Звук и буквы Б б

Урок обучения грамоте

Тема: Звук и буквы Б,б.

Цель: познакомить с новым согласным звуком и буквами Б, б; учить читать слоги и слова с новой буквой; продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха; развивать воображение, память, логическое мышление; уточнять и обогащать словарный запас; воспитывать аккуратное отношение к работе, усидчивость, доброе отношение к животным; интерес и желание читать.

Оборудование: буквари, предметные картинки (бабочка, бык, барабан, бусы, бочка, Буратино), иллюстрированная буква Б, таблицы со слогами, нитки, карандаши, буквы алфавита, слоги.

Ход урока

Орг. момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка.

- Ребята, сегодня у нас 17 февраля, среда, второй урок – чтение.

2.Артикуляционная гимнастика.

А теперь откройте ротик,

Приготовьте язычок,

Упражнения помогут

Нам слова произносить.

Открывание и закрывание рта.

Вытягивание губ вперед и растягивание их в улыбку.

Движение языка вперед и назад при широко открытом рте.

Поднимание языка вверх.

Повороты языка вправо и влево.

Пощелкивание кончиком языка.

Актуализация опорных знаний

Встали буковки. «Ура!»

За работу нам пора!

А) «Путаница»

- Назовите буквы?

- Какая буква лишняя? (А, о, и, т, у. Р, п, ы, л, ж.)

Б) «Узнайте букву в узоре»

4. Формирование представлений о звуке.

Интересные вопросы ожидают смельчаков.

Пожелаем им удачи.

Выходите!

Кто готов?

А) Выделение звука.

- Посмотрите на рисунки. Назовите предметы (бабочка, бочка, барабан, бусы)

- Произнесите слово. Сколько слогов? Произнесите первый слог. Определите первый звук?

- С какого звука начинаются эти слова?

Б)Учимся произносить звук.

- поучимся произносить звук, посмотрим на соседа, как он произносит звук. Надо сомкнуть губы и опустить нижнюю челюсть. Губы плотно сомкнуты. Язык свободно лежит в нижней части полости рта. Мягкое небо поднято, воздух с силой прорывает плотно сомкнутые губы. Голосовые связки вибрируют.

В) Характеристика звука.

- Расскажите о звуке Б. (Не поется, согласный. Обозначается, синим кружочком)

Г) Упражнения в выделении звука Б из потока речи

- Немного устали. Положите голову на парту, опустите плечи, закройте глаза. Послушайте рассказ. Запомните слова, в которых есть новый звук Б.

«Лесные музыканты»

Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под березой и ну лупить: бум! бум! бум!

Подошел барсук с баяном:

- Можно с тобой вместе поиграть?

- Конечно, можно! – обрадовался баран.

Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревно, и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались.

-Нельзя ли потише?! – просят звери.

А музыканты еще громче заиграли.

Тут вышла белочка:

- Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.

Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать. (Г.Юдин)

- Поднимите голову. Какие слова запомнили со звуком Б?

5. Формирование представления о буквах Б, б.

- Звук Б обозначается буквами, их две. (Показываю)

Для чего нужна большая буква? А маленькая?

Сравните их.

- На что похожа буква Б?

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Вот посмотрите – кто такой,

Загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу.

б) Конструирование буквы

- Соорудите буквы из ниток. Встаньте и посмотрите, у кого какая получилась.

- Соедините точки так, чтобы получилась буква Б.

В) Определение места новой буквы в алфавите.

- Посмотрите на алфавит, назовите соседей буквы Б.

6. Чтение слогов текста.

- Ребята, кто –то к нам спешит в гости. Давайте попробуем отгадать загадку.

Человечек деревянный.

На воде и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это? (Буратино)

- Ребята в сказке Буратино в школу так и не попал и букв не знает, а читать ему очень хочется. Давайте ему поможем прочитать слоги.

Ба –ба –ба

Бо- бо -бо

Бу -бу- бу

Бы-бы-бы

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Что бы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Б) Упражнения в составлении и чтении слов.

- Как вы думаете, кто к нам еще спешит на урок? Давайте попробуем узнать.

Встал он прямо у дорожки:

Не идут со страха ножки.

И мычит бедняга: «Му!

Шаг я сделать не могу» (бычок)

(выставляется картинка)

- Кто видел быка? Что вы можете рассказать об этом животном?

( Анализ и составление рассказа)

7. Работа по учебнику с.84.

А) Работа с рисунком

- Какое животное нарисовано? С какого звука начинается это слово? Какая буква? В каком домике живет? Почему?

Рассмотрите большую картинку. Кого нарисовал художник? Составьте предложение по картинке.

Б)Чтение – разведка

- Возьмите карандаши. Прочитайте рассказ. Подчеркните букву Б в тех словах, где она есть. Сколько встретилось букв Б в тексте? А теперь давайте прочитаем текст.

(Чтение текста)

- О ком прочитали рассказ? Где был бык? Кто пас быка?

8. Рефлексия.

- Чем вы занимались на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- С каким звуком и буквой познакомились?

- Какие слова запомнили со звуком Б?

- Посмотрите на картинку и найдите слова, которые начинаются со звука Б. Раскрасьте картинки.

9. Оценки.

10. Домашнее задание.

Придумать слова со звуком Б.

Прощаться нам пришла пора

И азбуку закрыть пора!

С ней узнали много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их.

Не зря урок потрачен.