Звуковой анализ и синтез слов Звук и буква У

государственное образовательное учреждение Тульской области

«Ефремовская начальная общеобразовательная школа»

Конспект подгруппового занятия на тему:

«Звуковой анализ и синтез слов.

Звук и буква У»

Подготовила:

учитель-логопед

Кравченко О.В.

Ефремов 2013

Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза.

Задачи:

- закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки;

- закреплять умение дифференцировать понятия «звук» — «буква»;

- закреплять навык ответа полным предложением;

- развивать навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать логическое мышление, общую и мелкую моторику, дикцию;

- учить соотносить звук [у] с буквой У;

— закреплять названия пальцев рук.

Оборудование: грецкие орехи, сюжетные картинки с написанными чистоговорками, картинки «утка», «гусь», «курица», «индюк», «петух», схемы, фишки, карточка с буквой У, ниточки.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Чтобы быть внимательными, сосредоточенными, мы начнём наше занятие с самомассажа ушных раковин и пальчиковой гимнастики.

Взяли ушки за макушки.

Взяли ушки за макушки, (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (легко потянуть вверх)

Пощипали… (нажимы пальцами с постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали.

Мочки надо пощипать, (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятными движениями разминаем мочки)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка нажимая

И к макушке вновь придём большим и указательным пальцами)

- Возьмите грецкий орех. Выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Орех» (Зажимать грецкий орех между указательным и средним пальцем, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем. То же на другой руке. Названия пальцев учащиеся произносят хором.)

Речевая разминка.

- Посмотрите на доску и вспомним наши чистоговорки. (На доске две сюжетные картинки с написанными чистоговорками)

У репки да редьки

Корень крепкий.

Режет ёжик

Ножом коржик.

- Молодцы!

Закрепление пройденного материала.

- Скажите, что такое звук (звук речи)?

- Что такое буква?

- Как называются звуки, которые я сейчас произнесу? [м], [м’], [с], [с’], [р], [р’].

- Как вы определили, что это согласные звуки?

- Что является преградой при произнесении звука [м]; [с’]; [р]?

- Как называются звуки, которые можно протянуть, при произнесении которых во рту не образуется преград.

- Встанем и вспомним все гласные звуки. А помогут нам в этом звуковички.

IV. Введение в тему занятия.

- Отгадайте загадку:

Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает.

Кря кричит, всё это шутка.

Ну, конечно, это — … (утка)

На доску вывешивается картинка «утка».

- Назовите первый звук в слове «утка».

- Вы догадались, какова тема нашего занятия?

- Звук [у] гласный или согласный?

- Как вы поняли, что звук [у] гласный? (Губы вытягиваются трубочкой, воздух свободно идёт через рот, звук долго тянется. Во рту ничего не мешает, нет препятствий.)

V. Звуковой анализ слов.

- Пододвиньте к себе схему и фишку. Фишка красная. Гласные звуки мы всегда обозначаем красным цветом. Сейчас будем определять местоположение звука [у] в словах: утка, сумка, играю, улица, пуля, уши.

- Составьте звуковую схему слова «утка».

(На доску вывешиваются картинки «гусь», «курица», «индюк», «петух», схемы слов)

- Посмотрите на доску, кто изображен на картинках? Как назовём одним словом? (домашние птицы) Что общего есть в названиях этих птиц? (В названиях всех птиц есть звук [у].

- Подберите для каждого слова свою звуковую схему. (1-2 детей выполняют работу у доски)

VI. Динамическая пауза.

- Ребята, встаньте. Проговаривайте слоги и выполняйте движения, как я. (руки вперед, вверх, в стороны, спрятать за спину и др.)

УП – УБ УК – УГ ЗУ – СУ ТУ – ДУ ЖУ – ШУ ШУ-ЩУ

VII. Звуковой синтез слов.

- Поиграем в игру «Собери слово». Только звук [у] я буду произносить беззвучно. С, у, к, какое слово получилось? М, у, к, а, у, л, о, ф (улов), с, т, у, л.

VIII. Работа с буквой У.

- На письме звук [у] обозначается буквой У.

Вывешиваются карточки с буквой У.

- Посмотрите на доску. На что похожа буква У?

- Назовём каждую букву (печатная заглавная, печатная строчная, прописная заглавная, прописная строчная)

- Выложите из ниточки прописную заглавную букву У; прописную строчную букву У.

IX. Итог занятия. Оценка деятельности учащихся.

- О каком звуке и о какой букве говорили сегодня на занятии?

- Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились, были внимательны и старательны! Выберите тот смайлик, который отражает ваше настроение. Поднимите его вверх и улыбнитесь.

- Наше занятие закончилось. До встречи на следующем занятии!