Звать через прошлое в настоящее Александр Невский

Богомолова Оксана Валерьевна – учитель ИЗО

Тесаева Ирина Александровна – учитель музыки

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.

Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее.

Александр Невский».

Цель урока: Сопоставление героико – эпических образов музыки с

образами изобразительного искусства.

Задачи:

Познакомить с жизнью и подвигами князя Александра Невского и показать, как его образ отражён в музыке и изобразительном искусстве.

Развивать познавательный интерес обучающихся.

Развивать эстетический вкус, творческую активность и мышление обучающихся.

Воспитывать уважение к защитникам Отечества и памяти об их подвигах

Тип урока: комбинированный

Оборудование для учителя:

Компьютер, ММ

Оборудование для детей:

Тетради по музыке и ИЗО, альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры.

Ход урока:

Учитель

музыки и ИЗО

Приветствие детей.

Ребята, посмотрите видеофрагмент и подумайте, о чём мы сегодня

на уроке мы с вами будем говорить?

Просмотр видеофрагмента.

Ответы детей.

Учителя:

Сегодня наш урок будет посвящён подвигу известного заступника, защитника, бесстрашного воина и национального героя – Александру Невскому. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

О чём вам говорит это имя? (ответы детей)

Учителя:

Рассказ об Александре Невском:

С историей Новгородской Руси связано имя Александра Невского, князя Новгородского, а затем великого Владимиро – Суздальского князя. В 1240г. В устье реки Невы высадилось шведское войско. Вёл русских воинов в бой молодой князь Александр Ярославич. Ему было всего 20 лет. Дружина Александра была мала, а шведов — несколько тысяч. Применив смекалку, Князь разбил неприятеля. После победы на реке Неве, князя Александра стали величать Александром Невским.

Вскоре после этой победы Александру пришлось защищать Новгород уже от немецких рыцарей – крестоносцев. Главное сражение с ливонскими рыцарями произошло 5 апреля 1242 г. На льду Чудского озера. Летописцы назвали эту битву ЛЕДОВЫМ ПОБОИЩЕМ. Победы в Невской битве и Ледовом побоище надолго избавили Север Руси от вражеских набегов.

Учитель ИЗО:

Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Невский» (слайд)

Что необычного в этой картине?

Из скольких частей она состоит? (3 части)

Беседа по картине.

Триптих – (от греч. triptychos — сложенный втрое), 1) 3-створчатый складень. 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.

Художник делал много эскизов и этюдов, направленных на изображение образа русского человека.

Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский?

(мужественным, отважным, гордым)

Учитель музыки:

А теперь послушайте, как Александр Невский охарактеризован музыкой? (Мужественный, смелый)

Как и чем композитор подчеркнул образ героя? (ритмом, темпом, тембром)

Композитор С. Прокофьев написал кантату, которая так и называется «Александр Невский»

Кантата - крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра

В образе Александра Невского представлен весь народ, все герои, которые защищали и защищают нашу Родину.

Дети:

Много героев имела страна,

И история наша богата,

Но первым он поднял народ на врага,

И Русь для него была свята.

Он к лику святых был причислен народом

За ратный свой труд, за большие дела.

За то, что хотел он народу свободы,

За то, чтоб свободной Россия была.

Учитель ИЗО:

Костюм придаёт образу особую яркость, законченность и силу. Обратите внимание, какие цвета характерны для русского костюма? (красный, белый)

Почему именно красный цвет используется в русском костюме?

Основное украшение костюма – вышивка. Она не только украшала, но и служила оберегом от зла и беды и была связана с религией славян. В вышивке использовались геометрические фигуры, из которых составлялся орнамент с изображением людей, зверей, птиц, растений.

Мы сейчас выполним с вами современную рубашку с элементами русского орнамента в полосе.

(работа по трафаретам)

Учитель музыки и ИЗО:

Игра – викторина.

Среди слов, обозначающих вооружение воина, найди лишние слова:

Доспехи

Латы

Шлем

Щит

Посох

Меч

Кольчуга

Калач

2. Почему назвали Александра Невским?

3. Закончи пословицу: «Кто с мечом к нам придёт,…»

Дети:

Только вдумайся, вслушайся в имя Россия!

В нём и росы, сиянье и сила.

Я бы только одно у судьбы попросила –

Чтобы снова враги не пошли на Россию.

О. Россия! С нелёгкой судьбою страна.

У меня ты, Россия, как сердце, одна.

Я и другу скажу, скажу и врагу:

Без тебя, как без сердца прожить не смогу.

Исполнение песни «Россия».

1. Хохлома, волжский плёс,

Ширь полей, плач берёз.

Это ты, Родина моя,

Это ты, Россия.

Купола, неба высь.

Для тебя наша жизнь.

Это ты, Родина моя,

В мире нет красивей!

Припев: Россия , Россия – ты моя звезда,

Россия, Россия – ты моя судьба.

Россия, Россия — повторю я вновь,

Россия, Россия – ты моя любовь!

Журавли, тополя,

Хлеб, да соль, лик Кремля.

Это ты, Родина моя,

Это ты, Россия.

Детский смех, перепляс,

Доброта синих глаз.

Это ты, Родина моя,

В мире нет красивей!

Припев.

Учителя:

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Вспомнить и написать названия песен, в которых поётся о героях – защитниках Отечества, выписать названия картин с изображением воина – защитника.