АЛГОРИТМ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Алгоритм системного анализа учебника по праву

Выходные данные учебника:

Автор(ы) учебника.

Название учебника.

Адресат учебника (класс, уровень образовательной программы, структура правового образования).

Место и год издания.

Гриф органов управления образованием (кем рекомендован (допущен) к использованию в качестве учебника).

Анализ структуры и содержания учебника:

Содержание курса, его соответствие программам школьных курсов права.

Характер курса (элементарный, систематический, интегрированный).

Цели изучения данного правового курса и права в целом в понимании авторов учебника (на основе анализа «Введения» и «Заключения»).

Методологическая основа учебника (подход к интерпретации права, реализуемый авторами).

Структура учебника: принципы деления на разделы, главы, параграфы.

Анализ текста учебника:

Основной текст

Ссылки на страницы учебника, примеры, суждения

Какие виды текста использованы?

*вводный;

*информационный;

*обобщающий;

*заключительный.

Какие приемы изложения использованы?

А) повествование:

*сюжетный рассказ;

*простое информативное сообщение;

*персонификация (как форма сюжетного повествования);

*драматизация (как форма сюжетного повествования);

*интервью;

*воображаемое путешествие.

Б) описание:

*схематичное описание;

*аналитическое описание.

В) характеристика:

*описательная;

*сравнительная;

*обобщающая.

Г) объяснение;

Д) рассуждение.

3. Обладает ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал?

4. Насколько теоретический материал соответствует возрастным познавательным возможностям учеников?

5. Каково соотношение материала по различным отраслям права (конституционного, административного, семейного, уголовного и т.п.)?

6. Какие ценности (мировоззренческие и нравственные) декларируют авторы учебника, отбирая учебный материал, комментируя выдержки из нормативно-правовых актов?

Дополнительный текст

Какие виды текста представлены?

*выдержки из нормативно-правовых актов;

*фрагменты работ юристов;

*фрагменты научно-популярной литературы.

Какие виды таблиц предложены?

иллюстрированные;

сравнительно-обобщающие;

конкретизирующие;

синхронистические.

3. Какую роль, по замыслу авторов, играет в учебнике дополнительный текст (иллюстрирует, подтверждает основной текст; дополняет и конкретизирует основной текст; играет самостоятельную роль; порой противоречит основному тексту; «спорит» с ним.

Пояснительный текст

Какие виды текста использованы?

постраничный словарь;

пояснения в скобках внутри текста;

подписи к иллюстрациям.

2 Какая информация дается в пояснительном тексте к иллюстрациям?

* название изображения;

* вид изображения.

3. Насколько эффективно использован автором (ами) учебника потенциал пояснительного текста?

2.7. Анализ внетекстовых компонентов учебника:

Иллюстративные материалы

Какие виды наглядности представлены?

А) изобразительная наглядность:

* учебные рисунки;

* документальные изображения.

Б) условно-графическая наглядность:

* карты, картосхемы;

*схемы, чертежи;

*графики, диаграммы.

2. Каково соотношение различных видов наглядности в учебнике? Насколько оно соответствует познавательным возможностям учащихся?

3. Каковы принципы отбора иллюстративного материала? Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Достаточно ли иллюстративного материала учебника для освоения содержания курса?

4. Каково, на ваш взгляд, полиграфическое качество иллюстративного материала?

3. Анализ методического аппарата учебника:

Вопросы и задания учебника

Какие виды вопросов и заданий предлагаются, какова их роль в освоении учениками содержания курса?

опережающие;

к фрагментам текста;

после параграфа;

после темы, раздела, курса;

к иллюстрациям;

к документам.

Каков характер вопросов и заданий, их соотношение?

репродуктивные;

продуктивные (на преобразование информации, логические, проблемные, оценочные);

творческие (эссе и т.п.).

Инструктивно-методические материалы

Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью?

опорные схемы главы, параграфа;

планы-схемы для организации самостоятельной работы с учебником;

памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий, работы с различными источниками (нормативно-правовыми актами);

тесты самоконтроля.

Аппарат ориентировки

Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение?

Что в оглавлении помогает ориентировке школьников в структуре и содержании учебной книги?

рубрикация;

тематические символы;

необычные заголовки.

Какие виды выделения текста приняты в учебнике (курсив, жирный шрифт, петит).

Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике?

даты;

понятия;

имена;

глоссарий.

Выводы о соответствии учебника:

- современному уровню развития юридической науки;

- государственному образовательному стандарту по праву;

- возрастным познавательным возможностям и интересам учащихся;

- типу учебного заведения, для которого он предназначен.

Рекомендации по использованию учебника в процессе обучения праву (что следует учитывать при планировании и проведении уроков с использованием данного учебника), возможные направления совершенствования учебника.