АГрибоедов Горе от ума анализ III действия Строение СПП

МОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по литературе в 9 классе

Тема: «Анализ III действия комедии А. Грибоедова «Горе от ума»»

Разработано учителем

русского языка и литературы

Сорокиной а.А.

Тема: Анализ III действие.

Цель: обучение анализу сцены из комедии, определить кульминационный момент конфликтов.

Ход урока.

Слово учителя.

Мы с вами на предыдущем уроке обозначили, что в комедии два конфликта: между Чацким и фамусовским обществом – общественный, между Чацким, Молчалиным и Софьей. Завязка общественного конфликта начинается во 2-м действии – разговор о женитьбе на Софье перерастает в политический спор.

Проверка домашнего задания.

Домашним заданием вашим было: выучить монолог, прочитать III действие. Монолог Чацкого и Фамусова является доказательством завязки общественного конфликта.

Чтение наизусть монологов (если дети не выучили, то выразительное чтение)

Анализ 3-го действия.

- В каком действии завязывается любовный конфликт?

- Продолжает ли он развиваться в третьем действии?

Прочитаем по ролям 1 явление 3-го действия.

- Что хочет узнать Чацкий от Софьи?

- Говорит ли ему об этом Софья открыто?

- удается ли ей обмануть Чацкого?

Вывод: Софья, сама того не замечая, в своем разговоре с Чацким открытым текстом говорит, что ей нравится Молчалин. (с.127, 129)

- Что держит Чацкого в доме Фамусова, ведь общение с людьми, которые здесь живут, ему не по сердцу, тяготит?

- Какое событие должно произойти в доме Фамусовых?

- На балу много гостей. Кто близок Чацкому, и кто не приятен?

- Что узнаем о Платоне Михайловиче?

- Чему удивляется Чацкий в результате общения с ним? (с.138)

Вывод: московские нравы делают людей одинаковыми, живущими по одному «уставу», принципу, стирается индивидуальность.

- Кто разносит сплетню о сумасшествии Чацкого?

- Почему фамусовское общество так быстро поверило сплетни о сумасшествии Чацкого? (он не такой, как все, общество его не приняло, оно отторгает его за ум, за любовь к родине, за его не похожесть на других, изоляция Чацкого от общества, ему нет здесь места, ему не комфортно здесь).

Вывод: Софья – девушка, которую любит Чацкий, участница любовного конфликта, человек, который разглашает сплетню – кульминация конфликтов.

- В чем, по мнению фамусовского общества, причина сумасшествия Чацкого? ( в уме, книгах, с.154).

— Чем Чацкий отличается от фамусовкого общества?

- Чем заканчивается III действие? (монологом Чацкого, он одинок, его никто не слушает, все отворачиваются от него).

IV. Домашнее задание. Прочитать 4 действие, ответить на вопрос: Как разрешаются конфликты в 4 действии.