Звук и буква З

Логопедическое занятие в 1 классе.

«Звук и буква З».

Логопед Андреева А. А.

Цели:

автоматизация произношения звука з в слогах, словах;

тренировать в определении места звука в слогах и словах;

коррекция мелкой моторики пальцев рук;

развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.

Оборудование: зеркала, буква З демонстрационная и раздаточные, разборные буквы, предметные картинки, прописная буква з, разрезная азбука, шнурки, игрушки: кукла, заяц, тарелочки с крупой, металлическая буква З, ИТК, еловые и сосновые шишки, картина с изображением комарика, цифра 3.

Ход занятия.

Орг. момент

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Мы им покажем, что мы умеем делать.

- Где живёт наш весёлый язычок? ( во рту, за белыми зубами, за красными

губами).

2.Чтобы красиво говорить, мы сделаем упражнения для языка, для щёк, для пальчиков.

— Массаж лица:

— лоб гладим (от середины лба к вискам);

— щёки (от носа к ушам);

— подбородок (движения вверх по щекам и вискам)

— шея (поглаживание шейки).

- Для челюсти:

— выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и удержать.

- Для щёк:

— надувание обеих щёк одновременно,

— надувание левой и правой попеременно;

— втягивание щёк в ротовую полость между зубами;

- Упражнения для языка:

— “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

-“Горка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

Слайд №1

-“Качели”. Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка вверх – вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.

Слайд №2

-«Маятник». Язык движется вправо, влево.

Слайд №3

-«Чистим зубы» Чистим нижние зубки. Слайд №4

-«Гармошка». (Для нижней челюсти). Слайд №5

-«Колесо». Среднюю часть языка максимально выдвинуть вперёд, а затем убирать вглубь рта.

3.Знакомство с новым материалом. Слышится песенка комарика.

- Кто же это звенит? ( комарик, пчела, муха)

Вдруг откуда-то летит

Наш герой – комарик,

И в руках его горит

Маленький фонарик.

-Вывешивается картинка: Комарик

- Какую он поёт песню?

— Все вместе произносим:

- ззззззззз .

- по отдельности – ззззззз.

- Что нам помогает произносить песенку комарика? (язык, губки, горлышко)

- В каком положении находятся губки? (губки улыбаются).

- А зубки? (заборчиком) показ картинки: забор

- А язычок где у нас? (у нижних зубов)

- А как мы говорим звонко или глухо? (звонко – закрываем ушки и поём песенку комарика или прикладываем тыльную сторону ладони к горлышку, чтобы ребёнок почувствовал дрожание).

- Давайте ещё раз споём песенку комарика.

4. А на письме звук З обозначается буквой 3.

Выставляется печатная буква Зз.

- Какая эта буква?

- А на какую цифру по математике она похожа? (цифра 3)

Выставляется цифра 3.

— На эту букву посмотри

Она совсем как цифра 3,

Извиваюсь словно змейка

Срисовать меня сумей –ка.

- 4. Прежде, чем написать эту букву, разогреем ручки.

Физминутка .

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал. Слайд №6

Б)- Берём еловые шишки и раскатываем их на внутренней стороне ладони,

на тыльной стороне ладони, между пальцами, круговые движения.

- Берём сосновые шишки и раскатываем их на ладошках …

5. а)- Прощупываем металлическую букву З. Обводим её пальчиком.

б)- Собираем рассыпанную печатную букву З

в)- А теперь сделаем из шнурочка печатную букву З.

Выкладывание буквы З.

Г)- А теперь напишем прописную букву

Дети пишут в тарелочках прописную букву

6.- Автоматизация звука З в слогах. «Комарик летит к гласным» .

А

З О

У

Ы

Чтение хором, по одному.

8.- Работа с разрезной азбукой. Составление слогов:

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ

Определить, где стоит звук З?

9. Развитие фонематического слуха.

Говорю слоги, а дети поднимают букву, если есть звук З.

ЗЫ РА НО ЗУ ЗА КА и т. д.

10.На доске вывешены картинки. Нужно внимательно рассмотреть картинку, а теперь отгадать загадку, назвать отгадку и показать картинку.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Гуляю я и в дождь и в зной

Характер у меня такой. Что помогает укрыться от дождя?

Что за чудная вещица

На столе цветы в ней ставят

Дружно все сказали сразу

Ну, конечно, это … (ваза).

Красные звери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей

И пищу, и хлеб, всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю. (что нам нужно, чтобы прожевать

пищу?)

Бородатая, рогатая, молочко даёт.

-Какой звук есть в этих словах ?

-Как мы говорим?

-Где стоит?

11.«Чего не стало?» (Убираются по одной картинке, а дети припоминают, какой картинки не стало.

12.«Кукла Зоя».

Раздаётся стук.

-Кто-то идёт к нам в гости. Это кукла. Она называет своё имя – Зоя. Здоровается с детьми и знакомится с каждым ребёнком.

- Как зовут куклу? (Зоя)

Зоя знакомит детей со своей игрушкой зайкой и называет его имя – Незнайка.

- Как вы думаете, почему зайку зовут Незнайка? (В школе он учился? Знает ли буквы? Умеет ли читать?).

Ответить на вопросы:

Как зовут куклу?

А какая игрушка есть у Зои?

- Как зовут Зайку?

-Кто есть у Зои?

-Как зовут Зоиного зайку?

- Повторение хором скороговорки, а затем по одному:

Зоиного зайку зовут Незнайка.

- Какой звук здесь встречается?

13.Найти в картинке букву З, показать З :

14.Итог занятия:

- Какой звук мы учили?

- Сосчитайте, у кого сколько звёздочек?

- Какая буква есть в слове звёздочка?