Звук Д и буква Д Приметы осени

Тема: Звук [Д] и буква «Д».

Второе занятие по теме.

Группа: Системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной

отсталости.

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с буквой «Д».

Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука [д].

Упражнять в соотнесении звука [д] с буквой «Д».

Упражнять в выполнении инструкций «Возьми – отдай».

Упражнять в чтении открытых слогов с буквой Д.

Тренировать в составлении предложений с помощью пиктограмм.

Совершенствовать навык составления рассказа с опорой на мнемодорожки.

Обобщать знания о приметах осени.

Коррекционно – развивающие:

Развивать артикуляционную моторику, плавное речевое дыхание, мелкую моторику.

Развивать общую моторику, через упражнения с мячом.

Развивать пространственные представления «лево», «право» через упражнения с мячом.

Формировать произношение звука [д].

Развивать фонематический слух: выделять и дифференцировать [д] в слогах.

Развивать внимание, память, слуховое восприятие.

Воспитательные: Воспитывать желание правильно произносить звуки, активность на занятии, умение слушать своих товарищей и четко выполнять инструкции логопеда.

Оборудование: К\д Железновой «Пальчиковые игры», «Весёлая логоритмика». буква Д, символ буквы, картинки для артикуляционной гимнастики, тетради с вклеенными заданиями, карточки для чтения слогов, кассы букв у каждого из детей, наклейки – звёздочки, 2 мяча, мнемодорожки, карточки для мнемодорожек «приметы времён года», пиктограммы «приметы времён года».

План занятия:

Организационный момент. Ритуал приветствия.

Настрой на занятие.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательные упражнения. Игра «По мячу стучу, а потом его качу».

Пальчиковая гимнастика «Краб».

Уточнение артикуляции звука [Д]. Упражнение «Стучим в барабан».

Соотнесение звука и буквы.

Фонетическая зарядка. Пение слоговых цепочек. Пение цепочек из двух слогов. Игра «Эхо».

Чтение слогов.

Динамическая пауза. Игра «Передай мячик».

Гимнастика для глаз.

Составление предложений с помощью пиктограмм.

Повторение. Лексическая тема «Приметы осени». Заполнение мнемодорожки «Приметы осени».

Итог занятия. Рефлексия.

Ритуал прощания.

Ход занятия:

№ п\п

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Оборудование

Организацион-ный момент.

Ритуал приветствия.

Сидит на стуле напротив детей.

Хлопает по ладошкам детей, произнося «При – вет».

Следит за правильным произношением детей.

- Дети, посмотрите – к нам на занятие пришли гости, подарите им свои улыбки.

Сидят на стульчиках.

Хлопают по ладоням логопеда, отвечая «При – вет».

Приветствуют гостей.

Настрой на занятие.

На занятии наши глазки смотрят и всё …

Наши ушки слушают и всё …

Головка работает …

Язычок чётко произносит все …

Отвечают:

… видят

… слышат

… хорошо

… звуки.

Артикуляцион-ная гимнастика.

Рассказывает «Сказку о язычке»

Повторяют движения за логопедом.

Картинки артикуляционной гимнастики.

Дыхательные упражнения.

Игра «По мячу стучу, а потом его качу».

Произносит сочетания гласных звуков, последний из которых пропевается.

О-О-О

А-А-А

О-О-И

А-А-Э

У-У-У

И-И-У

Э-Э-Ы

Ы-Ы-О

Распределяются парами и садятся против друга на расстоянии 2-3 м.

Первые два звука произносят кратко, ударяя по мячу рукой. Третий звук произносят протяжно, при этом катят мяч ребёнку, сидящему напротив.

2 мяча

Пальчиковая гимнастика

«Краб»

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает -2 раза.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит — 2 раза.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет — 2 раза.

А под пальмой …

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне — 2 раза.

А под пальмой ….

У детей:

Руки прижаты друг к другу (от кисти до локтя), пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руки, стараясь попадать в такт музыке.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Большие пальцы соединены, остальные – согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

Большие пальцы соеденены боковыми сторонами, остальные прижаты друг к другу, разведены в стороны (крылья). Машем ими в воздухе.

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открываем и закрываем» пасть крокодила.

к\д Железновой

Композиция «Краб».

Уточнение артикуляции звука [Д]

Упражнение «Стучим в барабан».

Уточнение артикуляции звука [Д].

Давайте вместе произнесём звук «д».

— при произнесении звука [Д] губы открыты или закрыты?

— при произнесении звука [Д] зубы открыты или закрыты?

— при произнесении звука [Д] ветерок встречает преграду?

- какую преграду встречает ветерок?

— Значит звук [Д] какой? Гласный или согласный?

— при произнесении звука [Д] горлышко дрожит или нет? положите все руку на горлышко.

-Значит звук какой? звонкий или глухой?

Следит, чтобы дети произносили звук [Д] громко, но не кричали.

Дети отвечают полным ответом

- при произнесении звука [Д] губыоткрыты

- при произнесении звука [Д] зубы открыты

- при произнесении звука [Д] ветерок встречает преграду

- язычок

- звук [Д] согласный

- при произнесении звука [Д] горлышко дрожит.

- Звук [Д] звонкий.

Имитируя игру на барабане, бьют указательными пальчиками по столу, произнося звук [Д].

Картинки для звукового анализа.

Символ звука [Д] по Ткаченко Т. А.

Соотнесение звука и буквы.

А теперь дети, покажите какой буквой мы обозначаем звук [Д].

А теперь давайте пропишем букву д у себя на ладошке.

Прописывает букву на ладошке у каждого из детей.

Давайте подумаем, на что похожа буква д?

У каждого из вас в тетради картинка, на которой спряталась буква Д. Найдите её. Обведите часть, которая похожа на чемоданчик, обведите часть, которая похожа на табурет.

Найдите все буквы «Д» и обведите их в кружок.

Находят букву в кассе букв.

Пишут у себя на ладошке.

Работают в тетрадях.

Один ребёнок у доски.

Работают в тетрадях.

Кассы букв.

Буква Д

В тетради и на доске у учителя На что похожа буква д

В тетради:

Соотнесение звуков с буквами

Фонетическая зарядка.

Пение слоговых цепочек.

Пение цепочек из двух слогов.

Игра «Эхо».

Чтение чистоговорки с опорой

Поём, хлопаем ладонями по коленочкам.

Да- да-да-да-да-да-да.

Следит, чтобы пальчики на ладошках были вместе.

Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду.

До-до-до-до-до-до-до.

Ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды.

Ди-ди-ди-ди-ди-ди-ди.

Дэ-дэ-дэ-дэ-дэ-дэ-дэ.

Да-ду-да-ду-да-ду

До-ды-до-ды-до-ды-до

Ди-дэ-ди-дэ-ди-дэ

До-до

Да-да

Ди-ди

Ды-ды

Ду-ду

Дэ-дэ.

Ду-ду-ду-ду – потерял пастух дуду,

Да-да-да-да – в огороде лебеда,

Ды-ды-ды-ды – мы собрали ягоды.

До- до-до-до – Свили аисты гнездо.

Поют, хлопая ладонями по коленочкам.

Да- да-да-да-да-да-да.

Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду.

До-до-до-до-до-до-до.

Ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды.

Ди-ди-ди-ди-ди-ди-ди.

Дэ-дэ-дэ-дэ-дэ-дэ-дэ.

Да-ду-да-ду-да-ду

До-ды-до-ды-до-ды-до

Ди-дэ-ди-дэ-ди-дэ

До-до

Да-да

Ди-ди

Ды-ды

Ду-ду

Дэ-дэ.

Проговаривают вместе с логопедом.

Музыкальное сопровождение.

Опора – картинки (пастух, лебеда, ягоды в лукошке, аисты в гнезде).

Чтение слогов.

- Вы замечательно поёте.

А теперь потренируемся в чтении слогов.

В окошечках вы видите слоги, «Нажимая на кнопочки» прочитайте их.

Контролирует правильность чтения слогов.

Дети читают слоги в окошечке.

При этом «нажимают на кнопочки» сначала большим, затем указательным пальцами.

Сначала вместе с педагогом, затем все вместе, потом по одному.

Карточки для чтения слогов.

Динамическая пауза

Игра «Передай мячик».

- Вы молодцы! А теперь немножко поиграем!



Страницы: 1 | 2 | Весь текст