниципальном этапе. По сравнению с прошлым годом значительно снизилось количество победителей и призеров с 11 до 3 человек. Снижение процента качества выполнения олимпиадных работ наблюдается у детей подготовленных всеми педагогами нашего МО.

Согласно установленному проходному баллу для участия на региональном этапе ВОШ возможность принять участие в данном этапе получили из 3, только 1 человек, это участник ВОШ по химии – Герасименко Дарья. Следует отметить, что Герасименко Дарье удалось улучшить свой прошлогодний результат на региональном этапе – с 8 места она вышла на 5, и в этом не малая заслуга С. И. Рац.

Говоря о результатах внеклассной работы, следует отметить, что в этом учебном году у нас не была проведена предметная декада, но значительно улучшилась организация участия обучающихся во внешних проектах и конкурсах и качество индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Индивидуальная работа с обучающимися велась разносторонне, и в ее организации приняли участие практически почти все педагоги нашего МО, кроме Кутьковой И.Н.

Анализ результатов за прошлый год позволил выявить группу обучающихся с одарённостью в области естествознания, которые индивидуально активно принимали участие в конкурсах, турнирах, олимпиадах, конференциях по предмету. Участие дети принимали как в уже ставших традиционных конкурсах, так и в новых. В большинстве случаев наблюдаются высокие результаты:

Уже во второй раз наше ОУ принимает участие в региональной дистанционной олимпиаде по биологии «Дистант+», организованой  Центром  дистанционных технологий в образовании «Дистант+» и Омским государственным университетом  им. Ф.М. Достоевского. Лицо нашей школы  в данном мероприятии представляли пять обучающихся 9 – 10 кл, но в этом году они все лишь только участники.

В заочном этапе  межрегионального XIV турнира им. М. В. Ломоносова приняли участие обучающиеся по химии и обществознанию, подготовленные С. И. Рац и Л. М. Головей. По химии нам не улыбнулась удача – все только участники, а по обществознанию – два лауреата.

В международном природоведческом интерактивном конкурсе по естествознанию «Колосок осенний» принимали участие обучающиеся 7, 8, 9 и 10 кл подготовленные Т. А. Удиловой и Т. В. Капаниной. По итогам конкурса большинство участников стали лауреатами хотя бы в одной номинации. Трое участников являются лауреатами «Золотого колоска» из них абсолютным победителем в параллели 9 классов стала Блинова Анна. Лауреатами в номинации «Чудеса природы» (биология) стали 10 человек из 13 (77 %), в номинации «Чудесные вещества» (химия) – 7 из 13 (54 %).

Участие в международной интеллектуальной игре по естествознанию «Гелиантус», организаторами которой выступали те же педагоги – Удилова Т. А. и Капанина Т. В. также как и в прошлом году не дало высоких результатов. Все принимавших участие в выполнении конкурсных заданий получили только статус «участника».

В третий раз наше ОУ приняло участие во Всероссийском конкурсе по естествознанию «Человек и природа» и второй год подряд результаты радуют: Блинова Анна становится федеральным победителем в своей параллели.

Второй год наши дети принимают участие во Всероссийских заочных предметных олимпиадах. И нынче участников этой олимпиады подготовила С. И. Рац.

Новыми конкурсами в этом году являются всероссийские дистанционные интеллектуальные конкурсы для школьников как «Эрудит России», «Альбус», «Олимпус» и викторина «Поиграем в города». Участников этих конкурсов подготовили Т. А. Удилова и Т. В. Капанина. В последних двух пока по итогам наши дети только участники. А вот «Эрудит России» принёс отличные результаты. Этот конкурс проходит дважды в год, в первом полугодии диплом I степени заработала Блинова Анна по биологии, во втором полугодии она же, но диплом II степени и Садыхова Альбина стала лауреатом. В «Альбусе» по 2 лауреата по истории и по биологии подготовлены Т. А. Удиловой.

Такая активность и результативность участия наших детей в различных конкурсах свидетельствует о повышенном интересе к предметам естественно-гуманитарного цикла.

И последний вопрос, на котором стоит остановиться это успешное прохождение нашими детьми 9 и 11 классов государственной итоговой аттестации, так как они в большом количестве выбирают предметы нашего цикла для сдачи экзаменов.

Общее число выбравших предметы: обществознание, история, биология, химия, географии в 9 классах – 63 человека, в 11 классах – 21 человек. Наиболее массово выбирают дети обществознание и биологию – почти 50% от числа обучающихся в параллели 9 класса и 33 % в 11 классе. Подготовка по всем предметам ведется на протяжении всего года: разбираются готовые ответы на билеты, проводятся тренировочные и диагностические работы, организуется индивидуальная подготовка с помощью дистанционных технологий. И эта работа дает свои «плоды». По итогам ЕГЭ лучший средний балл показали дети по химии (75), наименьший средний балл по обществознанию (62,9). Среди предметов нашего ШМО наивысший балл в районе показала Садыхова Альбина по биологии — 78. В формате ГИА в 9 классах сдавали экзамены по биологии и обществознанию. Выше среднегодового качества знаний по предмету показали результаты по биологии (+9,5 %), а по обществознанию, наоборот, на 4 % ниже среднегодового. Такая же картина наблюдается и по результатам сдачи экзаменов по географии и химии в традиционной форме. Только с минусом результат по географии (-28%), а с плюсом по химии (+17%). Выше среднего качества по району на ГИА показали результаты по биологии (+9,2%) и по обществознанию (+5,3 %), а также на этом экзамене только обучающиеся нашей школы получили три «5». Выше среднего балла по району на ЕГЭ показали результаты по биологии (+15,7), по химии (+4,2), по обществознанию (+1,8), а по истории сработали с минусом -1,1 балла.

В целом работу ШМО можно считать положительной. В 2013/2014 учебном году следует усилить работу по самообразованию каждому педагогу и выйти на публичную презентацию своего опыта работы по апробации на практике ТРКМЧП. С этой целью планируем реализацию педагогического проекта по теме «Влияние применения ТРКМЧП в образовательном процессе на развитие критического мышления школьников».

А в летний период большинству из нас необходимо на практике разобраться в вопросах разработки образовательных программ по предметам для 5 класса, так как нам предстоит реализация ФГОС второго поколения уже со следующего учебного года.