Звук С

Открытое занятие в I классе.

Тема: Звук С. Цель: закрепить навык чёткого произношения звука С в слогах, словах, фразах; выделять звук в начале, середине, конце слова; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки на звук С, компьютер, экран.

Ход занятия.

I.Организационный момент. Учитель называет предметы и дети должны назвать лишний предмет: огурец-баклажан-слива; яблоко-банан-капуста; берёза-ель-сова; платье-рубашка-стакан; крот-заяц-сорока; грач-воробей-лиса.

II. Знакомство со звуком С. Логопед выставляет картинки со звуком С и спрашивает: — Какой звук чаще других встречался в этих словах? (звук С).-Как вы думаете, с каким звуком мы будем знакомиться? ( со звуком С).

III.Артикуляция звука, мелкая моторика рук (слайды –пальчики, упражнения языка). Логопед объясняет: при произнесении звука С губы растянуты в улыбке, язык-«горочкой», зубы -«заборчиком».

IV.Характеристика звука. Логопед говорит, что звук С -согласный,свистящий, твёрдый, глухой.

V.Воспроизведение слоговых рядов.

СА-СУ-СЫ-СО; АС-УС-ЫС-ОС;СО-СУ-СЫ-СА; ОС-УС-ЫС-АС; СКА-СКО-СКЫ; СТА-СТО-СТУ; СМА-СМУ-СМЫ; СПА-СПО-СПУ-СПЫ.

VI.Закрепление звука С в упражнениях, играх, логических задачах: а) сложи правильно слоги: СУ-УС; СА-АС; СЭ-ЭС; СЫ-ЫС; СО-ОС. б) Хлопни в ладоши, услышав звук С.зи-но-са-ми-со-па-вы-су-сэ-до-сы. в) Найди по картинкам звук С (раздаются предметные картинки). г) Догадайся, о ком идёт речь (логопед произносит фразы не до конца, а дети должны правильно выбрать картинку). На ветке висит вкусная…(слива). Рыжая, пушистая, хитрая…(лиса). Летает, летает, очень маленькая, может ужалить…(оса). Рома поставил сетку и поймал большого …(сома). Громко лает, ой как кусает…(собака). По дороге едет с пассажирами большой…(автобус). Прилетела, на ветку села и запела…(синица). Сидит на ветке, ночью не спит, за всеми следит…(сова). д) Анализ, синтез слов: суп, сок, сук, сам, сом, сыт.( ребята работают синими, красными магнитиками) .

VII.Слоговые упражнения. Выдели голосом один слог.Насос-ссссс. Са-со-су су-со-са со-са-су ас-ос-ус-ис

Са-са-са- у нас оСА

Со-со-со- чиним колеСО

Су-су-су-едим вкусный Суп

Са-со –СУ, со-су-СА, су-са-СО

СУ, СА, СО, -са-ас, су-ус, со-ос, сы-ыс, си-ис.

Какой слог отличается от других и почему?

IX.Дидактическая игра «Наоборот». Логопед произносит слова. Дети подбирают слова, противоположные по смыслу. Мир-ссора, кислый-сладкий, тесная-свободная, трусливый-смелый, пасмурно-солнечно, низкий-высокий.

X.Логические задачи. Логопед задаёт вопросы: -Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон).-Какую ноту кладут в суп?( соль).-Как называется группа птиц? ( стая).- Предмет для сиденья? (стул).-Стой, остановись!Как сказать по-другому? (стоп).

Итог урока: -Какой звук изучали на уроке? –Звук С какой-твёрдый или мягкий?