Звуки с-з Словесное и логическое ударение Восприятие на слух фраз учебного и разговорно

КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15 II вида»

КОНСПЕКТ

открытого индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения по теме:

«Звуки с-з. Словесное и логическое ударение. Восприятие на слух фраз учебного и разговорно-обиходного характера»

Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Каспина Ирина Аркадьевна

Омск – 2013г.

Тема занятия:ФП Звуки с-з. Словесное и логическое ударение.РСВ Восприятие на слух фраз учебного и разговорно-обиходного характера.

Коррекционно-образовательная цель:ФП. Закрепить дифференцированное произношение звуков С-З на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и самостоятельной речи.РСВ. Закрепить умение различать на слух с индивидуальным слуховым аппаратом и на голое ухо речевой материал учебного и разговорно-обиходного характера.

Коррекционно-развивающая цель:ФП. Развить познавательные процессы: произвольное внимание и зрительную память, а также самоконтроль за произношением.РСВ. Развить слуховое внимание и слуховую память, а также умение различать на слух различный речевой материал.

Коррекционно-воспитательная цель:ФП. Воспитать интерес к знаниям, мотивировать на самоконтроль за своим произношением и произношением собеседника.РСВ. Использовать материал занятия для воспитания личностных качеств.

Задачи:- Учить умению дифференцировать звуки С-З на различном речевом материале, выделять голосом ударный слог и логическое ударение.- Учить умению различать на слух речевой материал.- Способствовать воспитанию личностных качеств через содержание занятия.

Оборудование: карточки с речевым материалом на звуки С-З, карточки для работы над словесным и логическим ударением, карточки с фразами учебного и разговорно-обиходного характера, часы, фотографии собак.

Используемая литература: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Москва «Просвещение», 2006г.К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова 2Методика обучения глухих детей произношению» Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.Н.Ф. Слезина «Развитие слухового восприятия и обучения произношению детей с недостатками слуха», Москва «Просвещение»

План занятия

Организационный момент.

Постановка целей и задач перед учеником.

Работа над формированием произношения.

Работа над развитием слухового восприятия по теме «Посуда».

Итог занятия. Самооценка, оценка учителя.

Ход занятия

Учитель: Здравствуй.Ученик: Здравствуйте.Учитель: Как ты слышишь?Ученик: Я слышу хорошо.Учитель: Сегодня мы будем дифференцировать звуки с-з. Будем выделять голосом ударный слог и логическое ударение. Будем различать на слух фразы.- Повтори, что будем делать.I. Формирование произношения.1. Что одинаковое и разное у звуков с-з?

А) Выполни задание: са– за салфетка – задание

со – зо сон – зонт

су – зу судак – зуб

сы – зы сыт – зыбь

си – зи синий – зимний

се – зе серый — зеленый

Б) Со словами «арбуз», «зима» придумай словосочетание, предложение.

В) Отгадай загадки:

Сам алый сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Хоть сама и снег, и лед,

А уходит – слезы льет. (зима)

Г) Послушай вопрос. Скажи ответ.

1.Ты ходишь в магазин?

2. Какие магазины ты знаешь?

3. Что продают в продовольственном магазине?

4. Что продают в хозяйственном магазине?

Д) Расскажи о своей собаке.

II. Развитие слухового восприятия.

Различение фраз:

1. Как называется наша Родина?2. Возьми 2 барабана, а самолетов в 3 раза больше.3. Назови имя и отчество родителей.4. Какое у тебя сегодня настроение? Почему?5. Почему мы не видим микробов?6. Как микробы попадают в органы пищеварения?7. 1 час дня – это 13 часов. Покажи на часах.8. Дополни предложения: Летом жарко, а зимой … Я хочу гулять, но надо … 19 часов – это …. (7 часов вечера). Покажи.9. Реши задачу: В классе 12 ребят, ¼ часть мальчиков. Сколько мальчиков в классе.10. Что особенно интересного было в выходные дни?11. Отгадай загадку: Не куст, а с листочками, Не рубаха, а сшита. Не человек, а рассказывает. (книга)12. На каком транспорте ты добираешься в школу?13. О чем ты мечтаешь?III. Развитие слухового восприятия без аппарата (на голое ухо)- В каком классе ты учишься?- Кто выдает книги в библиотеке?- Как зовут библиотекаря?

IV. Итог урока.

Учитель: Как ты занимался? Ученик: Хорошо. Учитель: Ты молодец! Занимался хорошо. Хорошо говорил звуки, слушал

Внимательно, отвечал на вопросы хорошо.

Учитель: Занятие окончено. До свидания.

Ученик: До свидания.